Роль средств массовой информации в формировании и распостранении нац-гос идеологии

Наиболее оперативно идеологический материал подаётся через СМИ, которые пропагандируют идеологические концепции, способствуют ориентации человека в идеологическом пространстве.

СМИ – сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по сбору, обработке, анализу информации о происходящих событиях и явлениях в жизни человечества и доведению её с помощью специальной техники до различных общностей людей и индивидов.

К СМИ относятся

¨ печатные органы (пресса, массовые справочники)

¨ электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись, Internet)

В структуре СМИ выделяют:

¨ правительственные

¨ оппозиционные

¨ независимые

Монополия СМИ со стороны государства запрещена.

Функции СМИ:

¨ информирование

¨ образование

¨ социализация

¨ научно-культурное просветительство

¨ контроль над социальной сферой

¨ корреляция общественных отношений

¨ распространение господствующих в обществе приоритетов и ценностей

¨ мобилизация

¨ реклама

¨ развлечение

Выполнение функций позволяет СМИ оказывать влияние на все сферы и институты общества и государства. По своим возможностям СМИ – орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия на человека, общество и государство. СМИ – четвёртая власть.

Современная действительность характеризуется всё более растущим проникновением СМИ в идеологическую сферу, превращаясь в важный инструмент идеологического процесса. Обладание способностью прямо обращаться к обществу, задают тон в публичных дискуссиях и спорах. Являясь важным инструментом пропаганды, оказывают воздействие на общество. СМИ проявляет себя как инструмент для объективного и оперативного информирования граждан, так и для манипулирования. Сегодня СМИ рекламируют не высоко нравственные ценности, духовное богатство, а массовый культ и псевдоценности. В РБ стоит задача в создании нормативно-правовой базы деятельности СМИ в сфере информации.

20) Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV–XX вв. в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.

Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др., философско-публицистические выступления и произведения К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский.

Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (прим. 1486–1551) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (прим. 1530-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540–1603).

Деятельность Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения – открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и "Оправдание грешного человека перед Богом" нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа

Белорусский мыслитель Н. Гусовский выступал против феодальных порядков, сложившихся в стране, когда сильные мира сего с сомнительным правом на власть и господство борются за них, используя любые средства. Поэт с восхищением говорит о народе, его природной смекалке, смелости и трудолюбии.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557–1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

В данный период открыто заявило о себе материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов. Наиболее яркими представителями были мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634–1689).

Якуб Колас(1882–1956) – белорусский советский писатель. В сборниках стихотворений «Отомстим»и «Голос земли» в поэмах «Суд в лесу» и «Возмездие» поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Хата рыбака» о борьбе за воссоединение Западной Белоруссии с БССР.

Наши рекомендации