Использование омонимов в речи.
В современном русском языке зафиксировано значительное количество слов-омонимов, причем с развитием языка их становится все больше.
Возникает вопрос: не препятствует ли омонимия правильному пониманию речи? Ведь омонимы иногда называют «больными» словами, поскольку омонимия снижает информативную функцию слова: разные значения получают одинаковую форму выражения.
В поддержку негативной оценки явления омонимии высказывается и мысль о том, что само развитие языка нередко приводит к ее устранению. Например, исчезли из словаря прилагательные вечный (от веко), винный (от вина); последнее вытеснено родственным словом – виновный.
Однако процесс этот далеко не активный и не последовательный в лексической системе современного русского языка. Наряду с фактами устранения омонимии наблюдается появление новых омонимов, омофонов и омографов, что имеет определенную языковую ценность и не может поэтому рассматриваться как явление отрицательное, которому язык сам «чинит препятствия».
Прежде всего, контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежащие к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессивной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. Например, «не перекрещиваются пути» таких омонимов, как бар ' – 'вид ресторана' и бар ' – 'единица атмосферного давления'; лев ' – 'зверь' и лев' – 'денежная единица в Болгарии'; брань ' – 'ругань' и брань ' – 'война' (устар.) и т.д..
В то же время, намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов. Еще Козьма Прутков писал:
«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот».
Подобные же омофоны обыгрываются в народных шутках:
«Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (Даль); Не под дождем – постоим да подождем».
Поэты используют омонимические рифмы, которые нередко придают стихотворению особую занимательность:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (П.).
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей (Козл.).
Использование омонимических рифм тем более оправдано в юмористических и сатирических жанрах, например в эпиграммах:
«Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Мин.)».
Удачное сопоставление созвучных форм, их обыгрывание в речи вызывает живой интерес.
Однако необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча:
«Сегодня футболисты покинули поле без голов»; «На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации».
От подобных речевых погрешностей не застрахованы даже профессиональные литераторы и большие писатели:
1. Слыхали ль вы... (П.);
2. С свинцом в груди лежал недвижим я (Л.)
Паронимы и паронимия.
Омонимию иногда называют болезнью языка, говоря, что она является причиной непонимания, путаницы. Но на самом деле это не так, т.к. омонимы мы используем в разных ситуациях, в разных текстах, а контекст помогает нам понять значение слова.
Но реальную опасность для речевого общения представляет не омонимия, а другое лексическое явление.
Паронимы– (греч. para «возле», «при» + onyma – «имя») – однокорневые слова, близкие по звучанию и родственные по значению (в настоящее время или в прошлом); различаются морфемным составом и в силу этого различаются по значению.
В речи могут ошибочно употребляться один вместо другого – это тип лексической речевой ошибки. Объясняется это тем, что паронимы, имея общий корень, имеют смысловые связи, и в результате этого смешиваются.
Например:
факт – невымышленное событие
фактор – причина, какого – либо процесса, явления, определяющая его характерные особенности
дворовый – домашняя прислуга;
дворянин – лицо, принадлежащее к дворянскому сословию;
придворный – лицо, состоящее при монархе; входящее в его окружение.
Задание : теперь, зная ЛЗ данных слов, исправьте ошибку:
К Базарову привязались почти все придворные.(__________)
Упражнения.
Задание №1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский. Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Задание №2. 1. Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.
1. Мой отец работал в избирательной комиссии. Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом! (А.Грибоедов) 2. Исторический роман сочинял я понемногу, пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу (Б.Окуджава). Между нами не было романа. Всего десять–пятнадцать встреч (И.Куприн). 3. Пока безумный наш султан сулит нам дальнюю дорогу, возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, ей-богу (Б.Окуджава). Веют белые султаны, как степной ковыль, мчатся пестрые уланы, поднимая пыль (М.Лермонтов). 4. Обед получился ничего. Его ничего не интересует. 5. Никак не могу открыть дверь. Видимо, что-то случилось с замком. Никак кто-то пришел.
Задание №3. Подберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.
1. Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света. 2. Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (М.Лермонтов). 3. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась (А.Островский). Он стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой). 5. Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели многих людей. В лесу была гибель комаров.
Задание №4. Отгадайте загадки.
Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.
(_____)
Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.
(______)
На дереве висит,
В книге лежит.
(______)
Задание №5.Назовите лингвистическое явление, обыгранное в данных текстах и послужившее основой их содержания.
1) Помню, как я удивился, узнав, что в Китае мандарины правили людьми. Я тогда подумал, что еще большую власть над людьми должны иметь апельсины, но о них у меня не было никаких сведений. В Китае были мандарины и кули, которые таскали кули (тут главное не перепутать ударения).
2) А посол огурцов?
Он представлялся мне солидным, пожелтевшим от времени огурцом, который прибыл с секретной миссией к помидорам. Большой, неуклюжий, состоящий из одного носа, он всюду совал этот нос, но не мог собрать необходимых сведений. Потому что посол был совсем не посол, т. е. он был посол, но не в дипломатическом, а в гастрономическом смысле. Посол огурцов – это был просто засол огурцов.
