Тестовые задания. 1. Когда и как шло завоевание Мовароуннахра монголами?

1. Когда и как шло завоевание Мовароуннахра монголами?

А. Осада и взятие Отрара в 1221 г.

Б. Взятие монголами Ходжента.

В. В 1220 г. Чингиз-хан взял Бухару. Г. В 1219 г. был взят Самарканд.

Д. К 1221 г. Средняя Азия была захвачена монголами.

2. Назовите имена народных героев, боровшихся против

монгольского ига:

А. Джалалиддин Мангуберды, Темур Малик.

Б. Махмуд Яловач.

В. Нажмиддин Кубро.

Г. Махмуд Тараби.

Д. Темучин.

3. Кто управлял Мовароуннахром после завоевания его монголами?

А. Чагатай.

Б. Махмуд Яловач.

В. Правителем улуса был Махмуд Тараби.

Г. Масуд-бек Яловач.

Д. Чингиз-хан.

Правильные ответы: 1-Б, В, Д; 2-А, В, Г; 3-Б, Г

Список литературы:

1. И.Каримов. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Соч., т.8

2. Каримов И.А. Юксак маънавият –енгилмас куч. Т. “Ўзбекистон”, 2008.

3. История Узбекистана. (ч.1.)Т. ТУИТ, 2010.

4. История Узбекистана. Т. Университет, 2004.

5. Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч., т.1, М, Наука, 1963.

ТЕМА IV. ВКЛАД СРЕДНЕАЗИАТСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX – XV вв.)

При изучении данной темы следует выделить следующие вопросы плана:

1. Исторические условия и факторы интеллектуального возрождения в IX-XII вв.

2. Развитие науки и культуры в IX-XII вв. Вклад среднеазиатских ученых в развитие точных и гуманитарных наук.

3. Ислам в Средней Азии.

4. Ученые эпохи тимуридского возрождения.

Спустя семь-восемь десятилетий после арабского завоевания, т.е. к концу VIII -началу IX вв. социально-политическая и экономическая обстановка в регионе стала вновь стабилизироваться. В Арабском Халифате после прихода к власти династии Аббасидов стали лучше понимать значение развитиия науки и культуры для общественного прогресса. Эго выразилось в частности, в создании и 832 году и Багдаде «Байтул-хикма» («Дома мудрости»), своеобразной академии наук, где изучалось богатейшее наследие греков, китайцев, индийцев, иранцев, арабов и др. в области науки и культуры. Сотрудники «Дома мудрости» придавали большое значение логике, этике, изучению Вселенной. В Багдаде и Дамаске были созданы обсерватории, которые возглавили наши земляки аль-Хорезми и аль-Фаргани.

«Дом мудрости» в Багдаде положил начало расцвету исламской культуры. Мусульманскому миру IХ-ХI вв. удалось не только сберечь наследие древних греков и римлян, которое подзабыто было в Европе, но и развить и значительно обогатить новыми открытиями во многих областях знаний. Все это позволило заложить основы современной науки и цивилизации.

В Х-ХI веках в Средней Азии устанавливается власть династий Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов. Складывается традиция покровительства науке и культуре со стороны местных правителей. Многие из них благосклонно относились к духовности и просвещению, что побуждало их к меценатству.

Общественно-экономические интересы народов региона в связи с образованием местных централизованных государств также диктовали потребность в развитии материальной и духовной культуры. Здесь происходит интенсивное развитие зодчества, основанного на научном расчете, новаторстве и прогрессивных тенденциях в архитектуре. Строятся медресе, мечети, библиотеки, рабаты, приюты, караван-сараи, дворцы. Получает сильный толчок развитие ремесел и народно-прикладного искусства, обработка горных пород. Возводятся прочные мосты, строятся ирригационные сооружения.

