Состав суда при рассмотрении гражданских дел
В настоящее время согласно ст. 14 ГПК дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. При этом мировые судьи рассматривают гражданские дела в первой инстанции всегда единолично; федеральные судьи рассматривают их единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным законом.
В коллегиальном составе из трех судей суд рассматривает только дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ).
Проверка правильности не вступивших и вступивших в законную силу постановлений федеральных судов в кассационном и надзорном порядке всегда осуществляется судом коллегиально.
Состав кассационной инстанции, рассматривающий конкретное гражданское дело, включает трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции (ст. 337 ГПК). Один из судей кассационной инстанции председательствует в процессе; обычно это штатный председатель судебного состава соответствующего суда.
В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе судебной коллегии (ст. 386 ГПК РФ). Конкретное же количество судей зависит от уровня суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Так, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ всегда рассматривают надзорное дело в составе трех судей этого Суда, один из которых председательствует в процессе. Обычно председательствующим является штатный председатель состава соответствующей Судебной коллегии Верховного Суда РФ. При рассмотрении дела в порядке надзора пре-зидиумомлоответствующего суда количество судей для обеспечения кворума должно быть не менее трех, но более половины членов президиума (см., например, ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).
При разрешении любых вопросов, возникающих при рассмотрении дела в коллегиальном составе первой, кассационной или надзорной инстанции, все судьи равны. При этом все возникающие вопросы согласно ст. 15 ГПК разрешаются судьями большинством голосов. Процедура принятия решений, возникающих в ходе судебного разбирательства, также подчинена общим правилам равенства прав судей, и никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Выбор каждого участвующего при рассмотрении дела судьи состоит только в одном: голосовать «за» или «против» по тому или иному вопросу. Запрет воздерживаться от голосования вытекает из полномочий, возложенных на судью законом. Судья должен активно участвовать в анализе и оценке всех без исключения вопросов, возникающих в процессе и требующих решения. Председательствующий, по общему правилу, всегда голосует последним; это правило распространяется на все суды, что не исключает возможности дискуссии но обсуждаемым вопросам, в ходе которой все судьи (в том числе и председательствующий) вправе отстаивать собственную точку зрения, приводя в ее обоснование соответствующие аргументы. В этом правиле реализуется строгое соблюдение принципа недопустимости какого-либо воздействия на судью с чьей бы то ни было стороны; именно поэтому председательствующий в судебном заседании голосует после того, как свое мнение выразили все другие судьи.
Результат голосования при разбирательстве дела судом первой инстанции всегда требует специального процессуального оформления и должен найти отражение в соответствующем судебном постановлении (судебном акте).
Постановление суда первой инстанции, которым дело не разрешается по" существу, выносится в форме определения; по несложным вопросам оно принимается без удаления в совещательную комнату и заносится в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 224 ГПК). При удалении суда в совещательную комнату определение оформляется в виде отдельного документа, который подписывается всеми судьями, даже если один из них не согласен с позицией двух других судей.
Если судья не согласен с мнением большинства, он может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое помещается в отдельный конверт и приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается. Однако лица, участвующие в деле, вправе в соответствии с требованиями ст. 35 ГПК ознакомиться с особым мнением судьи. Право на особое мнение судья имеет при разрешении любого вопроса, возникающего при разбирательстве дела.
В президиуме суда, рассматривающем дело по представлению в порядке надзора, как правило, участвуют более трех судей. При равном количестве голосов за принятие решения по какому-либо вопросу или против него решение считается непринятым. Президиум суда выносит определение, которое подписывается одним председателем, после чего дело подлежит рассмотрению в нечетном составе судебной коллегии.
Принцип состязательности.
Принцип состязательности и равноправия сторон проистекает из общеотраслевого принципа равенства всех перед законом и судом и конкретизирует его применительно к гражданскому процессу. Оба эти принципа имеют в виду равенство процессуальных прав и обязанностей, регулируемых нормами права. Только принцип состязательности и равноправия сторон предполагает такое равенство в гражданском судопроизводстве.
Состязательность означает возможность каждой стороны в пределах установленных правил поведения доказывать и отстаивать свою правовую позицию по одному и тому же правоотношению в гражданском споре.
Равноправие предполагает наличие равных правовых возможностей для реализации каждой стороной своих целей в гражданском споре.
Так, в ст. 35 ГПК установлены равные права и обязанности сторон: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам и т. д. Весь ход судебного процесса неоднократно предоставляет возможность сторонам также отстаивать свое мнение по спорному вопросу.
При разрешении судом ходатайств лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, они разрешаются после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК). То есть каждая сторона предлагает свой вариант разрешения ходатайства.
В ст. 190 ГПК установлено, что судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает истец, затем ответчик. Таким образом, в прениях каждая сторона доказывает суду свою правоту в споре при равенстве процессуальных прав для этого.
Принцип диспозитивности.
Принцип диспозитивности прежде всего означает свободу участвующих в деле лиц в распоряжении своими правами. По определению А.Г. Плешанова «диспозитивность рельефно отражает свободу субъективно заинтересованного лица самостоятельно определять формы и способы защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса». Так, при предъявлении иска истец самостоятельно определяет ответчика, указывает объем исковых требований. Принцип диспозитивности в гражданском процессе непосредственно связан с доказательственной процедурой. Стороны могут ее видоизменять, приостановить или прекратить. Однако оставление движения гражданского процесса полностью на волю сторон привело бы к полному нивелированию роли суда, правовому нигилизму и процессуальной анархии. Обращение в суд стало бы бессмысленным. Поэтому суду как представителю государственной воли представлено право определенного контроля за действиями сторон. Суд не принимает акты распоряжения гражданами своими правами (признание иска, отказ от исковых требований, заключение мирового соглашения и др.), если они противоречат закону или нарушают права и интересы других лиц