Б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения практических занятий
по дисциплине: «История» ОГСЭ.02
для студентов 2 курсов всех специальностей:
Практическая работа № 1.
Тема: «Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»(2ч.)
Цель:
· определить особенности духовной жизни советского общества
· охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма».
Проблемное задание! Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Комплексно-методическое обеспечение: раздаточный материал, мультимедиапроектор, презентация.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Работа с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Таблица для заполнения:
Виды искусства | Основные идеи |
Литература | |
Театральное искусство | |
Киноискусство | |
Изобразительное искусство | |
Музыкальное искусство | |
Смеховая культура | |
Диссидентское, правозащитное движение |
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- Какие темы преобладали в литературных произведениях?
- С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
- Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
- Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
- Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
Задание 3. Работа с терминами: Раскрыть суть понятия«диссиденты», правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт.
Практическая работа № 2.
Тема: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» (2ч.)
Цель:
· определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США
· охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике;
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,
карточки - задания; атлас и контурная карта; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».
Задание 2.Выполните тест.
1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?
а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране
б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране
в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию
2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?
а) 1972г.
б) 1973г.
в) 1975г.
3. Какие страны получали военную помощь от СССР?
а) Пакистан
б) Индия
в) Израиль
4. Когда советские войска вошли в Афганистан?
а) 1975г.
б) 1979г.
в) 1980г.
5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?
а) переговоры о разоружении
б) сотрудничество с США в области освоения космоса
в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.
Задание 3.
а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»
Августа 1969г.
Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.
Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.
Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)
б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания
Августа 1975г.
II. Неприменение силы или угроза силой
Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще
в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.
Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.
Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)
Ответьте на вопросы:
· Каковы причины перехода к политике разрядки?
· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
Практическая работа № 3.
Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.» (2ч.)
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики государств Восточной Европы;
· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,
карточки- задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).
Причины революций в Восточной Европе:
1) Внутренние факторы:
1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.
2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).
3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.
4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).
Задание 2. Восстановите последовательность событий:
- 1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.
Задание 3. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к практической работе № 4)
Эволюционная форма преобразований | «Взрывная» форма преобразований | ||||||
Венгрия Февраль 1989г. | Польша Февраль 1989 г | «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) | Органы порядка применили силу | Народное восстание | Гражданская война | ||
ГДР Сентябрь— ноябрь 1989 | Болгария Ноябрь 1989 г. | Чехословакия Ноябрь— декабрь 1989 г. | Албания 1990 г. | Румыния Декабрь 1989 г. | Югославия 1991 г. | ||
Общим качеством было… | |||||||
3адание 4. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Страна | Государственный деятель | ||
Албания | Т. Живков | ||
Болгария | В. Гавел | ||
Венгрия | Н. Чаушеску | ||
ГДР | С. Милошевич | ||
Польша | Э. Ходжа | ||
Румыния | В. Пик | ||
Чехословакия | И. Надь | ||
Югославия | В. Ярузельский | ||
Задание 6. Выполните тест.
1. СССР не принимал участия в освобождении:
а) Албании;
б) Болгарии;
в) Румынии.
2. «Народная демократия» означает:
а) высшую форму демократии;
б) тоталитарный коммунистический режим;
в) общую характеристику социалистического лагеря.
3. Решения XX съезда КПСС привели к:
а) ужесточению социализма сталинского образца;
б) попытке изменить социально-политический строй;
в) распаду социалистического лагеря.
4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:
а) индустриализация;
б) кооперирование;
в) ликвидация неграмотности.
5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:
а) Венгрии, Польше, ГДР;
б) Албании, Чехословакии, Польше;
в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.
6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны:
а) полная поддержка курса СССР;
б) создание культа личности Н. Чаушеску;
в) политика балансирования между Востоком и Западом.
7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:
а) Болгарии;
б) ГДР;
в) Югославии.
8. Лидером «Пражской весны» был:
а) А.Дубчек;
б) Г.Гусак;
в)Л.Свобода.
9. «Бархатная революция» — это:
а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;
б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;
в) распад федеративного государства.
Практическая работа № 4-5.
Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ (2ч.)
Цель:
- определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики СССР во второй половине 80-х гг;
- охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;
- определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,
карточки- задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Выполнить тест.
1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?