По инициативе правителя Хорезма Али ибн Маъмуна в 998 г. был создан храм науки Академия Маъмуна. В этом научном центре велись исследования по математике, астрономии, медицине, правоведению, истории, философии, литературе. Его ведущими сотрудниками были аль-Беруни. ибн Сино, Абу Сахл Масихи, Абу Наср Ироки и др. В Бухаре, Самарканде, Куве, Мерве, Термезе, Шаше, Кеше, Оше, Ходженте, Насафе, Кермене, Андижане растет число учебных заведений разных ступеней. Развивается искусство книги, повышается мастерство каллиграфов, переплетчиков, художников – орнаменталистов, появляются новые библиотеки и книжные базары.

Все эти обстоятельства способствовали интеллектуальному возрождению края. В этот период десятки наших соотечественников обогатили мировую науку и культуру ценными открытиями и новыми умозаключениями.

В рассматриваемый период развивались точные и гуманитарные науки, художественная литература, лингвистика, различные формы искусства, народное творчество. В IХ-ХII вв. ученые региона заложили фундамент многих отраслей и направлений современной науки и техники.

Мухаммад аль-Хорезми был одним из первых таких ученых. Он стал знаменитым математиком и астрономом. Появлению терминов «алгебра» и «алгоритм» человечество было обязано именно аль-Хорезми. Его «Книга сложения и вычитания по индийскому способу» уже в те века была переведена с арабского на латынь. Его современник Ахмад аль-Фаргани также был признанным астрономом, математиком и географом. Его «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах» в XII в. в Европе дважды переводилась на латинский язык. Труды наших других соотечественников также были признаны учеными различных стран и публиковались на языках народов Европы и Азии.

Поистине весомым был вклад в развитие многих отраслей науки и культуры ученых-энциклопедистов аль-Фароби, Абу Али ибн Сино-Авиценны, аль-Беруни и десятков других их последователей и учеников. В эти столетия широкое развитие получает наука о медицине (аль-Кумри, Абу Масур Камари, Шарафуддин аль-Илоки, Исмаил Джуржони), химические науки (Абу Бакр ар-Рози, Абул Хаким аль-Коси), геометрии и тригонометрия (Махмуд Чагмини, Шамсутдин Самарканди, Алоул Бухари), философия (Ибн Мискавейх, Абусахл Масихи и др.), астрономия (Аббас Джавхари, Ахмед Марвази и др.).

Аль-Фароби составил аргументированную характеристику известных тогда в мире свыше тридцати наук, в том числе по теории музыки, в частности по гармонии звуков, Абу Абдулло аль-Хорезми разработал принципы классификации наук. Вопросы дифференциации наук занимали умы и других ученых региона тех столетий.

Труды мыслителей той эпохи отличались научной добросовестностью, глубоким знанием предмета исследования, исключительной тактичностью в суждениях о своих, как предшественниках, так и коллег - современниках.

Таким образом, как справедливо отметил Ислам Каримов: «В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность».

Одновременно с точными науками получили развитие гуманитарные знания. Примечательно то, что многие знатоки математики, астрономии, медицины, естествознания такие как Фароби, Авиценна, Беруни высказали свои весьма ценные суждения об обществе, о социальной справедливости, об идеальном городе, о сути благочестия. Литератор Ахмад Югнаки, государственный деятель Низом аль-Мульк в своих произведениях утверждали, что подлинная справедливость может восторжествовать лишь в результате праведного труда, знаний и высокой духовности.

Велико было значение плеяды лингвистов и литераторов. Махмуд Кашгари создал бессмертный трехтомник «Словарь тюркских наречий», где он дал арабское толкование более 7500 тюркским словам. Юсуф Хос Хожиб, Юсуф Саккоки были мастерами художественного слова. Историки Наршахи, Байхаки, Бальами, ан-Насафи воссоздали прошлое региона. Поэты Рудаки, Дакики, Фирдоуси, Термизи писали классические эпические произведения на фарси и тюрки.

В эти века получило ощутимое развитие искусство, устное народное творчество. Появилисъ книги по музыке, сформировались школы создателей макомов и «катта ашула». Десятки народных сказателей наизусть исполняли дастаны «Огузнамэ», «Алпамыш», «Героглы», «Манас» и др.

