Viii. политическая культура современного общества
Последние два десятилетия проблематика политической культуры не сходила со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий. Однако трактовка политической культуры во многих публикациях оставалась идеологизированной, и в современных условиях реформирования общества она уже не отвечает запросам жизни. Проблематика политической культуры сегодня актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане, она является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других политических организаций.
Объективно необходимость коренного совершенствования политической культуры диктуется происходящими преобразованиями в жизни общества, их сложным противоречивым переплетением, участившимися конфликтами и кризисными явлениями. В этих условиях резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентации.
Содержание понятия “политическая культура” и ее сущностные характеристики и компоненты.
Термин "политическая культура" введен в научный оборот немецким философом-просветителем XVIII векаИоганном Гердером.Однако сам феномен политической культуры подвергался изучению и анализу уже в работах Аристотеля, Платона и других мыслителей античности.
В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.
Что такое политическая культура?
Американские политологиДж.Оллмонд и Дж.Паувелл определяют ее как совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.
Польский политологЕ.Вятр считает, что политическая культура - это совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.
Политическая культура - это совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность.
Характерные черты политической культуры:
- фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
- продукт естественноисторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
- имеет тотальный характер, политические отношения ’’пронизаны, насыщены, пропитаны’’ политической культурой;
- характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.
Политическая культура служит каналом взаимодействия и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал:духовного (идеологического) ипрактического(деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
Специфическим для политики качеством являетсяполитическая символика: она способствует сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения.Политический символ - это условный образ главных политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую нагрузку несут на себе гербы государств, городов, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена, медали и многое другое.
Содержание политической культуры в огромной степени зависит от исторического развития и меняется в ходе политических перемен. В связи с этим в политологии и рассматриваются различныетипы политической культуры. Чаще всего для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой в 1964 году. Они выделяют три основных типа политической культуры:
1. Патриархальную, основным признаком которой служит отсутствие в обществе интереса к политической жизни, политической системе в целом.
2. Подданническую, характеризующуюся сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании.
3. Активистскую, сущностной чертой которой является заинтересованное участие в политической деятельности.
В современном обществе функционируют и взаимодействуют подданническая и активистская политические культуры.
Достоинствомподданнического типа политической культуры является ее способность мобилизовывать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
В активистской политической культуре основным источником политического действия является человек, а критерием его оценки - активно-творческая деятельность. Важнейшая черта данного типа политической культуры заключается в том, что здесь циркулируют представления об автономии интересов личности и государства.
Смена типов политической культуры не происходит мгновенно, она требует длительного времени, своеобразного переходного периода.
Чертами переходной политической культуры являются:
- многообразие политических ориентаций,
- быстрая смена политических предпочтений,
- вспышки экстремизма,
- использование средств политического воздействия типа забастовок, голодовок, митингов, демонстраций и других форм силового и эмоционального давления на власти.
В свою очередь власти в этот период идут на использование юридических и административных мер там, где можно было бы добиться нужного результата политическими средствами. На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.
Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.
Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше,чем лояльность к какой-либо организации или политической программе. Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.
Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.
Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.
В отношении связи настоящего и будущего в современной политической культуре медленно утверждается тенденция к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические программы, прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из критики настоящего, но и признания его ценности, необходимости проводить новации на основе достигнутого. Нельзя двигаться вперед, не учитывая всего положительного, что было достигнуто и при капитализме, и при социализме, и в период неудачного реформирования постсоветской России.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:
- наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
- умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;
- способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю, как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
- умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.
Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить в следующих тезисах:
- в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;
- реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;
- политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической системы.
Уровень политической культуры в значительной степени зависит от состояния и характера общей культуры. Особое значение в этом отношении приобретают традиции народа.
Роль традиций в формировании политической культуры
Политическая культура любой страны во многом определяется ее историческими традициями. К сожалению, анализу этих традиций в нашей стране, их осмыслению при формировании политической культуры не придается должного значения.
