Профессионально-этические основы поведения журналиста
Журналистские кодексы – отражение этики журналиста, как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали. Их есть довольно большое количество, среди них:
1. Международная организация журналистов: кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинства своей профессии не прибегать к недостойным средствам.
2. Московская хартия телерадиовещателей? 1 канал, НТВ, ТВЦ, Рен, ТНТ, СТС
3. Московская хартия журналистов 1994
4. Кодекс профессиональной этики руководителей союза журналистов России
5. Кодекс профессиональной этики конгресса журналистов России.
Из всех кодексов главное: журналист должен распространять только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.
Журналист-аудитория:
1. Защищать свободу прессы
2. Уважать право людей знать правду
3. Уважать право людей на собственное мнение
4. Уважать моральные ценности и культурные стандарты людей
5. Укреплять доверие людей к СМИ
Журналист-источник информации
1. Использовать достойные и законные методы
2. Уважать право на отказ от предоставления сведений
3. Указывать источники информации
4. Сохранять профессиональную тайну в отношении к источникам
5. Соблюдать оговоренную конфиденциальность
Журналист-герой
1. Уважать личность, ставшую объектом журналистского внимания
2. Уважать право на непрекосновенность частной жизни
3. Не искажать в материале факты о жизни героя
4. Воздержаться от любых пренебрежительных высказываний
Журналист-коллеги
1. Уважать общность интересов журналистского содружества
2. Заботиться о престиже профессии
3. Приходить на помощь коллегам, оказавшимся в беде
4. Уважать чужие и отстаивать свои авторские позиции
5. Уважать нормативы служебных отношений
Журналист-власть
1. Проявлять уважение к власти как социальному институту
2. Оказывать информационную поддержку властным структурам
3. Отстаивать право на доступ к информации о деятельности власти.
4. Разоблачать злоупотребления лиц, работающих во власти
5. Отстаивать право журналиста на независимость от власти
Нравственные принципы – не приказ, не закон и журналисты делятся на тех, кто их соблюдает, и ими пренебрегает.
Тюменская этическая медиаконвенция
Кредо конвенции – отношение к журналисту как человеку, для которого характерны нравственные искания, свободный выбор решения и ответственность за него. Характерны для журналиста как личности , характерны для него как для профессионала . Мы доверяем нравственной свободе журналиста, не опасаемся непредсказуемости его самоопределения, стараемся противостоять любым намерениям патерналистски «опекать» свободное решение журналиста. Конвенция ценит свободу морального выбора журналиста, его готовность отвечать за ситуацию выбора, за принятие-непринятие определенных профессионально-нравственных ориентиров, за способность решать противоречия
Мораль – это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу.
Этика – осмысление морали и нравственности религии, философии и науки
Нравственность – совокупность духовных качеств человека, определяющих стиль его поведения, характер морального выбора в той или иной житейской ситуации.
Программа издания – совокупность нравственных принципов (сиволов), используемых в массовой информации данной страны, данного органа СМИ.
Нравственное поведение – отстаивание интересов своих читателей, всего общества, так как этим журналист защищает себя от лжесвидетельства, способного невольно возникнуть при любой программе издания.
Позитивный моральный идеал журналистики – права человека, которые основаны на естественном праве на свободу и личное счастье
Моральные нормы гражданского общества: товарищество, солидарность, принципиальность, коллективизм, соревнование, чувство нового, разумные потребности, идейность, гуманность, убежденность.
По Лазутиной:
Для журналистики как профессии характерен свой кодекс чести. Он включает профессиональный долг. Объективная сторона профессионального долга в любом случае есть отражение обязанностей, которые выпадают на долю представителей данной профессии в обществе.
Тесно связаны с категорией профессионального долга категории «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть». Объективную основу содержания первой составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества и за которые общество имеет право с профессионала спросить. В этом смысле профессиональная ответственность выступает, как частный случай социальной ответственности и призвана свести к минимуму негативные последствия, стимулируя качественное выполнение профессионального долга.
Становление профессиональной нравственности – это длительный и непростой процесс. Но начало ее для личности – всегда момент осознания принципиально важных вещей, описанных в способе творчества. В ряду их для журналиста – еще одна пара категорий: профессиональное достоинство и профессиональная честь.
Профессиональное достоинство восходит к таким объективно существующим обстоятельствам, как роль того или иного профессионального содружества в жизни общества и роль конкретной личности в жизни данного содружества. Отражение этой роли в сознании содружества, в сознании личности образует более или менееустойчивое представление о значимости профессии и собственной значимости, о необходимости соответствовать этой значимости каждым своим поступком. Поэтому профессиональное достоинство оказывается одним из существенных мотивов ответственного профессионального поведения.
Профессиональная честь – категория, в которой отражается объективно существующая зависимость между отношением общества к данной профессии и ее нравственным уровнем.
