Тема 4. постиндустриальная цивилизация

1. Информационная революция: явление, сущность

2. Мировые войны как проявление кризиса цивилизации XX века.

3. Духовный мир и духовные поиски человека постиндустриальной цивилизации.

4. Явление глобализма в мировом цивилизационном процессе

5. Перспективы и возможности становления общечеловеческой цивилизации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Каковы основные причины возникновения глобальных проблем современности?

2. Кто из мыслителей обращается к проблеме возникновения глобальных проблем современности?

3. Какие последствия влекут за собой глобальные проблемы современности?

4. Раскройте содержание понятия «глобализм» в качестве феномена постиндустриальной цивилизации

5. Каковы плюсы и минусы процесса компьютеризации?

6. Может ли процесс всеобщей компьютеризации повлиять на нравственные ориентиры современного общества?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ:

1. Развитие стран "старого" и "нового" капитализма в контексте индустриальной цивилизации.

2. Роль национальных государств в становлении и развитии индустриального и постиндустриального общества.

3. Этапы становления постиндустриальной цивилизации: революционный рывок в области науки, техники, технологий, производства.

ГЛОССАРИЙ

Аккумуляция культурная –представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. А. имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.

Аккультурация - (от лат. Образование, развитие) - процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого, рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Альтруизм - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.

Анализ социокультурный – метод междисциплинарного изучения сложных процессов общественной жизни, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Анимизм - (от лат. Дух, душа) верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, одна из примитивных форм религии.

Антропогенез- процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропоморфная форма божеств - уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития религиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Артефакт (от лат. Искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Архетип (греч. Начало + образ) первоначальный образ, прообраз. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

Барокко (ит.barocco,букв.странный, причудливый)-одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI- середины XVIIвв. Возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских католических стран. Воплощая новые предатавления о вечной изменчивости мира, Б. тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера).

Вера- особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие)- эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. наслаждение)- этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Герменевтика(греч. истолковательное искусство)- традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов ( большей частью, древних, напр., Гомера, Библии и др.)

Глобализация– ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей; способствует расширению культурных контактов между людьми и миграции людей.

Гуманизм(лат. человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике средних веков.

Дегуманизация искусства- процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.

Детерминизм (лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; 2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

Диффузия культурная - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Доминанта культурная - в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры.

Знак материальный - предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Идеал - совершенство, совершенный образ чего-либо, высшая конечная цель стремлений, деятельности.

Инкультурация- процесс обретения культурных навыков человеком, вхождение в культуру.

Инновация- выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.

Интеграция культурная - представляет собой такую взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создаётся благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Иррационализм– (лат. неразумный, бессознательный)-философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.

Искусство - процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке.

Историзм - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития.

Катарсис (греч. очищение) - духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Канон- в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Китч (кич)- явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, одной из наиболее агрессивных тенденций примитивизации в популярном искусстве.

Классицизм (лат. образцовый) - стилевое направление в искусстве конца 17-нач.19 вв., пришедшее на смену барокко в связи с упрочением абсолютизма, отразившее его художественно-эстетические и идейные потребности. Характерной чертой его является нормативность, установление строгих правил для всех видов искусства и их оценки, ориентация на образцы античного искусства (темы, сюжеты древнегреческой и древнеримской мифологии и истории).

Клерикализм(лат. церковный) – общественно-политическое направление, которое пытается усилить позиции религии и церкви в различных сферах общественной жизни.

Код культуры - совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Контекст(лат. Тесная связь, соединение, согласование)- общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура -уровень культуры, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества.

Конформизм - социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей.

Креационизм -религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культ(лат. Почитание) - 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности).

Культурные ценности -нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурогенез -учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Магия -совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность- качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т.п.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, психологический дискомфорт и т.п.

Ментальность, менталитет -мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Мимесис - способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов; основа натурализма в искусстве.

"Модерн" (фр.) - художественно-стилевое направление конца 19 - нач. 20 вв. Использовал новые технико-конструктивные средства, сочетание новых для своего времени материалов (бетона, стекла, металла), изобразительно-декоративных средств, характеризующихся асимметрией, стилизованными растительными узорами, обращением к фантастическому миру животных и растений.

Модернизм (авангардизм) - связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.

Наука -сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности.

Ноосфера (греч. - ум, разум + сфера, область) сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития; новое эволюционное состояние биосферы. Понятие ноосферыкак облекающей земной шар идеально мыслящей оболочки ввели в научный оборот П.Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В.И.Вернадский.

Образ - художественный язык искусства, обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.

Обычай воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Политика культурная -система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

Постмодернизм– направление, которому присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признания плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.

Рационализм -философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное знание согласно рационализму достижимо только посредством разума.

Реализм- в широком смысле понимается как правда жизни, воплощённая специфическими средствами искусства; в узком значении направление в искусстве, для которого характерно воспроизведение типичных характеров и социальных конфликтов, внимание к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

Романтизм – художественно- стилевое направление, ставшее своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма; Р. признал художника субъектом творчества и провозгласил безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Р.- это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад личности и действительности - основа романтического мировосприятия в искусстве. Родина Р.- Германия.

Секуляризация-1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Семиотика - дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных.

Символ-1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы; 2) предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Синкретизм- качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Стагнация - одна из форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, политике, торговле, культуре и других сферах человеческой жизнедеятельности.

Субкультура - 1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.); 2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

Сциентизм (лат.scientia-наука)- философско-мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую ступень человеческого разума. Сторонников С. отличает вера и способность науки разрешить все социальные проблемы. С. преувеличивает значение науки, абсолютизирует возможности научного знания.

Техника - совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Тотемизм -древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Универсалии культуры - исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. У. к. обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.

Фетишизм - одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.

Цивилизация -понятие «цивилизация» неоднозначно. Термин «цивилизация» (лат. civilis - гражданский) был введен в XVIII веке французским экономистом В. Мирабо и означал идеальное общество, основанное на разуме и справедливости: «...цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо». Французские просветители широко использовали этот термин для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, равенство, справедливость, закон и право, т.е. для определения некоего качественного уровня в развитии общества. Позднее в XIX веке под цивилизацией стали понимать этап в истории человечества, следующий за дикостью и варварством (американский антрополог Л. Морган). Часто понятие «цивилизация» отождествляли с понятием «культура».

Эклектизм – механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов.

Эзотерический(внутренний)- тайный, скрытый, предназначенный для посвящённых, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам.

Этос (греч.- обычай, нрав, характер)- обобщённая характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем эти от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Язык - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

Наши рекомендации