Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования.
Теория разделение властей
Теория разделение властей — политико-правовая теория, которая гласит, что государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролируемые друг другом) ветви. Обычно это законодательная, исполнительная и судебная. Предложена она была более трехсот лет назад английский философом-материалистом, создателем идейно-политической доктрины материализма Джоном Локком (1632-1704). Сам же термин (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ) ввел французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).
Свои идеи о важности разделения властей Локк изложил в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). Важнейшими произведениями Монтескье, где он выразил свой взгляд на политические и социальные вопросы, были роман «Персидские письма», исторический очерк «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основное его произведении – «О духе законов» (1748).
Появление теория разделения властей было подготовлено всем предшествующим развитием политической и социальной мысли, различными концепциями идеального государственного устройства, сводами наставлений монархам и другими формами выражения философских и политических мыслей. Также, безусловно важным для появления концепции был и накопленный практический опыт организации государственно-правовой жизни.
Отдельные идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклид и др. Ограничение абсолютной власти государя моральными критериями и божественной властью, было описано такими европейскими мыслителями как Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, из древнерусских – митрополит Иларион Киевский и Даниил Заточник. Но это были, в основном, мысли об ограничении власти монарха моральными и религиозными принципами, без предложения эффективных методов достижения этой цели. Также для развития политической мысли необходимо было отвергнуть идею о том, что миром управляет божественный промысел или фортуна, т.е. сделать возможным и потенциально полезным анализ правил и закономерностей в политической жизни страны.
В XVII веке, прежде всего, в Англии стали распространять республиканские взгляды. В привычных для тех времен монархиях верховная власть практически всегда принадлежала одному лицу, а разделялась только по вертикали, т.е. образую некую строгую пирамиду. Такие порядки долгое время казались незыблемыми, но события английской революции, хотя одним из основных мотивов её и был религиозный, сильно подтолкнули вперед политологическую мысль. Эти обстоятельства и привели к появлению доктрины разделения властей. «Отцом-основателем» этой научной теории, был уроженец Бристоля, сын судейского чиновника Джон Локк (1632 – 1704).
Объединив в себе новые идеи, новый опыт теория разделения властей впервые со времени появления государства предоставила способ сколько-нибудь эффективного ограничения насилия и произвола со стороны власти.
Самым эффективным из множества способов виделся принцип распределения государственной власти между различными частями государственного аппарата.
Джон Локк решительно выступал против традиционного отношения к монархии, прямо отвергая ее: «…абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».
Всего Дж. Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Стоит отметить, что Локк не выделял отдельно судебную власть, а считал её составным элементом исполнительной власти. Также Локк подчеркивал, что федеративная и исполнительная власть могут находиться в одних и тех же руках, тогда как законодательную власть совершенно необходимо отделять от исполнительной и федеративной, и, более того, она должна олицетворять верховную власть в стране. В целом Дж. Локк отдавал в соотношении властей первенство по важности законодательной власти, признавая ее «не только верховной властью в государстве, но и священной, неизмененной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».
Локк считал, что только такой институт, как государство, а не какой бы то ни было иной носитель власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
Первые попытки оптимизации государственной власти, предпринятые англичанами, стали примером для народов континентальной Европы. Наиболее полно английский опыт государственного строительства был воспринят в среде просветителей монархической Франции, где с середины XVIII в. начинается процесс активного формирования принципов, которые потом будут использованы для глубокой модернизации французского общества.
После оформления во Франции абсолютизма, который ярко характеризует фраза Людовика XIV: «Государство – это Я» проблема ограничения самодержавной власти монарха в этой стране становится очень важной. Это спровоцировало французскую интеллигенцию на создание работ посвященных способам ограничения власти монарха.
Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Шарля Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Его концепция разделения властей была описана в книге «О духе законов» (1748). Основная её мысль – это, утверждение, что злоупотребление властью можно не допустить, если различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Это было первое в европейской политической теории заявление о необходимости создания того, что сегодня называют система сдержек и противовесов. Он предложил не только концепцию, но и конкретную реализацию такой системы.
Монтескье считал, что устройство государства должно обеспечивать политическую свободу граждан, а также справедливость и устойчивость политической системы.
Способ разделения властей ему представлялся как одновременное существование трех частей государственного аппарата. Каждая из этих частей должна иметь свою определенную область компетенции.
Монтескье писал, что существует три типа власти:
· законодательная власть, существующая для принятия, отмены или исправления законов
· власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, т.е. объявление войны, заключение мира, дипломатия, обеспечение безопасности государства
· и власть исполнительная, ведающая вопросами права. Занимается разрешением споров граждан и наказанием преступников
Вторую власть, таким образом, он называет просто исполнительной, а третью законодательной.
Монтескье отмечал, что крайне важно не допустить концентрации власти в одних руках. Ведь если одна и та же группа людей сможет создавать законы, исполнять их и наказывать тех, кто им не следует, то их произволу не будет никакого ограничения .
Самой важной из трех Монтескье считал законодательную власть: «…если бы она была совершенно свободна в своих действиях, то могла бы правомерным образом уничтожить другие власти…» . Таким образом, он не только предостерегал от чрезмерного её усиления, но также и отмечал её важность.
Для лучшего осуществления законодательным органом власти своей функции в системе сдержек и противовесов он считал, то он должен состоять из знати, где должность передается по наследству и обосновывал это таким образом: «Законодательный корпус, состоящий из знатных, должен быть наследственным. Он является таким уже по самой своей природе. Кроме того, необходимо, чтобы он был очень заинтересован в сохранении своих прерогатив, которые сами по себе ненавистны и в свободном государстве неизбежно будут находиться в постоянной опасности. Но так как власть (наследственная) может быть вовлечена в преследование своих отдельных интересов, забывая об интересах народа, то необходимо, чтобы во всех случаях, когда можно опасаться, что имеются важные причины для того, чтобы ее развратить, как, например, в случае законов о налогах, все ее участие в законодательстве состояло бы в праве отменять, но не постановлять».
В своем труде Монтескье отдавал исполнительную власть в руки монарха: «Исполнительная власть должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими; напротив, все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним. Если бы не было монарха и если бы законодательная власть была вверена известному количеству лиц из числа членов законодательного собрания, то свободы уже не было бы: обе власти оказались бы объединенными, так как одни и те же лица иногда пользовались бы – и всегда могли бы пользоваться – и той и другой властью». Так он обозначил соотношение численности верхнего аппарата между этими двумя ветвями власти. Небольшая для исполнительной, большая для законодательной, эта пропорция сохраняется и современных политических системах.
Помимо уже описанных исполнительной и законодательной ветвей власти хорошему государству требовалась еще одна. Это судебная власть, она, помимо всего прочего, должна осуществлять роль арбитра при политическом кризисе, будь он большим или малым и локальным.
Говоря о судебной власти и организации судов Монтескье отдавал предпочтение судам присяжных заседателей. Обосновывая такую организацию судов, Монтескье писал: «Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда».
Монтескье не нравилась существовавшая в то время во Франции система законодательства. В значительной части она состояла из законов, утверждавших архаичные феодальные порядки. Он указывал на необходимость изменения законов, устанавливающих ответственность за преступления. «Наказание должно быть соразмерно вине».
Таким образом, Монтескье создал прогрессивный проект государственного устройства и сумел придать принципу разделения властей юридический смысл.
Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты президентской республики
внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Полномочия парламента
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности , которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.