Нравственные принципы образуют следующий ряд:
1) соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость;
2) соблюдать законы своей страны и международные правовые акты, обнаруживая уважение к демократическим институтам общества;
3) соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности;
4) выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.
В целом отношения типа «журналист – аудитория включают следующие принципы:
1) всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;
2) уважать право людей знать правду, своевременно предоставляя им объективную и правдивую информацию о действительности при четком отделении фактов от мнений, противодействуя намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных;
3) уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио или телевидению и содействуя общедоступности средств массовой информации;
4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, используя их в качестве ценностной основы произведений, не допуская в своих произведениях смакования подробностей преступлений, потворства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;
5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации, содействуя открытому диалогу с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации и дезориентации его посредством неточных или двусмысленных заголовков.
Таким образом, делается вывод о том, что теория любой творческой деятельности есть обобщение исторического опыта профессии. Журналистика не исключение. Научиться профессии журналиста – значит освоить ее опыт.
17.Основные черты русской публицистики XVIII века.
Черты этого периода:
недолговечность изданий
журналистика не была злободневной в том плане, что материалы в журналах не устаревали
огромное количество переводных произведений
Русская журналистика шла по стопам развития европейских изданий.
«Ведомости»
По факту первой газетой были «Куранты». Однако первой печатной — «Ведомости», по указу Петра I в 1702 году. С 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского. Содержание сводилось к пропаганде петровских реформ, характеристике экономического потенциала страны, обзору военной кампании «Северной войны» и др. От многих европейских газет отличалась тем, что была менее всего нацелена на получение коммерческой прибыли. В 1728 стала называться «Санкт-Петербургские ведомости».
«Примечания» — первый журнал (1728) с ним связаны и первые шаги Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. С 1748 по 1751 г. Ломоносов являлся фактически редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
«Московские ведомости» были созданы по инициативе Ломоносова в след за открытием Московского университета в 1755. Ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.
Первый частный журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение — самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.
Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 г. по причине недовольства его критической направленностью.
Сатирические журналы XVIII в.
Затем появились журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец» , Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др. Это были преимущественно литературные журналы. Однако и в литературной форме журналисты того времени Новиков, Крылов сумели поставить ряд острых социальных проблем. Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, французоманию дворян и другие пороки.
Крылов под видом переписки духов, гномов и других фантастических существ потустороннего мира критиковал самодержавие, придворные нравы, дикость и жестокость помещиков, взяточничество чиновников.
Особого внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом «Всякая всячина» (1769), который издавала сама императрица Екатерина II с помощью княгини Е.Р. Дашковой, и журналами Новикова. Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую.
Внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов.
При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII в. журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.
В конце века заметную роль в журналистике стал играть Н.М. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова «Московские ведомости», «Детский журнал». В 1791 г. он сам стал издавать литературный ежемесячник под названием «Московский журнал». Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события. Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса — заслуги Карамзина-журналиста этого периода. Его произведение «Письма русского путешественника» познакомили аудиторию с Европой, швейцарской демократичностью, немецким научным просветительством, знаменитыми учеными и поэтами, комфортабельностью европейской жизни.
18.Основные направления в русской журналистике первой половины XIX века. Традиции отечественной печати и современность.
В начале 19 века, с приходом к власти Александра I смягчилось положение прессы и литературы. Выросло количество журналов. Издавались некоторые из них уже не отдельными людьми, а дружескими литературными обществами, например «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Вся журналистика того периода делались на два направления:
· консервативно-монархическое
· либерально-просветительское, демократическое
«Вестник Европы»
Литературно-политический журнал Карамзина, которым он занимался с 1802 по 1803 год, а потом ушел. Журнал один из наиболее заметных в первое десятилетие века. Журнал примечателен тем, что в нем появился одел политики. По мере нарастания агрессии Наполеона был отдел иностранных новостей. Во внутренней политике требовал более гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков. Руководящая роль в делах государства отдавалась дворянству. Издание было рассчитано на на городских дворян и провинциальных помещиков. В литературном отделе печатал сентиментальные произведения для грамотных женщин-дворянок.
«Сын отечества»
Журнал Николая Ивановича Греча появился во времена Отечественной войны. Соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).
«Полярная звезда»
Альманах Бестужева и Рылеева. Политические идеи проводились исключительно через литературные материалы. Направление альманаху придавали аналитические обозрения русской литературы Бестужева. Воспитанию гражданских доблестей современников посвящались «Думы» Рылеева: «Рогнеда», «Иван Сусанин» и др. В альманахе печатались молодой А.С. Пушкин и другие поэты-романтики. Альманах пользовался популярностью и в Европе, переводы появлялись во Франции, Германии, Польше.
«Современник» Пушкина
В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.
В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта.
