Форма государственного устройства

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ФОРМА ГОСУДАРСТВА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания…………...………………..…….. 4

Список использованной литературы ……………………………………….5 - 7

Введение ……………………………………………………………………. 8 - 9

1. Понятие формы государства ………………………….......................................9 -13

2. Форма правления ………………………….…………………………………....13-26

3. Форма государственного устройства ………………………………………….26-32

4. Государственный политический режим ……………………………………....32-41

Выводы……………………………………………………………………....... 41

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятие форма государства и ее составляющих элементов, а также выявление причин многообразия форм государства.

2. Выделить и раскрыть формы государственного правления, формы государственного устройства, виды политических режимов.

3. Знать разновидности форма государства, их достоинства и недостатки.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распределение учебного времени
  Введение 15 мин
1. Понятие формы государства 25 мин
2. Форма правления 45 мин.
3. Форма государственного устройства 40 мин.
4. Государственный политический режим 40 мин.
  Заключение 15 мин.
  ИТОГО 3 часа

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Арзамаскин Н.Н. Системный анализ внешних факторов, влияющих на эволюцию формы государства // История государства и права. 2006.№ 8. С. 7-10.

2. Боброва К.Н., Миронов А.Л. Форма государства в России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 5. С. 38-39.

3. Ведяхин В.М. О форме Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6. С. 3-8.

4. Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика // Право и политика. 2006. № 3. С. 63-74.

5. Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 2008. 26 с.

6. Давыдова М.Л., Шанин А.А. Категории "сущность", "содержание" и "форма" государства как научная основа построения учебного курса общей теории государства // Право и образование. 2008. № 1. С. 56-65.

7. Затонский В.А. Демократический режим - оптимальная форма функционирования сильного государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 7. С. 12-18.

8. Курскова Г.Ю. Соотношение политического режима и формы правления в России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. С. 99-102.

9. Мамрашов Т.С. Тенденции эволюции формы современного Российского государства. Эволюция формы правления // Право: теория и практика. 2006. № 13. С. 35-36.

10. Миронов В. СССР как форма межгосударственного объединения суверенных государств // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2006. № 100. С. 228-257.

11. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.

12. Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. № 1. 2009. С. 25-34.

13. Сигалов К.Е. Связь среды права и формы государства // История государства и права. 2008. № 4. С. 13-15.

14. Фекина А.В. Научное и практическое значение толкования термина " форма государства" // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 8. С. 5-6.

15. Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С. 10-11.

Дополнительная литература:

1. Арзамаскин Н.Н. Форма государства как понятие и исходная предпосылка государственности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". Вып. 53. Тольятти. 2006. С. 49-64.

2. Байков А.Ф. Проблема классификации форм государства в современной науке теории государства и права // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. Уфа, 2005. № 2. С. 31-33.

3. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы// Государство и право. 2003 № 11.

4. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства// Журнал российского права. 2002. № 1.

5. Клемин А. Еврофедерация как мнимая форма союза государств // Закон и право. 2005. № 8. С. 3-8.

6. Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства: федеративные государства. Учебное пособие. М., 2003. 148 с.

7. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа)// Государство и право. 2003. № 10.

8. Кульков М.О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Вып. 7. Волгоград. 2005. С. 124-128

9. Малько А.В. Радионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве// Журнал российского права. 2001. № 9.

10. Шумаков Д.М. Форма государства// Основы государства и права. 2000. № 1.

ВВЕДЕНИЕ

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявлять волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – это значит в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержания и формы. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, то есть в его функциях, а форма представляет собой внешнее выражение содержания.

На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы.

Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления.

Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования мате­рии государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной не­дооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государствен­но-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политическо­го курса. Работы многочисленных авторов советского периода под­черкивают значение «содержания» государства, особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

С легкой руки представителей исторического материализма все прогрессивное относилось к содержанию. Форма без сожаления «сбрасывалась» развившимся содержанием. Хотя история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебре­жения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм - тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право, именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, иду­щей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государ­ственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что ука­зывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержа­нием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности - души). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» - счи­тали римские юристы.

В настоящее время под формой государства понимают орга­низацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, еесубъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок об­разования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществлении государственной власти и т.д.

форма государственного устройства - student2.ru Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государ­ственная власть, зависят эффективность государственного руко­водства, действенность управления, престиж и стабильность пра­вительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» - кто и как правит в государстве, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы государство активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Учеными высказываются различные точки зрения.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70 годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления, формы государственного устройства.