Таким образом развитие науки и культуры в регионе было поистине обширным и глубоким, и оно благотворно влияло на духовный мир людей.

Известно, что ислам как мировая религия зародился в VII в., а исламоведение в регионе получило значительное развитие в VШ-ХП веках. Анализ становления и развития мусульманства показывает, что зародившись как течение в арабском мире, оно затем волной распространилось на многие страны. В процесс аргументации и теоретического обоснования ислама как религиозного учения важный вклад внесли имамы аль-Бухари и ат-Термези. Они стали признанными во всем исламском мире учеными-хадисоведами, обосновавшими концепцию мусульманства. Убедительно пропагандировали ислам, его нравственные аспекты аш-Шоши и аз-Замахшари. По аль-Мотуруди толкование ислама должно быть основано на разуме, а не на механическом следовании религиозным авторитетам. Аль-Маргинони в капитальном труде "Хидоя" досконально разработал основы мусульманского правоведения, многие положения которого и сегодня, спустя тысячу лет, не потеряли свою актуальность. Сказанное свидетельствует о глубоком знании этими учеными реалий жизни, понимании ими помыслов людей, об их человеколюбии.

В духовной жизни населения важную роль сыграли воззрения видных представителей суфизма Ю. Хамадони, А. Гиждувони, А. Яссави, М. Газзоли, Н. Кубро. Суфизм – это учение о совершенствовании души человека для приближения его к Богу. Переосмысливая труды своих предшественников, Бахауддин Накшбанд в XIV веке создал более совершенную школу суфизма.

Во многих исламских странах суфизм зародился с осуждения алчности и жестокости, мошенничества в обществе. В этом учении встречаются требования аскетизма, ведения отшельнического образа жизни, отречение от благ бренного мира. Примечательно, что одним из главных направлений этого учения считалась необходимость жить только своим трудом, быть при этом чистым и честным во всем. Приверженцы суфизма видели цель жизни и нравственном совершенствовании на пути постижения всевышнего.

Подчеркнем, что различные течения суфизма не выходили за рамки Корана и хадисов.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что ислам в Средней Азии сыграл важную роль в духовном развитии людей, в осознании высокого назначения человека рассудительного, трудолюбивого, терпеливого, прилежного.

Особенностью развития науки и культуры этого периода было то, что светские и религиозные науки в Средней Азии развивались параллельно, нередко дополняя друг друга. Они не противостояли друг другу, как это, к сожалению, имело место в Европе (вспомним инквизицию, заживо сожженных ученых, просветителей). Это не означает, что в регионе не было разногласий, научных споров, дискуссий. Но здесь, как правило, дело не доходило до острых конфликтов, влекших за собой человеческие жертвы, они зачастую решались цивилизованно. Этот феномен, может быть, является проявлением восточной мудрости наших предков, и, в известной мере, воздействием исламской культуры.

Отличительной чертой мыслителей той эпохи была трактовка светских и религиозных знаний, исходя из интересов общества, человека. Другими словами, деятели науки и культуры средневековья отличались прежде всего человеколюбием, верой в гуманизм. Они неизменно призывали человека к самоочищению – духовному, нравственному, физическому через обретение знаний, уважение людей и осознание человеческого достоинства.

Таким образом, наследие деятелей науки и культуры Средней Азии IХ-ХII вв. выдержало испытание временем и влилось в общечеловеческую цивилизацию ощутимым потоком, а сами они заняли достойное место в ряду виднейших ученых планеты.

Жизнь и деятельность выдающих деятелей науки и культуры тех столетий служат для молодого поколения сегодняшнего Узбекистана не только источником гордости, но и ярким примером для подражания.