Отдельная тема – противостояние западников и славянофилов. «славянофилы» (И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.), «западники» (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский). Самый видный западник – Белинский. Он работал сначала в «Телескопе», потом в «Отечественных записках» Краевского, а потом и в «Современнике», но уже Некрасовском, не Пушкинском.
Один из печатных органов славянофилов – журнал «Москвитянин». В 40-е годы имел отдел «Духовное красноречие», защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, Хомяков, И. Киреевский и другие. Славянофилы пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе.
19.«Толстые» журналы второй половины XIX века (анализ одного издания по выбору студента).
http://www.evartist.narod.ru/text1/93.htm
http://www.km.ru/referats/B8EE89F5E1F040DB900B52472385040F
20.Русская журналистика 1890–1920-х годов (характеристика одного из этапов по выбору студента).
Начало 20 века.
Складывающиеся партии (социал-демократы, социал-революционеры, конституционные демократы и даже монархисты) не имели своих легальных изданий. Первые партийные органы печати формируются в эмиграции. Эсеры в 1900 г. организовали газету «Революционная Россия», социал-демократы — в 1901 г. «Искру», будущие кадеты группируются вокруг журнала «Освобождение» (1902).
Русско-японская война в 1904 г. обострила и без того сложное экономическое и политическое положение в стране. Тем не менее частнопредпринимательская деятельность в области журналистики расширялась и крепла. В значительной степени разделились функции издателя, т.е. собственника газет и журналов, и редакторов. Редакторы и публицисты становились подчас наемными работниками, которые зависели не только от цензуры, но и от владельца издания. Отдельные состоятельные люди — банкиры Поляков, Альберт, капиталисты Коншины, Рябушинские, Морозовы, банки (Волжско-Камский, Азово-Донской) все охотнее вкладывали деньги в периодическую печать.
Яркой звездой блеснула на русском журнальном небосклоне газета «Россия». Организованная в 1899 г. как либерально-буржуазное издание, «Россия», благодаря участию в ней известных фельетонистов Власа Михайловича Дорошевичаи Александра Валентиновича Амфитеатрова. Фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы», опубликованный 13 января 1902 г., был воспринят как дерзкая сатира на царя Николая II и его ближайших родственников. Газета тотчас была закрыта, а Амфитеатров сослан в Минусинск. (В 1905 г. под этим же названием организована была новая газета, но она уже носила чисто казенный монархический характер.)
«Русское слово»
Самой же распространенной газетой в России стало «Русское слово» Сытина, перешедшее в 1902г. под редакторство Дорошевича. Король фельетонистов, как называли Дорошевича, поставил издание газеты на европейский лад, серьезно усилил информационную службу, отдел фельетона. Тираж газеты доходил до 100 тысяч экземпляров. Редактор постоянно уклонялся от партийных пристрастий и называл свой печатный орган «газетой здравого смысла».
В первые годы XX в. появляются научно-образовательные журналы («Вестник знания»), усиливается роль журнала «Образование» как ежемесячника «старого» типа. Ширится земское движение, что получает отражение в печати.
· Большевики: первая легальная газету «Новая жизнь», издают газету «Борьба» и др.
· Меньшевики: «Начало» и «Московская газета».
· Эсеры: газета «Сын Отечества», а затем организовала новые печатные органы — «Голос», «Дело народа» и др.
· Анархисты: газета «Анархия». Были и другие, более мелкие партии, также издававшие свои газеты и журналы.
24 ноября 1905 г. специальным указом декларировалось устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за преступления в печати. На работников печати могли накладываться денежные штрафы, арест до трех месяцев, тюремное заключение от двух месяцев до полутора лет, ссылка на поселение. Оставались в практике Главного управления по делам печати МВД и полиции конфискация номеров, приостановка неугодных изданий, закрытие типографий. Первоначально на волне революционного подъема пресса игнорировала этот указ, но уже с 1906 г. он начал действовать, и достаточно сурово. Одновременно все чаще стали практиковаться субсидии изданиям правительственной, консервативной ориентации.
«Речь»
Наибольшее влияние на общество приобрели кадетские издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой стоял П.Н. Милюков. Она издавалась как политическая и литературная с февраля 1906 г. В газете сотрудничали И.В. Гессен, В.А. Маклаков, П.Б. Струве, М.М. Винавер, князь П.Д. Долгоруков, В.Д. Набоков и др.
Газета стояла за укрепление буржуазного строя, категорически отвергала революцию, революционную «романтику». Ее публицисты признавали только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение стремились направить в русло парламентской деятельности. Газета постоянно ставила крестьянский вопрос, защищая требование увеличения земельных угодий крестьян за счет принудительного отчуждения части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики. И хотя издание доходило до радикального утверждения, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, о ликвидации помещичьего землевладения речи в газете не шло. За добавленную землю крестьяне должны были, по мнению кадетов, платить выкуп.