Тема 9. Правотворчество. Систематизация законодательства. (4 часа)
1. Понятие и виды правотворческой деятельности.
2. Принципы правотворчества.
3. Правотворческий процесс: виды, стадии.
4. Этапы и стадии законотворческого процесса.
5. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.
6. Юридическая техника.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность процесса правотворчества? В каких формах оно может осуществляться?
2. Каковы основные этапы и стадии правотворческого процесса?
3. Что такое законодательная техника и каково ее значение для качественной подготовки проектов нормативных правовых актов?
4. К какому виду систематизации законодательства относятся правовые базы данных?
5. Какие примеры официальной инкорпорации вам известны?
6. Используются ли в российской правовой системе консолидированные правовые акты?
7. Какие виды кодификационных актов вам известны?
Темы рефератов
1. Предпроектный этап законотворческого процесса как необходимое условие его эффективности.
2. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
3. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития.
4. Средства законодательной техники.
Основная литература
1. Бошно С. В. Влияние судебной практики на законотворчество // Государство и право. - 2004. - № 8.
2. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. - М., 1993. - 128 с.
3. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991.
4. Курманов М. М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 52 – 56.
5. Кухарук Т. В. Систематика и систематизация законодательства // Правоведение. - 1993. - № 5.
6. Лившиц Р. З. О легитимности закона // Теория права: новые идеи. Вып. 4. - М., 1995. – С. 18-26.
7. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / под ред. В. И. Никитинского, И. С. Самощенко. - М., 1988. - 304 с.
8. Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982.
9. Щупленков В. П. Законотворчество: фундаментальный курс. - М., 1993.
10. Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1990.
Дополнительная литература
11. Боботов С. В. Законодательный процесс в Соединенных Штатах Америки // Журнал российского права. - 1997. - № 5.
12. Баранов В. М. Концепция законопроекта. - Н. Новгород, 2003.
13. Баранов В. М. и др. Систематизация нормативно-правовых актов /В. М. Баранов, Т. Н. Рахманина, В. М. Сырых. - Н. Новгород, 1993.
14. Безбородов Ю. С. Международно-правовые модельные нормы и модельные акты: соотношение категорий // Правоведение. - 2004. - № 3.
15. Богдановская И. Ю. Закон в английском праве. - М., 1987.
16. Булаков О. Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами парламентов европейских государств // Государство и право. - 2004. - № 7.
17. Власенко Н. А. Законодательная технология: (Теория. Опыт. Правила). - Иркутск: Вост.-Сиб. изд. компания, 2001.
18. Вылегжанин А. Н. К учету международно-правового опыта в работе по кодификации морского законодательства России / А. Н. Вылегжанин, Р. А. Каламкарян // Государство и право. - 2005. - № 3. - С. 49 – 61.
19. Гребенников В. В. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (Аналитический обзор) / В. В. Гребенников, Н. А. Васецкий, Л. Я. Полуян // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 91-97.
20. Горбуль Ю. А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2004. - № 6.
21. Дмитриев Ю. А. Референдум в системе народовластия / Ю. А. Дмитриев, В. В. Комарова. - М., 1995. - 323 с.
22. Зеленов Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского союза. Эволюция полномочий Европейского парламента // Государство и право. - 2005. - № 1. - С. 97 – 103.
23. Калинина Н. А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы, перспективы. - М., 1997.
24. Керимов А. Д. Закон во Франции: от принятия до промульгирования // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 71-74.
25. Колдаева Н. П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. - 2003. - № 2. - С. 13 – 16.
26. Конституция и закон: стабильность и динамизм /В.А. Туманов и др. - М., 1998.
27. Костенков М. В. К вопросу о кодификации норм административного права России / М. В. Костенков, А. В. Куракин // Государство и право. - 2002. - № 4. - С. 19 – 29.
28. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья первая) // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 5-8.
29. Котенков А. А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе (статья вторая) // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 15-17.
30. Котенков А. А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законодательной процедуре (статья третья) // Государство и право. - 1998. - № 11. - С. 5-7.