Традиции характерные для российской действительности:
- во-первых, традицияполитического централизма. Он был присущ и светской, и церковной власти и во многом был обусловлен борьбой против раздробленности, за независимость Российского государства. Приверженность к централизму приводила к тому, что каждая эпоха увеличивала бюрократизацию государства.
- во-вторых, готовность к сплочению и консолидации в переломные, кризисные эпохи, историческая выдержка и стойкость. Вне идеи преемственности это качество попадает под отрицательную рубрику "рабской психологии", поддерживавшей тоталитаризм.
- в-третьих, в России отсутствовала действеннаяполитическая преемственность у тех кругов, которые приходили к власти. Каждая политическая власть начинала утверждать себя с отрицания прошлого политического опыта, развенчивая предыдущие политические правления.
- в-четвертых, для Россииреволюционные преобразования всегда считались предпочтительнее эволюционных, реформаторских. Пожалуй, нет ни одной страны, где было бы столько бунтов, гражданских войн, революций и т.д.
- в-пятых, исходя из революционности,ориентация на быстрые, благоприятные перемены в обществе. Данная традиция хорошо отображена в русском фольклоре (по щучьему веленью и т.д.). Идея большого скачка, начиная от Петра I, не покидает ни декабристов, ни народников, ни большевиков, ни современных рыночников.
- в-шестых, слабый уровень демократизации, самозазнайство, игнорирование опыта других стран.
- в-седьмых, широчайший разброс политических крайностей - от монархизма до анархизма, что крайне затрудняет достижение политического консенсуса.
Политическая культура всегда формируется в конкретныхисторических условиях. В формировании политической культуры участвуют многие субъекты, как политического, так и неполитического плана. На формирование политической культуры оказывают влияние революции, войны, острота текущей социальной и политической конфронтации в обществе, характер внешних отношений, угроза извне, динамика культурных процессов в целом и другие факторы. К политическим субъектам следует отнести государство, политически партии, средства массовой информации.
Важным субъектом, участвующим в формировании политической культуры, являются академическая община (научно-техническая интеллигенция) и культурная элита общества. Их влияние заметно уже на этапе подготовки кадров политиков, ибо большинство политиков получают высшее образование, а также в связи с рекрутированием в политические структуры определенной части представителей данных кругов (яркий пример тому Г.Киссинджер, З.Бжезинский, У.Ростоу). Интеллигенция активно участвует в политической жизни, особенно представители гуманитарных направлений.
В формировании политической культуры определенную роль играет язык, который выступает не только как культурная среда обитания человека, но и как фактор, тесно связанный с политической жизнью общества. Как право, которое никогда не может быть выше, чем экономический строй общества, так и язык есть воплощение экономического и политического строя общества. Не случайно, только тогда, когда начались процессы распада и преодоления тоталитаризма, стало возможным показать сущность такого явления, как политический язык сталинизма. В нем сформировались такие устойчивые штампы, как, например, "враг народа", "чуждый элемент", "гнилая интеллигенция", "у нас зря не сажают", "Сталин - отец всех народов, друг всех детей", "звериный оскал капитализма", которые не только были яркими показателями состояния общества, но и формировали сознание не одного поколения советских людей. Следует обязательно отметить, что язык является не просто нейтральным средством массовой коммуникации для передачи информации, но также может и искажать информацию выступая средством манипулирования общественным сознанием, формирования массовых установок в обществе.
Очень большую роль в формировании политической культуры играет политическая символика. Еще О.Шпенглер отмечал, что единство всякой культуры покоится на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы, которые играют особую роль в процессах самоидентификации личности со своим государством и нацией, воспитания патриотизма. Гимн, многовековые государственные ритуалы (например, коронация монарха Великобритании в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберрийского), флаг и другие символы государства также формируют в обществе определенные устойчивые представления.
Многие исследователи политической культуры подчеркивают необходимость выделить внутри нее ряд особых значимых компонентов. К ним относятся:
1) типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества;
2) характерные для данного общества или социальной группы политические ценности и ценностные ориентации;
3) типичные для данного общества или группы логические установки, выражающие отношение субъекта к политическим явлениям.
