Подберите антоним к фразеологизму 11.Укажите ряд, в котором нет синонимов

ДУША В ДУШУ А) Весна, зима, утро, вечер

А) Души не чаять Б) Нелепость, вздор, чепуха, ерунда

Б) Засучив рукава В) Противник, недруг, враг

В) Как кошка с собакой Г) Блестеть, сверкать, сиять

Г) Носить на руках Д) Красный, алый, кумачовый

Д) Положа руку на сердце

Укажите синоним к слову АМБИЦИЯ 12.Синоним к слову ИДЕНТИЧНЫЙ

А) Пассивность А) Привилегированный

Б) Мониторинг Б) Ординарный

В) Депортация В) Рентабельный

Г) Самолюбие Г) Тождественный

Д) Депрессия Д) Ориентировочный

Активный и пассивный запас. Историзмы и архаизмы

Выделите в каждой группе слов слова-историзмы. Объясните их значения.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются лексическими архаизмами. Определите архаизмы в остальных предложениях.

1. И волю, и степь свою не отдадим за злато роскоши нарядной. 2. И оратай вышел в поле. 3. Пожарный огнь ихдомы истребил. 4. Софья схватила с кровати черный плат, накинула на голову.

Выделите в каждой группе слов слова-архаизмы. Объясните, чем они отличаются от историзмов.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми. 2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный. 3. Шествовать, воздвигнуть, глаголать, внушить. 4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия. 5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6. Грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7. Идеал, пристав, дщерь, стрела. 8. Городовой, дума, копье, уста. 9. Бурса, балда, наипаче (особенно).

Выделите предложение, в котором подчеркнутое слово можно отнести к фонетическим архаизмам. Укажите группу архаизмов в остальных предложениях.

1. Еду в Москву за деньгами. Обнищал зело. 2. Сыновья и братья, мужья и отцы отдавали свои жизни на полебрани против врагов Отчизны. 3. Огоньки камина отражались в зерцалах. 4. Мне не пришлось зреть остывающей любви.

Найдите предложение, в котором есть морфологический архаизм. Определите архаизмы в других предложениях.

1. Нас пригласили в актовую залу. 2. Спасая живот, волк забежал в деревню. 3. Ведь недавно люди на конке ездили. 4. Утомительный зефир принес прохладную влагу.

Среди подчеркнутых слов найдите архаизмы и историзмы.

1. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2. Так точно дьяк в приказах поседелый спокойнозрит на правых и виновных. (А.Пушкин) 3. Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. (А.Пушкин) 4. Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи.(А.Пушкин) 5. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. (А.Пушкин) 6. В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети измелкопоместных, худородныхстольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7. Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8. Раскольники читали соловецкие тетради.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Определите значения следующих слов: бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.

Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.

  1. Краткая приветственная застольная речь.
  2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
  3. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
  4. Грубый, невоспитанный человек.
  5. Тоска по родине.

Задание 3. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

Задание 5. Замените получившиеся словосочетания синоноимичными

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

Задание 6. Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 7. Объясните различия в значении следующих паронимов.

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор.

Задание 8. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);… принадлежности, … бумага,(писчая, письменная); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).

Задание 10. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание11. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 12. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 13. Найдите ошибки и исправьте их.

Ткнул пальцами в небо. Сосед из него все жилы сосет. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу. Эта проблема гроша выеденного не стоит. Родители работали не покладая сил. Он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Тестовые задания

1. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

  1. Ланиты

А. грудь

  1. Чело

Б. лоб

  1. Выя

В. живот

  1. Перси

Г. шея

  1. Чрево

Д. щеки

2. Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.

  1. Зодчий

А. воин

  1. Кормчий

Б. колдун

  1. Витязь

В. архитектор

  1. Волхв

Г. рулевой

Д. пьяница

3. Установите соответствие между словами и их антонимами.

  1. Грошовый

А. водянистый

  1. Лаконичный

Б. диссонанс

  1. Полигамия

В. единобрачие

  1. Гармония

Г. ценный

Д. многословный

4. Найдите слова, омонимы к которым имеют значение «национальность женщины»

А) полька

Б) китайка

В) корейка

Г) болгарка

Д) финка

5. Антонимами являются слова

А) веселье – горе

Б) упрек – похвала

В) зной – прохладный

Г) помнить – забвение

Д) кошка – собака

6. Установите соответствие между прилагательным и существительными

  1. Игорный

А. теория

  1. Игральный

Б. карты

  1. Экономичный

В. проект

  1. Экономический

Г. человек

Д. дом

7. Установите соответствие между заимствованными словами и их значением

  1. Стабилизация

А. притворство

  1. Симуляция

Б. удовлетворение

  1. Репродукция

В. воспроизведение

  1. Сатисфакция

Г. признание

Д. упрочение

Наши рекомендации