Государственная политика содействия занятости населения в России
Занятость населения представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах.
Безработица- это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
Согласно ч.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Формы безработицы:
Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск нового места работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое. Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели - рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы.
Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена возникновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работников.
Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса.
Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса.
Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе.
Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной - сезонная и фрикционная.
Согласно ст.5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», задачами государственной политики занятости населения Российской Федерации являются:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Важнейшими направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются: управление перераспределением рабочей силы; создание новых и поддержка перспективных рабочих мест; управление программами содействия занятости; подготовка и переподготовка кадров; управление первичным распределением рабочей силы; управление социальной защитой безработных.
Все мероприятия в области политики занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.
Пассивная политика занятости в основном сводится к мерам временного сдерживания безработицы и включает следующие мероприятия: субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе, поддержка безработных, открывающих собственное дело, субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда, льготное кредитование); оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию; социальная защита (выплата пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы).
Активная политика занятости включает в основном следующие мероприятия: содействие в трудоустройстве; профессиональное обучение и консультирование; гибкие формы занятости; квотирование рабочих мест; организацию общественных работ; содействие временной занятости.
Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.
В России Министерство здравоохранения и социального развития с помощью Федеральной службы по труду и занятости, находящейся в его структуре, проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.
24. Промышленная политика в регионе: сущность, цели и методы осуществления
Промышленная политика - осуществляемая органами государственной власти субъекта Российской Федерации система правовых, социально-экономических, организационных, информационных, научно-технических и иных мер, направленных на повышение эффективности функционирования промышленности, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, и учитывающих интересы субъекта Российской Федерации и субъектов промышленной деятельности, а также промышленную политику федеральных органов государственной власти.
Основными целями промышленной политики субъекта Российской Федерации являются:
а) сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала субъекта Российской Федерации;
б) оптимизация состава и структуры промышленности;
в) стимулирование создания и развития производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
г) стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, импортозамещающих, ресурсосберегающих технологий, технологий обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды;
д) защита интересов субъектов промышленной деятельности и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров, развитие потребительского рынка товаров народного потребления и производственно - технического назначения;
е) создание благоприятного инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации;
ж) обеспечение занятости и роста благосостояния населения субъекта Российской Федерации;
з) увеличение доходов бюджетов всех уровней.
Основными мероприятиями по реализации промышленной политики в субъекте Российской Федерации являются:
а) разработка Концепции промышленной политики в субъекте Российской Федерации;
б) разработка и реализация программ развития промышленности;
в) информационно-аналитическое, профессионально-образовательное и природоохранное обеспечение промышленной политики;
г) прямые и косвенные меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.