Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И.Г. Петров.

1 Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

7 Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

7 Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

Задание по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.»

Аристотель.

2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества»

Ф.Миттеран.

3 «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло».

Л.Толстой.

4 «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб».

И.Кант.

5 «Жизнь коротка – искусство вечно».

Античный афоризм.

6 «Искусство без мысли, что человек без души – труп».

В.Г. Белинский

7 «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий , дурное усваивается само собой, без труда».

Демокрит

Ответы к тестам по теме «Духовная сфера»

Часть 1. Уровень А

№ задания ответ
А 1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45

Часть 2. Уровень В.

№ задания ответ
В 1 мораль
В 2 атеизм
В 3 БААБ
В 4 А А Б Б
В 5
В 6
В 7
В 8 ВЗГЕАБ
В 9 ГАБВ
В 10 БААБ
В 11 образование
В 12 право
В 13
В 14
В 15

Часть 3. Уровень С.

С 11)Проявления социальной функции науки, например:

- социального развития и управления

- социального прогнозирования

2) примеры, допустим:

- демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

- экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

- ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

С 2 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;

2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

С 3 В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

С 4 Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры.

Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

1)СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры

2) художественная продукция , преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

С 5

1) Должно быть:

- указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»;

- указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса»

2) могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например:

- акцент на развлекательность;

- отказ от серьезной аналитики;

- преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту и пр.;

- приоритет интересов коллектива перед интересами личности.

С 6

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) сформулированы выводы, например:

- государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;

- в указанный период это отставание возрастало;

- в России в указанный период финансирование науки сокращалось;

- в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;

2) дано объяснение, например:

- Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;

- вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире.

Возможны иные правильные позиции.

С 7

Текст .

Образование в обществе.

1)В ответе должны быть указаны следующие изменения:

- демократическая революция

- промышленная революция

- становление самого института образования

2) В ответе должны быть указаны следующие задачи:

- повысить грамотность будущих избирателей;

- обеспечить равенство социальных возможностей;

- подготовить квалифицированных работников.

3). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

- семья

-армия;

- церковь;

- право;

- политическая партия

2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

- институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;

- институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.

4) 1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»

2) Должен быть указан термин «социальный лифт»

3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.

С 8

Текст.

Наши рекомендации