В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утверждалось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

Наряду с элементным подходом (полезным и необходимым, особенно в учебных целях) стали выдвигаться предложения о системном анализе формы, о необходимости учитывать не только элементы и их качества, но и связи, соединяющие элементы в единое, целостное образование (форма государства). По мнению Л.И. Спиридонова «Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государствами, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами они осуществляются и др.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – сложное общественное явление, показывающее особенности устроения и функционирования государства, организацию государственной власти включает в себя три взаимосвязанных института (элемента):

- форму правления;

- форму государственного устройства;

Государственный режим.

Понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными территориальными единицами (частями);

в) систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства (например: феодальному типу государства – соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская). Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Однако форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим путем формируются высшие органы государства.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

I. МОНАРХИЯ –(от греч. monarchia - единовластие) -форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Государства, где формой правления является монархия:

1) в Европе: Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Испания, Швеция, Голландия, Бельгия, Люксенбург, Дания, Норвегия, микрогосударства – Андорра, Монако, Лихтенштейн, Ватикан.

2) в Африке: Марокко, Свазиленд, Лесото.

3) в Азии: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар, Бахрейн, Непал, Бутан, Бруней, Тайланд, Малайзия, Япония.

4) в Океании: Фиджи, Тонга и иные острова государства.

5) Государства Содружества: Канада, Австралия, Новая Зеландия – главой данных государств является монарх Великобритании (в настоящее время королева).

Основными признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

2) власть монарха передается по наследству (наследственный порядок преемственности верховной власти);

3) деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

4) монарх не избирается народом;

5) монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме случаев антимонархической революции, переворота и т.д.);

6) представительство государства монархом по своему усмотрению;

7) юридическая безответственность монарха.

МОНАРХИЯ

1) Абсолютная 2) Ограниченная 3) Нетрадиционная

а) дуалистическая

б) парламентарная

Три вида: 1) Абсолютная (неограниченная); 2) ограниченная (а) парламентарная, б) дуалистическая); 3) нетрадиционная.

1) При неограниченной (абсолютной) монархии - монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютной монархии относятся (Средний Восток – Саудовская Аравия, Бруней).

2) Ограниченная (конституционная) монархия – представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничивается представительным органом (конституцией, парламентом, правительством и независимым судом).

Обычно это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить Конституцию. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. К ограниченным относились сословно-представительная монархия (Российская империя) власть монарха ограничивалась Земским собором.

а) Парламентарная монархия. Формально не утратила своего значения в ряде стран - Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония и др.

Признаки парламентарной монархии:

1) парламент избирается народом;

2) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

3) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

4) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.).

Лишь в некоторых парламентарных республиках монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

5) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

6) правительство согласно Конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

б) Дуалистическая монархия – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. Дуалистические монархии были распространены в конце XIX – начале XX вв. (в период буржуазно-демократических революций), в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла. Она характеризуется двоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – монарх. Дуалистическими монархиями были – Кайзеровская Германия до 1918 г., Япония до 1945 г.В чистом виде в настоящее время не существует. Практически изживает себя. Сегодня – Кувейт, Непал.

Признаки дуалистической монархии:

1) наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти - парламента и правительства (что не свойственно абсолютной монархии);

2) назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

3) назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично пред монархом;

4) монарх выполняет функции реального главы государства.

Государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

3. Нетрадиционные монархии:

- Объединенные Арабские Эмираты: состоят из нескольких монархий - эмиратов (Шарджи, Дубай и др.), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

- Малайзия: состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Разновидности монархической формы правления:

1. Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления, имела присущие ей черты (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) – называют – восточной деспотией (в перевод. с греч. «неограниченная власть»). Под деспотией понимается такая форма правления при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданым, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.

2. Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв. н.э.) эпоха Римской империи подразделяется на два периода: а) период принципата (в пер. с лат. «императорская власть»), б) период домината (в пер. с лат. «единовластная, верховная власть»).

а) При принципате формально сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны – хотя существенной роли в решении государственных дел они не имеют. Все основные функции у императора – он основной источник законодательной власти, сенат играет лишь совещательную роль.

б) В III в. н.э. В Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период исчезают республиканские учреждения. Управляет государством исключительно император, который назначает исполнителей – сановников.

3. Феодальная (средневековая) монархия - три периода своего развития: а) раннефеодальная, б) сословно-представительная, в) абсолютная монархия.

а) Раннефеодальная монархия – характеризуется раздробленной территорией и слабой центральной властью. Монархия носила децентрализованный характер: практически не была связана центральной властью. С развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи – она распадается на отдельные изолированные государства.

б) Сословно-представительная монархия - централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции – Генеральные штаты, в Англии – парламент, в России – Земский собор, в Испании – кортесы. Сословно- представительные собрания состояли из духовенства, дворянства и представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних земледельцев).

в) Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Черты абсолютной монархии – ликвидация или упадок сословно-представительных учреждений, юридически не ограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом.

4.Конституционная монархия – представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничивается представительным органом. Обычно это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить Конституцию. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально не утратила своего значения в ряде стран (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония).

а) Парламентарная монархия ее признаки:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно Конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

б) Дуалистическая монархия – практически изживает себя. Государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

II. РЕСПУБЛИКА –(от лат. – res publica - «общенародное дело», государственные, общественные дела) - форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Общими признаками республики является:

1) существование единоличного и коллегиального главы государства;

2) выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

4) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Виды республик:

1) парламентская,

2) президентская,

3) смешанная (парламентско-президентская),

4) нетрадиционная республика.

Основные разновидности республиканской формы правления:

1.Афинская демократическая республика (V-IV вв. до н.э.) сложилась эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).

2.Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.) – формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически она была ограничена в пользу аристократии. Законодательную власть осуществлял Совет старейшин (2 царя и 28 членов Совета, избираемых из аристократии пожизненно).

3.Римская аристократическая республика (V- конец II вв. до н.э.)- верховная государственная власть у Сената. Члены Сената назначались специально уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались Народным собранием. Формально Сенат подчинялся решениям Народного собрания.

4.Города-республики (феодальные республики) – республиканская феодальная форма государственного правления является результатом перерастания городского самоуправления в суверенитет. Управление городом осуществлялось городским советом, состоящим из представителей аристократии и избиравшегося советам городского головы (мэра). (Флоренция, Венеция, Генуя в Италии, Новгород, Псков).

1.Парламентарная республика – современная форма государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Германия, Италия, Венгрия, Индия, Турция, Израиль и др.).

Признаки:

1) В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.

2) Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов.

3) Официально главой государства является президент, который избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией, либо прямым голосованием народа. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Президент в системе органов государственной власти занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.

4) Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

5) Существенная черта – любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главная функция парламента – законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны решает основные вопросы внешней и оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

2. Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Франция, Филиппины, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Черты президентской республики:

1) президент избирается независимо от парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом;

2) президент является одновременно главой государства и правительства, он сам назначает правительство и руководит его деятельностью;

3) ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

4) более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат. – запрет) на решения законодательного органа.

Классической президентской республикой является США по Конституции – принцип разделения властей: законодательная власть – парламенту, исполнительная – президенту, судебная власть- Верховному суда. Президент избирается населением страны путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим президентов из лиц, принадлежащих к его партии.

Характерная черта президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Индия). Другие полномочия президента: право роспуска парламента, верховный главнокомандующий, объявляет ЧП, утверждает законы путем их подписания, назначает членов Верховного суда, осуществляет право помилования.

Президентская республика отличается сильной исполнительной властью, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действует механизм противовесов и сдержек, способствует функционированию властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

3.Существуют смешанные республики («полупрезидентские», полупарламентарные) - Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия, Португалия.

Признаки смешанных республик:

1) В таких республиках парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (участвуют в формировании правительства).

2) Президент избирается непосредственно народом в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Правительство ответственно перед президентом в виде отставки.

3) Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления. Является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближает общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

4. Нетрадиционные республики: не вписывающиеся в схему парламентской, президентской, смешанной республики.

Социалистическая республика(СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны) – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и по утверждению основоположников марксизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

Особенности социалистической республики:

1) ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;

2) должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяло бы государственной власти суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

3) высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

4) законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

5) предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти;

6) создаются необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Три разновидности социалистической формы государственного правления: 1) парижская коммуна, 2) советская республика, 3) народно-демократическая (народная) республика.

Разновидности республик
Парламенсткая Смешанная Президентская
Президент (глава государства) избирается парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом   Отсутствие непосредственной связи между президентом и правительством Президент избирается путем всенародных выборов
Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии   Президент может избираться как парламентским путем, так и на всенародных выборах Должность президента пред полагает совмещение функций главы государства и главы правительства
Правительство ответственно в своей деятельности перед парламентом   Президент может отправить правительство в отставку в случае объявления парламентского недоверия этому органу   Президент утверждает состав правительства
Правительство осуществляет свои полномочия в течение срока полномочий депутатов парламента   Президент может распустить парламент в случае, если последний не способен в установленные сроки сформировать работоспособное правительство Правительство ответственно в своей деятельности перед президентом
Парламентское недоверие, выказанное правительству, влечет отставку   Правительство осуществляет свои полномочия в течение срока полномочий президента
    Президент обладает исключительным правом (прерогативой) отставки правительства

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а т.ж. степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Наши рекомендации