Применительно к политической культуре мы можем говорить о ее "ядре" и "периферии". Периферию составляют начинающие утрачивать прежнее значение элементы, а также нарождающиеся новые. Эта черта политической культуры особенно отчетливо прослеживается в обществах, прошедших через несколько революций. Существуют страны, где особое значение придается сохранению старых элементов политической культуры, когда они даже искусственно консервируются, ибо в них там видят фактор стабильности и устойчивости политической системы общества.
Ядро политической структуры составляют наиболее типичные, глубоко укоренившиеся, характерные для большинства членов общества ценности, представления, модели поведения, нормы.
По своей структуре культуры бывают гомогенные и интегрированные. К гомогенным относятся те, в которых преобладают однородные элементы и представления, устоявшиеся и укоренившиеся, иными словами, элементы ядра. Интегрированные политические культуры включают в себя, как правило, элементы субкультуры и периферии. В них они занимают значительное место. Наряду с политической культурой, характерной для данного общества, выделяются политические субкультуры. Субкультура рассматривается как совокупность компонентов, которые значительно отличаются от политических ориентаций, доминирующих в обществе. Особенно характерно это явление для полиэтнических, федеративных и многоконфессиональных стран, а также для государств, процесс формирования которых был растянут по времени и шел постепенно путем присоединения все новых территорий.
Политическая субкультура - это как бы отдельный фрагмент, отдельное "включение" в общую политическую культуру. Можно говорить о субкультуре протеста, характерной для молодежного движения 60-70 годов XX века, субкультуре этнических и расовых меньшинств, "враждебной культуре". Это система политических ориентаций и моделей поведения, характерная для определенных групп (социальных, демографических, этнических) или регионов, отличающаяся от ориентации и моделей, присущих другим группам или регионам (например, восточные и западные немцы после второй мировой войны или после воссоединения Германии).
Политическая культура обладает определенными функциями, которые связаны с ее двойственным характером, то есть с принадлежностью и к миру культуры, и к миру политики.
1. Регулятивная функция или функция воспроизводства определенной системы общественных отношений. Эта функция направлена на обеспечение функционирования развития политической системы и политической жизни общества в целом.
2. Интеграционная функция. Политическая культура мощный фактор жизнестойкости общества в целом и отдельных его групп (классов, социальных групп, этнических и религиозных общностей), в частности даже после распада ее носителя (какой-либо группы, структуры или партии), политическая культура продолжает оказывать влияние на общество. Особенно это видно на примере тех стран, где преодолевались последствия фашизма, сталинизма, национализма и т.д.
3. Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса. Именно политическая культура связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивает передачу опыта, политических традиций, норм политической жизни.
4. Информационно-нормативная функция. Политическая культура способствует сохранению знаний, их накоплению и аккумуляции в обществе, обеспечению акционирования общества на основе определенных норм и ценностей.
Особенности политической культуры в условиях современной России:
- слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;
- предрасположенность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов;
- подданическое отношение к любому центру власти;
- заиделогизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам;
- низкая компетентность в управлении делами общества и государства;
- правовой нигилизм;
- неразвитость гражданских позиций.
Исходя из того, что политическая культура служит таким целям, как воспроизводство определенной системы общественных отношений, интеграции общества на основе определенных ценностей и принципов, обеспечение исторической преемственности, можно заключить, что она выступает как базовый элемент общественно-политического процесса.
8.2. Политическая социализация.
Проблема политической социализации личности как особая область исследования развивалась параллельно с исследованиями в области политической культуры. Само понятие возникло по аналогии с термином "социализация", который родился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды.
Политика являет собой важнейшую часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти, всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос, как он вовлекается в политику, как овладевает теми или иными политическими ролями.
Большинство мнений по этому вопросу сводится к тому, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения.
В самом общем виде политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которая позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация - это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.
В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Затем подключается окружение родителей и свое собственное окружение, сослуживцы, коллеги и т.д. Этот процесс политологи назвали первичной социализацией. Это первоначальное восприятие человеком политических категорий, которое постепенно формирует у него индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.
