Местное управление в XVI-XVII веках

Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учрежденыгубные органы. - выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ.

Аппарат губного старосты - целовальники - выборные должностные лица, назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности. Избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства.

Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов - грамот, даваемых феодалам особые права и привилегии: право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.

Земские органы самоуправления: созданы наряду с губной реформой. По предложения царя Стоглавым собором введены в стране должности выборных старост, целоваль­ников, сотских и пятидесятских. Первом шагом в этом направлении - издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты. Она предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. Ряд северных районов переводился на откуп (определенные денежные суммы, выплачиваемые земскими органами центральному правительству). Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.

Ведение земских органов: сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматри­вали губные органы. Земские старосты обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения.

Вводятся должности воеводих подбирал Разрядный приказ из числа бояр, дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Функции: обеспечение финансового контроля, учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах, набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. Командовал стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе - приказная изба во главе с дьяком. Велись все дела по управлению городом и уездом. Воеводам начинают подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам. Права и обязанности воевод неопределенны, сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало возможности для произвола.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды - военно-административ­ные округа, возникавшие в пограничных районах (Тульский, Белгородский, Смоленский др.). Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

35

Соборное Уложение 1649 г.: общая характеристика. Феодальная земельная
собственность по Соборному Уложению 1649 г. Правовое положение населения.

СУ 1649 - сво­дом законов и реформа. 25 глав. гл. 1-9 –гос-ое право;10-15 - устав судопроизводства.16-20 - вещное право; 21-22 - уго­ловное; 22-25 - статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах. Источники:«Правила святых Апостолов и Отцов»; византийское законодательство; судебники и уставы; Стоглав; боярские приговоры; Прикрепление крестьян к земле, перемена статуса вотчины и поместья, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда. по­нятия, как «воровство», «вина». уголовно-правовые составы:преступле­ния против церкви; гос-ые; против порядка управления; против благочиния; должностные; против личности; имущественные; нравственнос­ти; военные. право феодальной соб­ственности на землю.Вотчины делились в соответствии с: хар-ом субъекта: дворцовые, гос-ые, церковные, частновладельческие. способ приобретения:родовые, выслужен­ные и вотчинные. родовые и выслу­женные вотчины наследовались его сыновьями, дочерьми и родственниками, жена часть. Уложение запрещало продавать, закладывать вотчины. Субъект права собственности:семья. условие пользованием поместь­ем –служба. институт сервитутов- юри­дическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого. Виды сервитутов: личные сервитуту-ограничение в пользу оп­ределенных лиц, специально оговоренных в; вещные сервитуту-ограничение права соб­ственности в интересах неопределенного числа

Наши рекомендации