Княжеский абсолютизм в Германии. Государственный строй Пруссии
Абсол в Германии.К XV - 1 пол XVI в. - эк расцвета. отличия: неравномерностью по ее отд районам, т. о, развитие торг и пром привело к объединение вокруг местных центров.+ в 1 пол XVI в. Германия раскололась на протест и катол. Реформация сопровождалась соц движениями, Крест война 1524-1526 гг. Кр война принесла выгоды лишь для князей, кн власть усил за счет ослабления городов, оскудения части дворянства. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиоз-ными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала полити-ческие задачи: северогерманские князья боролись против усиления им-ператорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти: по Вест-фальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Пруссия постепенно сложилась из отд земель. XVIII в. Пруссия - абсол монарх. Упр централизовано. Высш орган - тайный совет. тайный совет был раздел на 3 департамента: иностр дел, юстиции и внутр дел. Департаменту внутр дел, в провинциях подчин воен и домениальные палаты. + действ ландраты, - земские советы. Члены ландратов председательств на двор собраниях. Ландраты ведали делами своего сословия. + на них возложены общегос ф-ии: взим налогов, заведыв полицией, рекрут набором. Члены гор советов (магистратов, назначались прав-ом. Землевладельцам принадл вотчинная полиция и юстиция, патронат над церковью и школой. В своб кр общ управление осущ старосты. Прусское гос вмеш в общ жизнь. В этом смысле прусское гос -полиц. Австр просвещ абсол. В XVIII в. в Зап Евр-“просвет движение (Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье ) Под влиянием просвет правители ряда гос провод реформы Распростр идей пришлось на период абсолютизма. Примером такой пол-ки -пол-ка Австрии. Австрия -многонац гос, кот в XVIII в. переж сложн ситуацию. (борьба за престол). После смерти Карла VI ед наследн -его дочь Мария-Терезия, но законы запрещ наследование престола по женской линии. Марии-Терезии завоевыв вл в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны гос и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы нач с военной сферы. введена система рекр наборов. Для подготовки офицер кадров - военная академия. огран креп право: сокращ барщина, введен контроль за суд вл помещиков, созданы сборники гр и уг пр. Фин реформа: введен всеобщего подоход налога на базе всеобщей переписи насел. Значит вним уделялось образованию Все эти реформы сопров централиз гос аппарата. Продолж стал сын Иосиф II, выбранный в 1765 г. импер Герм. Иосиф II отменил креп пр. создан свод законов: отменялись суд пытки, огранич применение смертной казни. Школьному обуч дано светское направл. Церк реформа огранич привилегии катол церкви. Гос оказ поддержку сел хоз и пром; были уничтожены многие внутр пошлины, увел пошлины на ввозимые товары; Но! масс выступл против преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все реформы. Но продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления кап отнош.
30. Рецепция римского права в средневековой Европе - причины, сущность, этапы.
Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.
Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.
Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.
Рецепция римского права обусловливалась:
– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;
– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:
– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;
– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:
1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:
– глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;
– постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);
2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;
3) переработка и усвоение достижений римского права.
Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.
Памятники рецепции римского права:
– во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);
– в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);
– в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);
– на Руси – Соборное уложение 1649 г.
31. Каноническое право в средневековой Европе. Инквизиционный процесс.
Источники права - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В Ш в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара "Кутюмы Бовези"). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.
Каноническое право возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.
Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов.
Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое
всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской
жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit legae romanae).
Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т. п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т. д.