Глобализация человеческого общества

В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове­ние соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест­ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове­ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В копне XIX — первой половине XX в. земной шар представлял собой территории не­скольких развитых государств, взаимодействие которых не ограничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно­го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин­тенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств прак­тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле­зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра­нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо­мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив­ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо­знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи­ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро­вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отста­лости, нищеты и голода, зашита прав человека — решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу­ществования государств. Для этого требуется объединение уси­лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима­ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож­но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи­кациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со­общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще­ственного развития. Тенденции мирового исторического процес­са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче­ски и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на­родов — в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на­ходятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо­люсного мира,рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь других государств приводило в последнее время ко множеству ло­кальных военных конфликтов.

Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процес­сов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи­зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превы­шает суммы бюджета многих государств, Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир, В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыка, кино и т.д. Все это унифици­рует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же вре­мя создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, ко­торые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализациипоявилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась та­кая мировая капиталистическая система, в которой развитые стра­ны — ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран — периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилени­ем влияния стран ядра на страны периферии.

Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее харак­терные черты глобализации':

1) формирование единого мирового экономического простран­ства;

2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан­ных с соблюдением прав и свобод человека;

3) создание всемирного информационного пространства (ра­дио, телевидение, Интернет);

4) принятие единого языка (английского) как средства обще­ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе вобласти исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по­следствий глобализации.

Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю­щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде­ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи­более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за­трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за­висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемамипризнаются:

- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ­ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус­ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета­ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове­ческой солидарности;

- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче­ского и культурного развития между развитыми индустриаль­ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко­номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмотности;

- истощение природных ресурсов и необходимость обеспече­ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ­ники энергии;

- преодоление экологического кризиса, связанного с загряз­
нением окружающей природной среды отходами промышленного
и сельскохозяйственного производства;

- прекращение стремительного роста населения в развиваю­щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес­кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения вних рождаемости, что ведет к старению нации;

- рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и своевременное предвидение и предотвращение ее различных от­рицательных последствий;

- распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

- борьба с международным терроризмом;

- сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер­пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль­ности в этом регионе.

Возникновение глобальных проблем связано не только с ко­лоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле­мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще­ственного развития, неравноправными экономическими отноше­ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.

Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело­вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло­бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас­штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного раз­вития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейше­го - экономического развития человеческого общества природны­ми ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастаю­щего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных мас­штабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справед­ливо называют экологическими и даже с определенным основа­нием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно ре­шить, плодотворно используя потенциал научно-технической ре­волюции, одновременно предотвращая ее отрицательные послед­ствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента — в 5 раз, при переработке нефти — в 9 раз, в производстве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что го­ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас­ходованием.

Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста­лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото­рых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов­лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль­турной отсталостью.

Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь­ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и ины­ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са­мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Зем­ле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет эколо­гическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».

Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных перего­ворных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного воору­жения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно — возможность использова­ния ядерного оружия агентами международного терроризма, ко­торых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.

Но, несмотря на сложность глобальных проблем современно­сти, ученые убеждены в том, что человечество обладает необхо­димым интеллектуальным потенциалом и материальными ресур­сами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент -правильное определение приоритетов в решении глобальных про­блем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно-следственные связи, которые диктуют определенную последова­тельность практического решения каждой проблемы. И самое глав­ное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и пер­вую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах должны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше­нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы.

Вопросы и задания

1. Как развивались отношения между народами в истории человече­ства?

2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка­кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости?

4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели? Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь­зуйтесь материалами периодической печати).

5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ­ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите характерные черты глобализации.

7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

8. В чем состоят причины глобальных проблем современности?

9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со­временности?

10.В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще­нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль­ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про­гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб­ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од­ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа­дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пессимистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело­века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от­вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут ли оправдаться его пессимистические прогнозы?

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Общество — явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ,представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество — это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществахписьменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотниковсуществовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческиеи скотоводческиеобщества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество,основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого обществахарактерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ,основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация — это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическуюи коммунисти­ческую.В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) обществоотличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество— это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществедобывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Типы обществ Характерные черты
Доиндустриальное  
Индустриальное  
Постиндустриальное  

ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК

Наши рекомендации