Д.Истон и Дж.Деннис выделяют этапы политической социализации ребенка:
- политизация, усвоение наличия внешней власти;
- персонализация, осознание политической власти через символизирующие политические фигуры;
- идеализация, приписывание политическим лидерам исключительно положительных качеств;
- институализация, поворот в сознании детей к деперсонифицированному представлению о власти.
В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социализации. Изменилась роль и влияние традиционных ценностей. Процесс политической социализации не сводится только к воспитанию, формированию личности, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома. Он продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях. Накопление опыта приводит к тому, что человек не только приобретает, но и утрачивает некоторые оценки, суждения, представления. Политическая социализация есть не только процесс обретения, но утраты определенных политических качеств.
В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы.
Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы:
- неполитические: семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии;
- политические: характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические организации и политические партии, политические движения и события.
Политические институты влияют на политическое поведение, контролируют его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского типа поведения, лояльного к данной политической системе.
Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели стали устойчивыми и работающими элементами. Человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями. Распределение по разным направлениям политической деятельности происходит под влиянием объективной политической ситуации и в зависимости от особенностей личности.
Процесс политической социализации носит исторический характер, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объективных факторов конкретной личностью.
Серьезный интерес для политиков-практиков представляет собой такое явление, как политический индифферентизм. Политический индифферентизм означает безразличие к политике, нежелание принимать в ней участие. Особенно зримо он проявляется в абсентеизме, то есть в уклонении избирателей от участия в голосовании, хотя политический индифферентизм может принимать и другие, менее явные формы.
Политическая индифферентность - явление столь же давнее, как и сама политика. Еще Перикл, которому история приписывает роль основателя афинской демократии, столкнулся с нежеланием некоторых граждан посещать народные собрания и пользоваться политическими правами. Перикл предложил платить за участие в народном собрании и ввести плату за выполнение соответствующих обязанностей должностными лицами. В современных условиях политическая индифферентность становится явлением массовым даже в странах с устойчивыми и длительно существующими демократическими режимами. Французский политолог П.Ломэн вообще считает, что политически индифферентных граждан большинство.
Интересны в этом отношении наблюдения французского политолога М.Дебрэ. Он отмечал, что основные человеческие проблемы находятся в повседневной жизни, личных заботах человека и заботах его семьи. Число граждан, которые занимаются общественными делами с желанием принять в них участие, ограничено. Государство, нация, где каждый день большинство граждан обсуждают проблемы политики, близки к разрушению. Демократия не является постоянным предназначением для страстей, для выражения народных чувств при обсуждении государственных проблем. Простой гражданин, являясь истинным демократом, осуществляет в тишине свои суждения о руководстве страны, а когда с ним консультируются в определенные даты, выражает свое согласие или несогласие. После чего, как нормальный и здоровый человек, он возвращается к своим личным заботам, которые гораздо важнее не только потому, что решение их необходимо индивиду, но и потому, что решение их также необходимо для всего общества.
Политические режимы по-разному реагируют на политический индифферентизм. В тоталитарном режиме политическая индифферентность рассматривается на уровне государственного преступления. Любовь к власти, к вождю, государству должна быть выражена активно, публично, эмоционально, окрашена верноподданническими настроениями. Тоталитарный режим держится не только мощным карательным аппаратом, но и культом власти, ее сакрализацией, культом вождя - своеобразной формой светского религиозного сознания.
Авторитарный режим, руководствующийся принципом "Разрешено все, кроме политики", предпочитает иметь дело с политическими конформистами, на худой конец, с политическими индифферентными гражданами, лишь бы они "не лезли" в политику.
