Индивидуальный проект как вид исследовательской деятельности
Методические указания для студентов
По работе над индивидуальным проектом
г. Вологда
Методические указания для студентов по работе над индивидуальным проектом.– Вологда: Вологодский техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ВТЖТ – филиал ПГУПС) , 2015. – 26 с.
В методических указаниях даны рекомендации по работе над индивидуальным проектом.
Рассмотрено на заседании методического совета Вологодского техникума железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ВТЖТ – филиал ПГУПС) Протокол № от Председатель: Семикова Т.В. |
Составители: | Кишкина О.В., методист Синицына В.В., председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин |
Рецензент: | Москвина Т.П., преподаватель ВТЖТ – филиал ПГУПС Жирохова М.Н., эксперт ГИА Вологодского муниципального района |
Содержание
стр. | |
Введение ………………………………………………………… | |
Индивидуальный проект как вид исследовательской деятельности ……………………………………………………. | |
Типы проектов ………………………………………………….. | |
Этапы работы над проектом …………………………………… | |
Оформление индивидуального проекта ………………………. | |
Оформление библиографических ссылок и списка литературы ……………………………………………………… | |
Критерии оценивания проектов ……………………………….. | |
Рекомендации по защите проекта ……………………………... | |
Требования к оформлению и представлению на экране материалов различного вида …………………………………... | |
Заключение ……………………………………………………... | |
Приложение 1 …………………………………………………... | |
Приложение 2 …………………………………………………... |
Введение
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» в учебных планах предусмотрено выполнение обучающимися первых курсов при изучении общеобразовательных учебных дисциплин индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Преподавателями общеобразовательных учебных дисциплин на начало учебного года разработаны темы проектов. Распоряжением заместителя директора по учебной работе за каждым обучающимся на первом курсе закрепляется тема проекта. В установленные сроки студент должен подготовить и защитить свой проект. Лучшие работы, имеющие исследовательскую и практическую направленность, будут рекомендованы для участия в ежегодной научно-практической студенческой конференции.
Поскольку работа над проектом для многих студентов является новой формой учебной деятельности и предполагает большую самостоятельность при выполнении, поэтому методические указания направлены на оказание помощи в выполнении данного вида самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Методические указания адресованы студентам первых курсов, обучающимся на всех специальностях в Вологодском техникуме железнодорожного транспорта – филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ВТЖТ – филиал ПГУПС), изучающим общеобразовательные учебные дисциплины.
Методические указания содержат:
- описание индивидуального проекта как одного из видов самостоятельной исследовательской работы студентов, знакомят с типами индивидуальных проектов;
- требования к структуре индивидуального проекта;
- критерии оценивания;
- требования к оформлению индивидуального проекта;
- рекомендации по защите проекта;
- примерную тематику индивидуальных проектов.
Методические указания могут быть рекомендованы студентам 2-4 курсов, обучающимся по всем специальностям в техникуме, занимающимся проектной и исследовательской работой, а так же преподавателям, использующим в образовательном процессе технологию проектов.
Индивидуальный проект как вид исследовательской деятельности
Индивидуальный проект выполняется студентами в соответствии с программами общеобразовательных учебных дисциплин и учебным планом.
Основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
При работе над индивидуальным проектом решается ряд задач, стоящих перед студентом в период обучения:
- развиваются исследовательские умения;
- формируются навыки по сбору и обработке информации;
- развивается критическое мышление др.
При работе над индивидуальным проектом происходит развитие такой важной компетенции как самостоятельное получение новых знаний из различных источников информации, развиваются навыки исследовательской работы, приобретается опыт по обобщению и систематизации знаний, полученных в ходе проектной деятельности, создаются оптимальные условия для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной и внеаудиторной деятельности.
Индивидуальный проект – это самостоятельная творческая завершенная работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Проект состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка, презентация, выработанные рекомендации и т.п., в теоретической части раскрывается суть проблемы, описываются методы достижения цели проекта.
Индивидуальный проект должен носить научно-исследовательский характер, в нем четко должна прослеживаться связь теории с практикой.
Для успешного выполнения и своевременной защиты индивидуального проекта следует ориентироваться на установленные сроки, работу разбить на этапы, в ходе которых осуществлять самоконтроль.
Типы проектов
Тип проекта определяется по разным основаниям, поэтому можно предложить следующую классификацию (Таблица 1).