31. Крестьянинов Е. В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. - 1995. - № 12.
32. Кромби Д. Самые глупые законы мира. - М.: Изд. дом «Городец», 2004.
33. Литягин Н. Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. - 2003. - № 4. - С. 26 – 32.
34. Лихобабин В. А. Делегированное законодательство. Не посмотреть ли по-новому? // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 1.
35. Малько А. В. Лоббизм и право // Правоведение. - 1995. - № 2.
36. Масловская Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. - Сургут, 1999.
37. Морозова Л. А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация («круглый стол» журнала «Государство и право») / /Государство и право. - 1999. - № 2-3.
38. Муромцев Г. И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Правоведение. - 2000. - № 1.
39. Окуньков Л. А. Вето Президента: науч.-практ. пособие / Л. А. Окуньков, В. А. Рощин. - М., 1999. - 352 с.
40. Поленина С. В. Общая теория права об оптимизации количественных и качественных параметров законов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2002. - № 1.
41. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.
42. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика / под ред. А. В. Гайды, М. Ф. Казанцева, К. В. Киселева, В. Н. Руденко. - Екатеринбург: УрО РАН, 2001. - 448 с.
43. Проблемы юридической техники: сб. ст. - Н. Новгород, 2000. - 823 с.
44. Рарог А. И. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения / А. И. Рарог, Ю. В. Грачева // Государство и право. - 2002. - № 11. - С. 93 – 100.
45. Сенякин И. Н. Федерализм и развитие российского законодательства // Правоведение. - 1996. - № 3.
46. Сивков А. Л. Альтернативные источники парламентских процедур (практика, обычай, прецедент, толкование регламента) // Государство и право. - 2004. - № 11. - С. 82 – 84.
47. Скурко, Е. В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. - 2003. - № 1. - С. 103 – 106.
48. Соколова А. А. Социальные аспекты понятия «правообразование» // Государство и право. - 2004. - № 7.
49. Суханов Е. А. Современная кодификация гражданского законодательства в России // Вестник Москов. ун-та. Серия 11. Право. - 1995. - № 5.
50. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. - М., 2000.
51. Тихомиров Ю. А. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации / Ю. А. Тихомиров, Т. Д. Зражевская // Государство и право. - 1997. - № 1.
52. Тихомиров Ю. А. Правовые акты: учеб.-практ. и справ. пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. - М., 1999.
53. Троицкий В. С. Делегированное законотворчество / В. С. Троицкий, Л. А. Морозова // Государство и право. - 1997. - № 4.
54. Хижняк С. П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения // Правоведение. - 1990. - № 6.
55. Червонюк В. И. Согласование интересов как вид современных законодательных технологий / В. И. Червонюк, И. В. Гойман–Калинский // Государство и право. - 2004. - № 8. - С. 30 – 38.
56. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург, 1993.
57. Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997.
58. Шувалов И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // Журнал российского права. - 2004. - № 6.
59. Шувалов И. И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. - 2004. - № 4.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 янв. - № 7.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. федеральных конституционных законов от 31.12.97 № 3–ФКЗ, от 19.06.04 № 4–ФКЗ, от 03.11.04 № 6–ФКЗ, от 01.06.05 № 4–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3.Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. Федерального закона от 22.10.1999 № 185-ФЗ, 21.10.1011 № 289-ФЗ) // Собрание законодательства РФ 1994. - № 8.- Ст.801; 1999. - №43.- Ст.5124.
3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33–ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1527
4. Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.07.2005 N 85-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.
5. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 № 490, от 13.08.1998 № 963, от 28.06.2005 № 736) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2663.
6. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов» (в ред. Указов Президента РФ от 05.10.2002 № 1129, от 28.06.2005 № 736) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 12. - Ст. 1260.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 №715) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 33. - Ст. 3895.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2253.
9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 января 2001 года № 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации № 51 «Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти // Бюллетень Минюста РФ. - № 2. - 2001.
10. Приказ Центрального Банка Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 115-П «Об утверждении Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России // Вестник Банка России. - 2000. - № 41.