Период правления Амира Темура и темуридов также характеризуется высоким уровнем развития науки, искусства и культуры в целом. Фактически край переживал второй этап эпохи Ренессанса. Особенно это касается периода правления Мирзо Улугбека и Хусайна Байкаро. Улугбек большое внимание уделял развитию науки и культуры в стране. По его приказу в Самарканде (1417-1420 гг.), Бухаре (1417 г.), Гиждуване (1433 г.) были построены медресе. Особенно большого расцвета при нём достигла астрономия, математика. Для астрономических наблюдений в Самарканде была построена трёхэтажная обсерватория (окружность 47 м., высота 31 м.), она вмещала в себя грандиозный инструмент – мраморный секстант радиусом 40,21 м., на нём производились измерения координат звёзд. В результате были созданы знаменитые «Звёздные таблицы» («Зиджи Гурагани»), где Мирзо Улугбек указал место положения 1018 звезд. Таблицы были переведены на все языки мира. Здесь же располагалась крупнейшая библиотека, книжный фонд которой насчитывал свыше 160 тысяч книг. Заслуга Улугбека была и в том, что сам, являясь крупным учёным, он привлёк сюда и других видных учёных, таких как Кази-заде Руми, Гиясиддин Джамшид ибн Маъсуд, Али-Кушчи.

Крупным достижением этого периода является развитие общественных наук, в частности в области истории. Следует отметить деятельность таких историков, как Самарканди, Мирхонд, Хондамир, Арабшах. К крупным историческим трудам можно отнести «Историю четырёх улусов» Мирзо Улугбека, «Бабурнамэ» Захириддина Мухаммада Бабура, «Зафарнамэ» Низамиддина Шами и Шарафиддина Язди и др.

Получила своё развитие и литература. Её представителями являются Мавлоно Лутфи, Дурбек, Аттои, Саккоки, Хайдар Хоразми. Особое место здесь занимает творчество узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои (1441-1501 гг.), которое оставило свой значительноый след в литературе. Им написаны такие произведения как большое эпическое произведение «Хамса» («Пятерица»), свод стихов в диванах «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины старости», «Назидания старости», им была создана философская поэма «Язык птиц». В своём творчестве Алишер Навои использовал разнообразные жанры восточной литературы – газели, четверостишья, муаммо и т.д. Созданные им произведения отличаются не только высоким художественным мастерством, но и философским смыслом, они пропагандируют патриотизм, гуманизм, справедливость. Его произведения неоднократно издавались на разных языках мира.

Высокого развития достигло в этот период и изобразительное искусство. Глубокий след в этой области оставили Абдулло Хирави, Шамсуддин Мухаммад ибн Абдулхак, Шейх Турани, Устоз Джахангир. Созданные им произведения пейзажи, портреты, батальные сцены отличались своей естественностью, чёткостью и оригинальностью. Созданная под покровительством внука Амира Темура Бойсункура Мирзо (брата Улугбека) художественная академия Нигористон (обитель красоты, изящества) сыграла важную роль в становлении многих художников. Звездой изобразительного искусства был Камолиддин Бехзод (1455-1537 гг.). Он является основателем гератской школы изобразительного искусства. Работая в различных жанрах, он добился чрезвычайной выразительности и реалистичности в изображении людей, пейзажей, иллюстрациях к произведениям Дехлави, Шарафиддина Язди, Джами. За свой талант он получил почётное имя «Рафаэль Востока».

Таким образом, подводя итог изучению периода Амира Темура и темуридов можно отметить, что это был важный исторический этап в политическом, социально-экономическом развитии государства. Амир Темур занимает особое место в истории страны, в развитии и совершенствовании узбекской государственности. Он является признанной исторической личностью, сыгравшей важную роль в судьбе не только народов Востока, но и в жизни других народа мира.

Достижения этого периода являются образцом для будущих поколений, средством воспитания граждан независимого Узбекистана, примером для подражания.

Контрольные вопросы.

1. Назовите причины научного и культурного подъема в Средней Азии в IX-XII вв.

2. Каков вклад среднеазиатских ученых в развитие точных наук?

3. Назовите имена ученых, внесших весомый вклад в развитие гуманитарных наук.

4. Каковы особенности развития богословия в регионе?

5. Назовите имена наиболее известных ученых темуридской эпохи.

Наши рекомендации