Проблема политического индифферентизма представляется непростой и для демократического режима. На первый взгляд, демократии как власти народа, осуществляемой самим народом и для народа, присуща высокая политическая активность граждан и чужд индифферентизм, ведь это их власть, открытая для всех. Но уже Ж.-Ж. Руссо обратил внимание на то, что самые демократические процедуры даже на уровне прямой демократии чреваты искажением воли народа. При демократическом режиме никакой закон не правомерен, если он не может трактоваться как вытекающий из народного решения. Но само народное решение есть лишь выражение воли большинства. Проблема политического большинства и его взаимоотношения с оппозиционным меньшинством - одна из серьезных проблем функционирования демократического режима. Перед демократическим режимом всегда стоит опасность возможной конформистской деформации народовластия либо перерождения демократии в охлократию. Поэтому в процессе политической социализации приходится решать очень сложную задачу, заключающуюся в том, чтобы с одной стороны вовлечь личность в политический процесс, а с другой - снять излишнюю политизацию общества, снизить ее критический уровень.
Острые современные проблемы политической культуры
Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста оказалось недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и личного участия в политической жизни.
Наиболее острыми проблемами современного состояния политической культуры являются:
1. Проблема политического самообмана. До сих пор живучи догмы, сформировавшиеся в предыдущие годы. Мы убеждали себя, что социализм - это общество справедливости и счастья, что он силен сознательностью масс, хотя были свидетелями постоянного снижения этой сознательности. Сегодня мы обольщаемся самообманом перехода к рыночной экономике не менее, чем обольщались "прелестями" социализма.
Мы считали, что труд - это дело доблести, славы и геройства, а на деле угрожающе росла критическая масса иждивенчества, тунеядства, грабежей, бракодельства. Самообман в современных условиях дошел до того, что стали мыслить о выходе из кризиса путем политических изменений, материальных перераспределений, не обращая должного внимания на проблемы организации труда, совершенствования его материально-технической базы, считая, что рынок и в этом отношении явится панацеей от всех бед.
Мы считали, что в обществе господствует материалистическое мировоззрение, а на деле столкнулись с ренессансом религии, расцветом мистики. Мы гордились патриотизмом и интернационализмом, а на деле столкнулись с миллионами националистов и космополитов.
И этот перечень можно продолжить. В результате у значительной части людей происходит не просто переоценка ценностей, а тотальное их отрицание. 20% опрошенных респондентов заявляют, что хотят выехать за пределы Родины, только 62% гордятся своим народом (нацией), испытывают чувство гордости за свой город (село) - 38%, за свой трудовой коллектив - 30%. Необходимо формировать такую политическую культуру, которая бы не допускала самообмана.
2. Проблема обыденного и теоретического политического сознания. Политическое сознание, по выражению Вацлава Гавела, - это "бактериологическое оружие, благодаря которому в нынешние времена один штатский может разоружить всю дивизию".
Современное обыденное политическое сознание все более скатывается кправому радикализму. Ему присущ не только нигилизм, но даже политический анархизм и экстремизм.
В обыденном политическом сознании мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда политические меры, продиктованные здравым смыслом и заботой о людях, ведут к прямо противоположным (негативным) оценкам и реакциям. Данная иррациональность обыденного политического сознания особенно сильна в психологии бедности. Известный узбекский писательТимур Пулатов считает, что бедность станет на пути демократии, а те, кому демократия нужна как воздух, выйдут на площадь. "В свете этого, - по мнению Пулатова, - президентское правление обретает драматические черты, как бы незаметно вовлекаясь в общую иррациональность ситуации, при которой меры, диктуемые здравым смыслом и чувством реальности, действительно покажутся половинчатыми, противоречивыми, ошибочными, хотя изначально и не могут быть таковыми".
Поэтому необходимо постоянно учитывать присутствующий иррациональный элемент в обыденном политическом сознании (например, стремление к свободе даже вопреки личному материальному благополучию и безопасности).
Ясно, что обыденное сознание пестро, мозаично и подвижно в своем состоянии, но все же можно выделить ряд типизированных признаков, характерных для переживаемого периода:
• повышенная по сравнению с обычным временем возбудимость, восприимчивость к событиям и явлениям политической жизни общества;
• преобладание чувственных, эмоциональных элементов над рациональными, готовность в ряде случаев не только к действию, но и самопожертвованию;
• решительная переоценка ценностей, переходящая нередко в тотальное отрицание достижений, и некритичное наделение достоинствами мнимых символов, институтов, личностей;
• рост негативного отношения к государственной власти, отказ не только от подчинения, но и от сотрудничества с ней;
• восприятие политической демагогии, истеричности враждебных демократии группировок как выражения интересов народных масс.
