Духовные основы конституционного строя Российской Федерации. Духовный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями
Духовный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.+
В главе Конституции РФ об основах конституционного строя закрепляются наиболее общие и важные принципы и положения Конституции, являющиеся исходными, основополагающими для других ее статей, законов и всей нормативно-правовой системы государства. Их можно условно классифицировать на политические, экономические, социальные и духовные основы.
В действующей Конституции РФ закреплено идеологическое многообразие и подчеркивается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13)
Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства. В статье 14 Конституции Российской Федерации провозглашается, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Светский характер государства выступает одним из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства и корреспондирует принципам свободы совести в нашей стране. Светское государство законодательно закрепляет, гарантирует и создает реальные условия, обеспечивающие гражданам возможность реализовать свои права на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду. Одновременно в условиях многонационального и многоконфессионального государства, каковым является Российская Федерация, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность.
Духовность выражается во внутренней потребности человека в осуществлении своих нравственных, культурных, интеллектуальных интересов, потребностей в саморазвитии, творческой реализации в сфере науки, искусства, образования, культуры, религии. В Преамбуле заложена общая духовная идея Конституции в целом, содержатся базовые общечеловеческие ценности, выступающие нравственным ориентиром для государства.
Принцип гарантированности идеологического и политического плюрализма, предполагает возможность сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей и теорий; многопартийность; невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной; свободу общественных объединений; пределы принципа идеологического и политического многообразия.
Светский характер государства проявляется в отделении религиозных организаций от государства; светском характере образования; невозможности установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной; равенстве религиозных объединений перед законом.
Стремление к международным стандартам в области свободы совести для многих государств открывает перспективы сотрудничества в этой немаловажной сфере и дает возможность совместными усилиями разрешать конфликты, возникающие на религиозной почве. В 1997 году в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В связи с этим изменились уровень и степень религиозности в России. Сегодня свобода совести как неотъемлемое право каждого отнесена к общечеловеческим ценностям. Обеспечить положительные результаты развития нашего общества можно только при активизации этической ответственности граждан к себе и другим, формированию такой позиции могут способствовать религиозные организации.
Осознание личностью адресованных ей конституционных предписаний позволяет ей действовать в соответствии с предоставляемыми индивиду правами в рамках законности. Для этого необходим собственный внутренний духовный опыт. Человек, находящийся на любом уровне умственного и духовного развития, по-разному судит о понятии и сущности конституционного строя. Государственные реформы, распад страны, постоянная борьба наций, национальная преступность постепенно разлагают психологию личности, заставляют жить человека вразрез с конституционными принципами.
Воспитание личностью положительного психологического настроя выполнения предписаний государственно-правовых норм позволяет ей понять значение проводимых реформ и преобразований в государстве, ее правового статуса, определить место и роль государства в ее жизни.
5.Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, классификация и основы их конституционно-правового положения в Российской Федерации.
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Классификация иностранных граждан:
- по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
- постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
- временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
- по степени подчиненности юрисдикции РФ:
- граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
- граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
- военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
- члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
- граждане, служащие в международных организациях;
- граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
- свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
- по целям нахождения на территории Российской Федерации:
- работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
- корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
- преподаватели в учебных заведениях;
- лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
- лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3. не могут участвовать в отправлении правосудия;
4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
5. не имеют права участвовать в референдуме;
6. на них не распространяется воинская обязанность;
7. не могут быть членами политических общественных объединений;
8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
6.Источники конституционного права: понятие и виды
Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.
Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.
Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.
Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:
1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.
2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.
В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.
Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства.
К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта Федерации.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).
Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г., между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются источниками конституционного права.
Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.
7.Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Гражданские | Политические | Экономические | Социальные | Культурные |
право на жизнь ст 20 | право на участие в управлении делами государства ст 32 | право на частную собственность и ее наследование ст 36 | свобода труда, право на труд в нормальных условиях ст 37 | свобода творчества и преподавания ст 44 |
право на защиту чести и достоинства ст 21 | право на объединение, свобода союзов, партий и т.п. ст 30 | свобода экономической деятельности ст 34 | право на отдых ст 37 ч 5 | право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям. Ст 44 ч 2 |
право на свободу и личную непрнкосновенность ст 22 | право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования ст 31 | право на социальное обеспечение ст 39 | ||
право на неприкосновенность личной жизни ст 23 | право избирать и быть избранным ст 32 ч 3 | право на жилище ст 40 | ||
право на неприкосновенность жилища ст 25 | равное право доступа к любым должностям ст 32 ч 4 | право на охрану здоровья и медицинскую помощь | ||
право на свободу передвижения и выбор места жительства ст 27 ч 2 | право обращений в государственные органы ст 24 ч 2 | право на благоприятную окружающую среду ст 41 | ||
свобода совести, вероисповеданий ст 28 | право на образование ст 43 | |||
свобода мысли, слова ст 29 | ||||
уголовно-правовые и процессуальные гарантии(ст 48-54) |