Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров
Освобождение от уплаты судебных расходов осуществляется в виде освобождения от уплаты государственной пошлины и (или) освобождения от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела.
Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины в доход государства предусмотрены ст. 4 Закона «О государственной пошлине». Согласно указанной норме в судах от уплаты государственной пошлины освобождаются:
® истцы – по искам о взыскании алиментов, по искам о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
® истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
® истцы (реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди) – по искам, подаваемым в суды о восстановлении в правах и возмещении ущерба;
® истцы (органы социального страхования и органы социального обеспечения) – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему;
® органы социального обеспечения – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок и запасные части к ним, на обучение инвалидов вождению автотранспорта, а также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий;
® истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о котором заявлено в деле и по которому не вынесено решение в ходе рассмотрения уголовного дела;
® стороны – по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
® юридические и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;
® истцы (органы внутренних дел) – по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей;
® граждане – с жалоб об ошибках в списках избирателей;
® граждане – с кассационных жалоб по делам о расторжении брака, кроме раздела имущества;
® истцы – по делам о взыскании сумм в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушениями и охотничьему хозяйству, финансирование содержания которых осуществляется за счет республиканского бюджета, а также неустоек и штрафов за нарушение лесного законодательства;
® органы прокуратуры, государственные и общественные органы, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других юридических и физических лиц;
® учебные заведения системы образования – по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения и исключенных из них;
® Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его органы на местах – по искам о взыскании с физических лиц обязательных платежей;
® истцы – по искам к налоговым и финансовым органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам;
® Верховный Суд Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство юстиции Республики Беларусь – при запросе документов, связанных с поручением учреждений иностранных государств, с которыми заключены договоры об оказании правовой помощи;
® Министерство экономики Республики Беларусь, его структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы – по судебным делам, связанным с управлением государственным имуществом и приватизацией, экономической несостоятельностью (банкротством), в сфере ценообразования;
® лица, которые подают заявления об отмене определения суда о прекращении дела или оставлении его без рассмотрения, об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, заявления о пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, заявления о снятии или уменьшении штрафа, наложенного судом, о повороте исполнения решения суда, о восстановлении пропущенного срока, жалобы на действия судебного исполнителя, частные жалобы на определения суда об отказе о снятии или уменьшении штрафа и другие частные жалобы на определение суда;
® потребители – по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательными актами о защите прав потребителей;
® Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы – по судебным делам;
® Национальный банк Республики Беларусь и его учреждения – по судебным делам;
® государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» – по искам в защиту имущественных прав авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав, поручивших данному учреждению осуществление и защиту этих прав на основании за-ключенных с ним договоров;
® истцы (органы внутренних дел) – по искам об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства;
® Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы – в финансовой сфере деятельности;
® Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – по судебным делам;
® Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
® Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы – по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; по кассационным, надзорным жалобам на судебные постановления (акты) и иным подаваемым в суды заявлениям, обращениям и жалобам, предусмотренным актами законодательства Республики Беларусь и связанным с охраной окружающей среды;
® граждане – по трудовым спорам.
Областной и Минский городской Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных категорий плательщиков, а также для отдельных плательщиков – физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а районные и городские Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы – для отдельных плательщиков – физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Суд или судья имеет право устанавливать дополнительные льготы в части уплаты государственной пошлины по судебным делам для отдельных граждан исходя из их имущественного положения по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход бюджета не только при совершении процессуального действия, облагаемого пошлиной (например, при подаче заявления или жалобы), но и в случае, когда им в удовлетворении их заявления или жалобы отказано. Вместе с тем юридически заинтересованные в исходе дела лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства, но не в пользу другой стороны. Поэтому при удовлетворении иска к лицу, освобожденному от уплаты пошлины, с ответчика взыскивается в пользу истца государственная пошлина, уплаченная последним при обращении в суд.
Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины предусмотрены и иными законодательными актами Республики Беларусь. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 337 ГПК не взимаются судебные расходы, а следовательно, и государственная пошлина по жалобам на действия избирательных комиссий. В силу ч. 4 ст. 375 ГПК не оплачиваются государственной пошлиной заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 сельские исполнительные комитеты освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу исковых заявлений о понуждении приобретателя жилого дома в сельском населенном пункте произвести государственную регистрацию в отношении земельного участка и (или) жилого дома и прав на них.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу исковых заявлений в суды по спорам о взыскании платы за произведенную работу, оказанную услугу, созданный объект интеллектуальной собственности.
Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 Министерство финансов Республики Беларусь по спорам, связанным со страховой деятельностью, освобождается от уплаты государственной пошлины с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов; с надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также за выдачу этими органами копий документов.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2000 г. № 318 Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда.