Что необходимо, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в обыденном политическом сознании и поведении:
• формировать демократический образ мыслей, развивать плюрализм мнений, общественный диалог;
• создавать атмосферу подлинной гласности, конструктивной критики и самокритики, не допускать агрессивной нетерпимости, группового эгоизма;
• последовательно вводитьубеждение как главный метод формирования отношений между людьми;
• на деле осуществлять гуманное отношение к человеку как мере всех вещей.
Помочь в учете иррационального элемента, негативного настроя обыденного политического сознания могут не только интуиция и политическое чутье, но и культуратеоретического политического сознания. Признаком хорошего владения теорией считается апелляция кдиалектике при разрешении политических противоречий. При этом суть диалектики видят в учении о борьбе противоположностей как источнике всякого развития. Но такое понимание диалектики - искажение ее сути. Гегель видел в противоречиях источник всякого движения и жизненности лишь тогда, когда эти противоречия существуют в единстве. В.И.Ленин, конспектируя "Науку логики" Гегеля делал вывод, что диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей, что только в этом случае будет схвачено ядро диалектики. Следовательно, суть диалектического метода не в учении о борьбе, а в учении о единстве противоположностей. Обращение к диалектике не гарантирует само по себе от схематизма и догматизма, сам диалектический метод нуждается в очищении и "раздогматизировании". К примеру, классовая борьба является борьбой противоположностей. Однако эти противоположности существуют в рамках единого общества и сами в решающей степени зависят от состояния этого общества. "От добра добра не ищут."
Изучение общества как целостной системы предполагает анализ таких явлений, как консолидация и дезинтеграция естественных процессов в цикле самодвижения, саморазвития системы.Консолидация, связанная с выполнением общесистемных функций (оборона, правопорядок, защита среды обитания), на каком-то этапе все больше сковывает инициативу элементов системы, и тогда она сменяетсядезинтеграцией с целью саморазвития элементов.
На новой, более качественной основе консолидация возникает вновь только тогда, когда большинство элементов через саморазвитие достигает определенного сопоставимого уровня. Это отчетливо прослеживается на развитии нашей страны.
3. Проблема преодоления идеи жертвенности ради будущего. В работе "С того берега" А.И.Герцен, оценивая опыт революции 1848 года, писал, что в Европе зародилась новая форма человеческих жертвоприношений - заклание живых людей на алтарях абстракций. При этом идеология, то есть совокупность таких абстракций, обязательно оправдывала и поощряла подобные жертвоприношения. "Что-то чудовищное совершается в истории, - писал русский философ В.В.Розанов, - какой-то призрак охватил и извратил ее... Человеческое существо, до сих пор вечное средство, бросается уже не единицами, но массами, целыми народами во имя какой-то общей далекой цели, которая еще не показалась ничему живому, о которой мы можем только гадать. И где конец этому, когда же появится человек как цель?".
К 90-м годам в общественном сознании населения республик бывшего СССР идея принесения жертв ради "светлого будущего" изжила себя. Следующим шагом на пути становления политической культуры должно стать осознание принципиальной неприемлемости насилия для достижения любых, даже самых благородных политических целей. Крупнейший английский политолог и историк-русист Р.Конквест считает, что "лучше пусть мои оппоненты будут у власти, чем разразится насилие. Только люди с небольшим политическим опытом могут считать, что их идеи должны превалировать". Но таких людей немало в обществе с неразвитой политической культурой. А когда, как в России, эта неразвитость налицо, то спокойствие, даже политическая апатия могут быть полезнее, чем чрезмерная политическая активность, особенно с позиций идеологии национализма, ибо националистическая ненависть наиболее саморазрушительна.