Соотношение компетенции федеральных органов и органов власти субъектов федерации в России

комп. Федеральных органов:

1) принятие и изменение фз в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; 3) установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; 5) управление федеральной гос. собст., используемой в области охраны здоровья граждан; 6) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности; 7) организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработка и утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;8) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации; 9) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;10) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;11) подтверждение соответствия (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; подтверждение соответствия продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий; 12) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;13) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей и организаций в здравоохранении;
14) установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования; установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; 15) координация деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; 16) установление порядка производства медицинской экспертизы; 17) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 18) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан; 19) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;20) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; 21) выдача разрешений на применение на территориях субъектов Российской Федерации новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.

Полном.органов госвласти субъектов рф: 1) принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан; 2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; 3) разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; 3.1) право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
4) установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, порядка их организации и деятельности; развитие учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации; их материально-техническое обеспечение; 4.1) участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
5) формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций; 7) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер; 8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; 9) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов рф, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; 10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах; 11) координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан; 12) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; 13) другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

28.Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

субъект РФ – это ограниченно правоспособное тер­риториальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования. Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в преде­лах своей компетенции. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. В РФ действуют следующие принципы образова­ния территории субъектов РФ: 1) территориaль­ный принцип; 2) национальный принцип; 3) национaльно-территориaльный (смешанный) принцип. В зависимости от вида субъекта Федерации диффе­ренцируется их правовое положение внутри государ­ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ. Наибольшим объемом полномочий обладают рес­публики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область. Правовой статус автономного округа определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ. Правовое положение автономного округа (обла­сти) не может быть заменено без предварительно­го его согласия. Автономный округ (область) самостоятельно регу­лирует вопросы владения, пользования и распоряже­ния землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их сов­местного ведения. РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к пред­метам ее исключительного ведения в силу их осо­бой важности для государства. Субъекты РФ не вправе без предварительного со­глашения с РФ принимать нормативные акты, затра­гивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-террито­риальные, устанавливать таможенные налоги и сбо­ры при въезде и выезде на территорию субъекта РФ.

Наши рекомендации