Помимо случаев освобождения от уплаты государственной пошлины, указанных непосредственно в законе, такие случаи в отношении отдельных категорий плательщиков могут быть установлены Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Правом полного или частичного освобождения граждан от уплаты государственной пошлины наделен также прокурор, обладающий правом принесения надзорного протеста, в отношении подаваемых гражданами в органы прокуратуры надзорных жалоб (ст. 130 ГПК).
Отказ в предоставлении льгот по государственной пошлине судом не является препятствием для рассмотрения этого вопроса органом государственного управления, и наоборот. Вместе с тем исполнительно-распорядительные органы не вправе освободить гражданина от уплаты государственной пошлины, взысканной по решению суда.
От уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела, в силу ст. 129 ГПК освобождены прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, ГПК определяет ряд случаев освобождения от уплаты судебных издержек по конкретным категориям дел (например, ч. 3 ст. 337, ч. 4 ст. 375 ГПК).
Суд или судья также наделен правом освободить гражданина полностью или в части от уплаты судебных издержек в доход государства.
Вопрос об освобождении сторон по гражданским делам от судебных расходов решается судом или судьей при принятии искового заявления, о чем судом выносится определение. В необходимых случаях вопрос об освобождении от уплаты судебных расходов может быть разрешен при вынесении судом решения по делу.
Действующим законодательством суду (судье) предоставлено право не только освободить сторону от уплаты судебных расходов (как пошлины, так и издержек), но и отсрочить, рассрочить уплату судебных расходов в доход государства, а также уменьшить их размер, исходя из имущественного положения сторон. Такое же право, но в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате гражданами, предоставлено исполнительно-распорядительным органам, управомоченным освобождать плательщиков от уплаты государственной пошлины.
Отсрочкой уплаты судебных расходов является предоставление плательщику возможности уплатить соответствующие суммы по истечении определенного промежутка времени после совершения процессуального действия или разрешения вопроса о взыскании расходов со стороны.
Рассрочкой уплаты судебных расходов является предоставление плательщику возможности осуществить уплату расходов частями через определенные промежутки времени.
Уменьшением размера судебных расходов является предоставление стороне возможности уплатить меньшую сумму судебных расходов по сравнению с установленной законодательством или первоначально определенной судом.
Законодательство о государственной пошлине оперирует в отношении отсрочки, рассрочки и уменьшения размера пошлины термином «льгота по государственной пошлине». Следует отметить, что льготы по государственной пошлине могут быть предоставлены судом только гражданину, в то время как льготы по уплате издержек, связанных с рассмотрением дела, – как физическим, так и юридическим лицам.
Заявление об освобождении от уплаты судебных расходов, отсрочке, рассрочке или уменьшении их размера может быть подано заинтересованным лицом на любой стадии процесса. Заявление пoдается в письменнoй фoрме суду, кoтoрoму пoдсуднo даннoе делo. Пoсле вoзбуждения дела заявление мoжет быть сделанo также в устнoй фoрме с занесением в прoтoкoл судебнoгo заседания. К заявлению об освобождении от судебных расходов гражданин обязан приложить документы, свидетельствующие о его материальном и семейном положении (ст. 131 ГПК). Обязанность подтверждения обстоятельств, являющихся основанием для принятия соответствующего решения судом или иным органом (имущественное и семейное положение и т.п.), лежит на заявителе. Вопрос об отсрочке, рассрочке или уменьшении размера судебных расходов разрешается судом путем вынесения соответствующего определения или в резолютивной части решения.
Если oбстoятельства, пoлoженные в oснoву oпределения суда об освобождении от судебных расходов, не сooтветствуют действительнoсти, суд или судья oбязан oтменить свoе oпределение. После этого сooтветствующая стoрoна оплачивает все расхoды пo делу в общем порядке. За представление стороной заведoмo лoжнoй инфoрмации, послужившей основанием для освобождения от уплаты судебных расходов, на нее может быть наложен судебный штраф в размере и порядке, предусмотренных ст. 170 и 171 ГПК.
Разрешение вопроса о предоставлении льгот по уплате государственной пошлины исполнительно-распорядительными органами не регулируется нормами гражданского процессуального законодательства, находится за рамками гражданского судопроизводства и осуществляется путем принятия решения в соответствии с компетенцией этих органов. По поручениям исполнительно-распорядительных органов для решения вопроса о предоставлении льгот по государственной пошлине отдельным плательщикам финансовые органы производят обследование их материального, социального и семейного положения и выносят заключения согласно актам проверки.