Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления направлен, на обеспечение эффективной реализации гражданами конституционного права на обращение в государственные органы, защиту их законных прав и интересов, определяет порядок получения, прохождения и рассмотрения письменных и устных обращений граждан, подготовки и направления ответов на них в установленные законодательством Российской Федерации сроки, взаимодействия органов исполнительной государственной власти Республики Башкортостан с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами при рассмотрении обращений [4, стр. 13].
Рассмотрение обращений - самая главная часть работы с обращениями. Рассмотрение осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами в соответствии с их компетенцией. Распределение обращений граждан по компетенции также лежит на сотрудниках подразделения, работающего с обращениями [4, стр. 16].
Порядок рассмотрения обращений регламентируется следующими законами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Рассмотрение обращений в органах местного самоуправления осуществляется должностным лицом. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.
Информация о процедуре рассмотрения обращений граждан предоставляется следующими способами:
- с использованием телефонной связи;
- посредством размещения в информационных системах общего пользования (в том числе в сети Интернет).
В сети Интернет размещается следующая информация:
- Административный регламент;
- график приёма граждан должностным лицом;
- номера телефонов для получения справочной информации.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники органов местного самоуправления должны подробно, в вежливо, корректно информировать обратившихся граждан о порядке рассмотрения обращений граждан. При ответе на телефонный звонок диалог должен начинаться с предоставления информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, должностного лица, принявшего телефонный звонок [4, стр.15].
Если сотрудник, который принял звонок, сам не может ответить на вопросы граждан, то он может переадресовать звонок другому сотруднику, в чью компетенцию входит данный вопрос.
Консультацию (справки) по вопросам рассмотрения обращений может предоставить сотрудник органа местного самоуправления, ответственный за работу с письмами и обращениями граждан (далее - сотрудник, ответственный за работу с обращениями).
Консультации предоставляются по вопросам:
- требований к оформлению письменного обращения;
- определения организаций и отделов, которые занимаются именно этим обращением;
- места и графика личного приёма должностным лицом департамента для рассмотрения устных обращений;
- порядка и сроков рассмотрения обращений;
- порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений.
Основными требованиями при консультировании являются:
- компетентность;
- ясность;
- чёткость в изложении материала;
- полнота консультирования.
Конечными результатами рассмотрения обращений являются:
- ответы по существу поставленных в обращении вопросов;
- ответы с уведомлением о переадресовании обращения в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- ответы с разъяснением.
Результатом рассмотрения обращения является получение гражданином ответа в письменной форме, а также с его согласия в ходе личного приёма - в устной форме.
Общий срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней. Он начинается с даты регистрации обращения в органах местного самоуправления и заканчивается датой подписания ответа должностным лицом органа местного самоуправления. Срок уведомления гражданина о переадресации его обращения - 7 дней с даты регистрации обращения до даты подписания уведомления.
В исключительных случаях, когда требуется разрешения вопросов, поставленных в обращениях, проведения специальной проверки, сроки рассмотрения обращений могут быть продлены должностным лицом не более чем на 30 дней с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления сроков.
Приём граждан осуществляется в определённых для этих целей помещениях органов местного самоуправления. Рядом с местом приёма должна находиться уборная комната. Количество ожидающих приёма граждан не должно превышать 2-3 человек.
Приём граждан осуществляется в кабинете должностного лица. Кабинет должностного лица, осуществляющего приём, должен быть оборудован информационной табличкой с указанием должности, фамилии, имени, отчества должностного лица.
Место для приёма граждан должностным лицом департамента должно быть снабжено стулом и столом для письменного оформления обращения.
Основанием для начала рассмотрения обращения является поступление обращения в орган местного самоуправления.
Обращение может поступить одним из следующих способов:
- почтовым отправлением;
- посредством факсимильной связи;
- посредством фельдъегерской связи;
- по электронной почте;
- доставлено лично гражданином или его представителем.
Письменное обращение регистрируется в течении трёх дней с момента поступления в органы местного самоуправления. Поступающие в органы местного самоуправления обращения регистрируются вместе с прилагаемой к ним информацией с проставлением регистрационного номера. Существует утверждённая форма журнала обращений, регистрация которого ведётся отдельно.
Обращения, принятые на личном приёме, подлежат регистрации в общем порядке сотрудником, ответственным за работу с обращениями.
Если обращение подписано двумя и более авторами, то обращение считается коллективным, о чём делается отметка.
В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то должностное лицо органа местного самоуправления вправе не давать один и тот же ответ, на который было отвечено ранее.
На стадии обработки поступивших обращений сотрудник, ответственный за работу с обращениями, отбирает те из них, которые не подлежат рассмотрению по существу вопросов согласно статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, в том числе:
- обращения, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения;
- обращения, текст которых не поддаётся прочтению;
- обращения заявителей, с которыми прекращена переписка по поставленным вопросам;
- обращения, в которых обжалуются судебные решения.