(Ф. Кривин).
Задание №6.Найдите омонимы в данных текстах, определите их тип.
1) Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея (Бл.).
2) Рыбачьей удалью блесну
И в речке возле леса
Поймаю щуку на блесну.
Эх, выдержала б леска (Козл.).
3) «Все перемелется – будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой! (Цв.).
4) Люблю я шум лесной,
И рад молве я лестной,
Но чтобы быть честной,
Она должна быть честной. (Козл.).
5) Стрела остра и зелена,
Растет на грядке лука.
К тому же так пряма она,
Что хоть пускай из лука.
Задание №7.Есть такая веселая игра – по короткому описанию угадывать омонимы. Например, что бывает подземным, гаечным или скрипичным? – Ключ. Что это – сам он ледяной, а нужен для укладки асфальта? – Каток. Играть в эту игру надо быстро: кто задумался – пропускает ход. Итак, начали. Что это?
1) Стрижка, вид спорта и больничная палата.
2) Дети катаются с нее на санках, а взрослые держат в ней посуду.
3) Из нее можно сшить детское одеяльце, а можно ее рассказать.
4) Есть в парламенте и в больнице.
5) В ней может быть масло или творог, а может быть балерина.
6) Бывает на вокзале обязательно, а у туфель и у политических партий – не всегда.
7) Южный плод и драгоценный камень.
8) Они есть в картах, но нужны и на рыбалке.
9) Растет в поле, но иногда вскакивает на глазах.
10) Бывает политический, а бывает от болезни.
11) Эта детская болезнь бывает морской.
12) Это можно делать со светом и с мясом.
13) Порода собак и расценка на товары, услуги.
14) Бывает барабанной и десятичной.
15) Знаменитый русский поэт начала XX века и объединение политических партий.
16) Бывает последний, решительный, а бывает у курантов.
17) Есть у Антона Чехова и у ключа.
18) Это нельзя сделать с прошлым, но можно делать с носом.
19) Плащ и развлечение для пенсионеров.
20) Если они есть в кармане, это хорошо, а если в тексте – плохо.
21) Можно на травах, а можно на своих правах.
22) В опере их много, а в СССР была только одна.
23) Лауреат Нобелевской премии по литературе и овощ
Задание №8.Объясните разницу в значениях словосочетаний.
Молодой советник / молодой советчик.
Опасный человек / опасливый человек.
Кардинальное решение / кардинальское решение.
Явный звук горна / явственный звук горна.
Дипломатические переговоры / дипломатичные переговоры.
Новый абонент / новый абонемент.
Хозяйские интересы / хозяйственные интересы.
Добровольный труд / добровольческий труд.
Осудить поступок / обсудить поступок.
Задание № 9.Объясните лексическое значение слов. Составьте с каждым из слов словосочетание или предложение.
Приметный – приметливый.
Двуручный – двурушный.
Понятный – понятливый.
Временник – временщик.
Взрослеть – взрослить.
Скрытый – скрытный.
Сытый – сытный.
Запасный – запасливый.
Удачный – удачливый.
Оборотный – оборотливый.
Задание №10.Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.
Главный – заглавный.
1___________ роль в этом спектакле исполняет С. Никитин. 2. __________ герои этого романа – Рудин и Елена. 3. Собственные имена пишутся с ____________ буквы. 4. ___________ мысль романа – красота мира.
Стать – встать – остановиться.
1._____________ в очередь. 2. Поезд ___________. 3. Мы ___________рано, чтобы успеть к первой электричке. 4. Мальчик упал, но быстро___________.
5. Мой девиз: «Рано в кровать, рано____________». 6. Мои часы_____________.
Задание №11.Исправьте речевые ошибки.
Хорошо провести цельное лето в деревне! Трудно даже написать все приключения. Ведь бабушка представляет мне возможность делать все, что хочу. Можно отправиться в соседский лесок за грибами или сходить в соседнюю деревню к друзьям. Только, конечно, надо и бабушке помогать.
Задание №12. Чем вызваны ошибочные ответы студентов?
Патронаж – ремень с ячейками для патронов
Пагода – природное явление
Тайная вечеря – произведение Гоголя
Шинель (назв.) – название духов
Шан-Хай – игра на Кавказе
Юнеско – мореплаватель
Шанхай – татарский хан, разбитый на Куликовом поле
Шопен – цирк
«Щелкунчик» - написано композитором Чуйковским
Шура Балаганов – юморист
А Капелла – итальянский политик или военачальник
Абсцесс – случай
Баптизм – спорт
Натурщик – художник, который рисует с натуры
Тема №7.
Синонимы.
1. Понятие о лексических синонимах.
2. Виды синонимов.
3. Использование синонимов в речи.
4. Словари синонимов.
5. Упражнения.