Обязательства: понятие, исполнение обязательств и ответственность за их нарушение
Предметом гражданского законодательства являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Это в полной мере относится и к гражданско-правовым обязательствам.
Основными функциями обязательственного права являются: организация хозяйственных связей между субъектами рыночных отношений, закрепление и охрана отношений экономического оборота. С появлением и развитием товарного оборота возрастает роль обязательственного права.
Все многообразие отношений, возникающих в гражданском обороте, определяется одним термином - «обязательственные правоотношения», которые при всем их внешнем различии обладают некой юридической общностью, позволяющей систематизировать эти отношения, выявляя их характерные признаки.
Обязательственные правоотношения в гражданском праве принято именовать обязательствами. Однако действующий ГК РФ не проводит четкое отличие обязательства от обязанности контрагента (должника). Например, ст. 328 ГК говорит о встречном исполнении «обязательств», вместо - «обязанностей»: «Встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствие с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной». Поэтому при чтении ГК нужно помнить о несоответствии доктринального толкования обязательства легальному[12].
Обязательства представляют собой относительные правоотношения. Они характеризуются конкретным субъектным составом, полной определенностью участников. Их предмет обычно составляют реальные действия (по передаче имущества, купле-продаже, поставке и др.), либо воздержание от вполне конкретных действий. Предметом обязательства могут быть только правомерные действия.
В отличие от правоотношения собственности, которое является абсолютным, независящим от действий других лиц (они обязаны лишь воздерживаться от нарушений права собственности), обязательство – относительное правоотношение, реализация которого зависит от одного или нескольких конкретных субъектов.
Субъектами обязательства являются кредитор и должник, однако схема «кредитор-должник» формальная, а не фактическая: «Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать» п. 2 ст. 308 ГК.
Суть обязательственного права хорошо понимается, если его рассматривать в контексте с вещным правом. Однако нужно помнить, что обе эти подотрасли гражданского права регулируют отношения, лежащие в разных плоскостях, несмотря на то, что очень часто эти отношения возникают из одного и того же основания. Приведем следующий пример.
Правомочия владения и пользования арендованным имуществом составляют юридическое содержание вещно-правового отношения, основанием возникновения которого явился договор аренды. Так вот, право арендодателя требовать, например, по истечении установленного срока вернуть арендованное имущество (право кредитора) и обязанность арендатора удовлетворить это требование (обязанность должника) составляют юридическое содержание обязательственного отношения (обязательства), возникшего на основании того же договора аренды.
В обязательствах, которые закрепляют отчуждение некоторых правомочий собственника, фактический собственник находится в относительном (обязательственном) отношении с формальным собственником и прибегает, прежде всего, для защиты своего положения квази-собственника к использованию как вещно-правовых средств защиты, так и обязательственных.
Таким образом, обязательство представляет собой относительное имущественное правоотношение, в котором должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие (передать имущество, произвести работу и т. д.) или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.
Под обязанностью воздерживаться от действия понимается, например, обязанность сотрудника фирмы воздержаться от разглашения коммерческой тайны.
Здесь надо отметить, что речь идет о правовых, а не о фактических отношениях. Между участниками обязательств возникают права и обязанности, исполнение которых обеспечивается неотвратимостью (страхом) имущественной ответственности и мерами принудительного порядка.
Следовательно, сущность данных правоотношений состоит в понуждении конкретных лиц к определенному поведению, преследующему имущественную цель.
Под исполнением обязательства понимается совершение или воздержание от действий, составляющих предмет обязательства.
Ст. 309 ГК, устанавливает, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативно-правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Надлежащее исполнение означает, что обязательство должно быть исполнено надлежащим субъектом, в надлежащем месте, в надлежащее время, надлежащим предметом и надлежащим образом.
Ст. 396 предусматривает, что предмет обязательства не может быть заменен денежным эквивалентом в виде возмещения убытков и уплаты неустойки. Однако ст. 396 данный принцип распространяет лишь на ненадлежащее исполнение обязательства: «Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором». При неисполнении обязательства возмещение убытков и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.
В то же время неисполнение обязанности передать индивидуально-определенную вещь предоставляет кредитору право требовать отобрания этой вещи и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях (ст. 398 ГК). Однако неисполнение обязанности выполнить определенную работу предполагает уже не требование об однозначном исполнении данной обязанности в натуре, а возможность кредитора «…в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков» (ст. 397 ГК).
Ст. 310 не допускает односторонний отказ от исполнения должником своих обязанностей по обязательству, за исключением случаев, предусмотренных законом, а для предпринимателей - так же и за исключением случаев, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Под ответственностью в обязательственных (товарно-денежных) отношениях необходимо понимать меры государственного или общественного принуждения, носящие имущественный компенсационный характер и являющиеся мерами наказания. Такого рода ответственность именуют гражданско-правовой. Моральная ответственность здесь не применима.
Глава 25 ГК предусматривает меры ответственности за нарушения обязательств. Однако в эту главу включена одна из мер защиты гражданских прав – принудительная мера к исполнению обязательства в натуре. Меры защиты гражданских прав (признание права; признание оспоримой сделки недействительной; присуждение к исполнению обязательства в натуре; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; и т. п.) отличаются от мер ответственности тем, что они направлены на предупреждение или пресечение правонарушения, а также – на восстановление положения, существовавшего до правонарушения и в отличие от мер ответственности не преследуют цели наказания, т.е. не связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя. Такие обременения могут выражаться в виде возложения на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему права. Последнее может произойти, например, в соответствии со ст. 179 ГК, когда по иску потерпевшей стороны при сделке, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обращается в доход государства, а также обязуется возвратить все полученное ею по сделке потерпевшей стороне и возместить ей причиненный реальный ущерб. В приведенном примере в статье 179 ГК предусмотрены в сочетании, как мера защиты потерпевшей стороны – признание оспоримой сделки недействительной, так и мера гражданско-правовой ответственности – конфискация имущества правонарушителя. Отличить меры защиты от мер ответственности помогает и тот факт, что применение мер гражданско-правовой ответственности допускается, по общему правилу, при наличии вины правонарушителя, а меры защиты не зависимо от этого[13].
Основания ответственности.
Под основанием гражданско-правовой ответственности понимается совокупность условий необходимых для ее наступления. Такими условиями являются: противоправное поведение, наличие вреда, причинно-следственная связь между ними, а также вина.