Таблица 1
По предметно-содержательной области | Монопроекты – осуществляются в рамках одной дисциплины или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Междисциплинарные проекты – содержание данных проектов характеризуется интеграцией знания нескольких дисциплин. |
По доминирующей деятельности | Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую со структурой научного исследования. При выполнении требуется четко поставить цель, выдвинуть гипотезу, которую предстоит проверить. Прикладные (практико-ориентированные) – направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. При этом все предложения должны основываться на доказательной базе, полученной путем эмпирических исследований, расчетов, экспериментов и т.п. Результат проектной деятельности оформляется в виде конкретного продукта, содержащего практические, аналитические, методические и другие разработки студента. |
По продолжительности выполнения | краткосрочные – 1-3 месяца; среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года; долгосрочные – более 1 года. |
По характеру контактов | локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете); региональные (в рамках города, области); межрегиональные (участники представляют разные регионы страны); международные |
Очень сложно выделить чистый тип проекта по предметно-содержательной области и доминирующей деятельности. Особенно это станет понятно, когда вы начнете работу над проектом. Выбрав тему по химии, вы увидите, что работа невозможна без знаний биологии, экологии и других дисциплин. Однако следует отметить, что любой проект должен содержать следующие составные элементы:
- тема (формулируется студентом, может быть предложена преподавателем или составлена совместно; в приложении предлагаются примерные темы проектов по всем общеобразовательным учебным дисциплинам);
- цель (четко прописывается, что должно быть достигнуто, какой результат получен в ходе работы над проектом; для составления плана работы и достижения конечного результата очень важно четко сформулировать цель);
- задачи (при формулировании задач можно использовать фразы «изучение вопроса», «проведение анализа», «разработка рекомендаций» и т.д.);
- методы исследования (зависят от темы проекта. Это может быть наблюдение, анкетирование, интервью, сбор материала, обработка данных, получение информации из различных источников, изучение имеющейся литературы по теме проекта, проведение мониторинга, измерения параметров и величин, демонстрационный эксперимент и т.д.);
Например
Для темы проекта «Источники радиационной опасности в Вологодской области» можно сформулировать цель, задачи, методы исследования следующим образом.
Цель: получить подробную информацию об источниках радиационной опасности в Вологодской области.
Задачи
- По имеющейся литературе изучить вопрос о путях поступления радиации в организм человека.
- На примерах по Вологодской области проанализировать опасность радиационного воздействия на человека (ликвидаторы последствий радиационных катастроф).
- Определить потенциальные источники радиационной опасности в Вологодской области.
- Разработать рекомендации о путях снижения поступления радиации в организм человека.
Методы исследования:
Ø изучение литературы и публикаций по теме работы;
Ø сбор информации с помощью интервью, бесед, встречи с людьми, подвергшимися радиационному воздействию;
Ø измерение радиационного фона.
- основная часть (дается обзор и анализ литературы, излагается сущность теории вопроса, рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта, именно здесь необходимо показать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте);
- выводы, заключения, конечный продукт деятельности (формулируются основные выводы, даются практические рекомендации, определяется соотношение полученных результатов с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка проделанной работы).
Этапы работы над проектом
Для того, чтобы достичь поставленной цели при создании проекта, завершить его в установленные сроки, необходимо четко спланировать работу. В таблице 2 предложен план работы студента над индивидуальным проектом при непосредственном руководстве преподавателя, где вся деятельность разбита на этапы. На каждом этапе прописана деятельность обучающегося и педагога-руководителя проекта.
Таблица 2
Содержание работы на этапе | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1 этап: Подготовительный (организационно-мотивационный) | ||
Определение общей темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) | Обсуждают тему с руководителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели | Знакомит с проектной технологией и мотивирует студентов. Помогает в постановке целей |
Выбор темы исследовательского проекта | Выбирают и обсуждают тему проекта | Дает каждому студенту краткие пояснения |
Выбор формы представления результата | Определяет, в какой форме представит проект: презентация, доклад, публичное выступление, эксперимент, рекомендации, изделие и т.д. | Предлагает идеи, формы представления результата работы |
Планирование работы | ||
Определение источников информации | Работают с печатными источниками информации, с Интернет-ресурсами, выбирают основной материал по теме. | Определяет сроки работы (поэтапно) |
Определение цели, задач, составление плана | Формулируют цель, задачи | Оказывает каждому студенту помощь в формулировке цели, задач |
Определение требований к оформлению и критериев оценки работы | Преподаватель разрабатывает требования, предъявляемые к оформлению работы и критерии оценки | |
2 этап: Операционно – исполнительский (работа над созданием продукта) | ||
Составление содержания (плана) Формулирование выводов, обсуждение результатов | Составляют план (содержание). Анализируют информацию. Формулируют выводы. Отчитываются, обсуждают результаты. | Оказывает каждому студенту помощь в составлении плана Наблюдает, советует, руководит деятельностью |
Оформление результата проекта | Оформляют работу, согласно требованиям оформления | Наблюдает, советует, руководит деятельностью |
Подготовка к защите проекта | Готовят доклад к публичному выступлению | Помогает готовить доклад к публичному выступлению |
3 этап: Рефлексионно - оценочный | ||
Защита проекта (представление готового продукта) | Публично выступают и представляют готовый продукт. | Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника. |
Оценка презентации продукта проекта | Экспертная группа по критериям оценивает представленный проект. | Оценивает работу студента по критериям оценки. Проводит рефлексию |