По названной группе обращений сотрудник, ответственный за работу с обращениями, готовит письменное уведомление (разъяснение) заявителю на бланке с обоснованием оставления обращения без ответа по существу вопросов, с полным разъяснением причин не регистрации обращения.
Основанием для начала административной процедуры является поступление обращения вместе с приложениями в приёмную органа местного самоуправления [46, стр. 32-33].
Все поступившие обращения подразделяются на следующие группы:
- содержащие вопросы, которые не входят в компетенцию органа местного самоуправления;
- содержащие вопросы, которые относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления, а входит в компетенцию других органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, сотрудник, ответственный за работу с обращениями, готовит сопроводительное письмо о направлении обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов, поставленных в обращении, и уведомление гражданина о переадресации его обращения [4, стр. 58].
Срок подготовки и отправки сопроводительного письма с обращением и уведомления гражданина - в течение 7 дней с даты регистрации обращения.
При рассмотрении обращения, отнесённого к категории предложений, они должны анализироваться:
- по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов;
- по совершенствованию деятельности органа местного самоуправления.
В отношении каждого предложения исполнитель оценивает возможность или невозможность его принятия.
При проведении этой оценки учитываются следующие обстоятельства:
- нормативное регулирование вопросов, на совершенствование которых направлено предложение;
- необходимость внесения в случае принятия предложения изменений в нормативные документы;
- наличие предложений, не относящихся к компетенции органа местного самоуправления;
- возможность принятия предложения с точки зрения технологических особенностей процедур, порядков, правил, реализация которых потребуется в случае их принятия;
- возможность принятия предложения с учётом других особенностей вопроса.
По результатам рассмотрения предложения гражданину готовится ответ, но если предложение не принято, гражданин извещается о причинах, по которым его предложение не может быть принято, если принято, то в какой форме и в какие сроки оно может быть реализовано.
При рассмотрении обращения, отнесённого к категории заявления, исполнитель:
- выделяет действие, на необходимость совершения которого гражданин указывает в целях реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц;
- проводит анализ сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органа местного самоуправления.
Исполнитель проверяет наличие законных оснований для совершения испрашиваемого действия и возможность его совершения. В ответе сообщается об удовлетворении или неудовлетворении заявления, о совершении или не совершении испрашиваемого действия. Если испрашиваемое действие не может быть совершено, в ответе приводятся соответствующие аргументы .
При рассмотрении обращения, отнесённого к жалобе, исполнитель обязан определить обоснованность просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Для этого исполнитель:
- определяет обоснованность доводов о нарушении прав, свобод или законных интересов гражданина (других лиц) (принадлежность прав, свобод и законных интересов, их вид, какими действиями нарушены и др.);
- устанавливает причины нарушения или ущемления прав, свобод или законных интересов, в том числе устанавливает, кто и по каким причинам допустил нарушение;
- определяет меры, которые должны быть приняты для восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также лиц, ответственных за реализацию обозначенных мер;
- организует привлечение к ответственности (дисциплинарной, административной) лиц, виновных в нарушении прав, свобод или законных интересов граждан, в пределах своей компетенции.
В случае необходимости получения дополнительной информации по вопросам, поставленным в обращении, в иных органах государственной власти, в органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, исполнителем подготавливается запрос. Запрос должен содержать:
- сведения об обращении, по которому запрашивается информация;
- вопрос обращения, для разрешения которого необходима информация;
- срок, в течение которого необходимо предоставить информацию по запросу - не более 15 дней.
Запрос подписывается должностным лицом органа мастного самоуправления и направляется в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия .
При подготовке ответа на запрос в обязательном порядке указываются реквизиты запроса, по которому подготовлена информация, сведения об обращении и запрашиваемая информация по вопросам обращения.
При рассмотрении обращения, в случае необходимости исследования материалов и объектов, которые не могут быть истребованы или представлены по месту рассмотрения обращения, исполнитель с предварительного разрешения должностного лица органа местного самоуправления, направившего обращение для рассмотрения, выезжает на место.
По результатам рассмотрения обращения гражданину дается письменный ответ. Подготовленные по результатам рассмотрения обращений ответы должны соответствовать следующим требованиям:
- ответ должен содержать конкретную и чёткую информацию по всем вопросам, поставленным в обращении (что, когда и кем сделано или будет делаться);
- если просьба, изложенная в обращении, не может быть решена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена;
- в ответе должно быть указано, кому он направлен, дата отправки, регистрационный номер обращения, фамилия, имя, отчество и номер телефона исполнителя.
Таким образом, в настоящее время нормативно-правовыми актами РФ строго регламентируется порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.