Соотношение права и нравственности

Большую роль в регули­ровании отношений между людьми играют моральные нормы.

Известно, что мораль - это совокупность исторически сло­жившихся жизненных принципов, оценок, взглядов, убежде­ний и основанных на них норм поведения людей, регулирую­щих их отношения друг к другу, обществу, семье, коллективу, к окружающей действительности в целом, охраняемых прежде всего человеческим сознанием, общественным мнением, оцен­ками людей тех или иных человеческих поступков.

Моральные нормы складываются в обществе в соответст­вии с пониманием и восприятием этим обществом таких жиз­ненных феноменов, как добро, зло, честь, достоинство, спра­ведливость, трусость, храбрость, хорошее, плохое и т. д.

Это понимание выступает критерием оценки действий лю­дей, оценкой их поступков в тех или иных жизненных ситуа­циях: с точки зрения моральных норм оцениваются не только сами действия, но и мотивы этих действий, т. е. учитывается, какими мотивами (благородными, корыстными) руководство­вался человек при совершении того или иного поступка.

Моральные нормы регулируют очень широкую сферу об­щественных отношений. Они действуют в политике, труде, быту, в группе, обществе, международных отношениях. Совер­шенно обоснованно считается, что нормы морали имеют все­общее значение, они отражают то основное, главное, что сформировалось в культуре межчеловеческих взаимоотноше­ний на всем многовековом пути развития человеческого обще­ства. Моральные нормы - это зеркало человеческой цивилиза­ции, экран каждой социальной общности и отдельного чело­века, поскольку они фокусируют в себе систему оценок и воззрений как всего общества, так и отдельного человека. Нормы морали, являясь отражением жизненно-практического опыта людей, выступают идеально-духовным регулятором поведения людей, включая простого труженика и большого государственного и политического деятеля.

МОРАЛЬ - совокупность правил, норм поведения, принципов, оценок, регулирующих поведение людей в обществе, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него общественного мнения.

Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - труде, быту, политике, науке, в семейных и личных отношениях.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

Наряду с понятием морали используется понятие нравственности.

НРАВСТВЕННОСТЬ – это исторически сложившийся свод неписанных законов, норм, правил.

В социальных науках слова «мораль» и «нравственность» - употребляются как синонимы.

Категории морали:

I. Моральные нормы: «не лги», «не укради», «не убий», «почитай ближнего», и т.д. Моральные нормы излагаются в краткой абстрактной форме и носят абсолютный характер, т. е., не допускают исключений из установленного правила.

Судить о моральности любого поступка можно по шкале «добро - зло». Поступок морален, если он добр.

В обществе существуют различные системы морали, но есть общечеловеческие нравственные нормы. Это тот «обязательный минимум» морали, который необходим, чтобы не началась «война всех против всех».

II. Моральные качества: доброжелательность, мудрость, справедливость, принципиальность, ответственность, скромность, мужество, и т.д.

III. Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, добро - зло, эгоизм -альтруизм, и т.д.

Механизмы самоконтроля:

• Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнение того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала.

• Стыд - внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих и ощущение в этой связи внутреннего, душевного дискомфорта - «угрызений совести».

• Совесть - способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному;

- высшая форма способности личности к моральному самоконтролю.

- ответственность человека перед самим собой.

- разговаривает с нами на языке вечных истин, и от их имени она обращается к достоинству личности.

• Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека.

Высшие моральные ценности:

• Свобода (общее для всех достояние, общая для всех ценность) - отсутствие давления или ограничения, право человека на независимость внутренней - духовной жизни, возможность самому определять свои убеждения.

• Честь - этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

• Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

• Счастье (это то, что обретается человеком благодаря его усилиям) - длительное и полное удовлетворение от жизни в целом.

Запомните: подлинно нравственный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина, а иногда и все человечество.

Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматрива­ется в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как са­мостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том слу­чае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматри­ваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании право­вых норм. Основным нравственным началом права является его справедли­вость, что же касается юридического начала, то, на наш взгляд, это прежде все­го общезначимость и результативность правового предписания.

Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъек­тивную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы, проводившиеся в эпоху царство­вания Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «спра­ведливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государствен­но-правовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период вла­ствования И. В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (непра­вильные)». Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравствен­ности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве спра­ведливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправед­ливого, неоправданно жестокого с точки зрения лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.

В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридиче­ские свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечи­ваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридиче­ской ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помо­щи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независи­мо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой.

В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юри­дических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правопри­менительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных по­строена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжны­ми, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты, в процессе должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.

Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство права и морали:

1) выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) имеют единый объект регулирования - общественные отношения;

3) имеют сходную структуру;

4) исходят от общества.

Различия между правом и моралью:

1)по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, вторые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установ­ленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мера, ми общественного воздействия, то нормы права - мерами государствен­ного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют обществен­ные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливо­го, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, право­мерного и неправомерного).

Различия:

1. Право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционируемых государством и зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов.  
2. В правовых актах выражается государственная воля. В моральных нормах выражается общественное мнение.
3. Правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Реализация моральных норм не нуждаются в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.
4. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Гарантом морали выступает совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей.
5. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Мораль содержится в общественном сознании.  
6. Нормы права регулируют отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. Моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
7. Форма существования:
  В письменных источниках. В сознании людей
8. Сфера действия:
  Отношения, подконтрольные государству Отношения подконтрольные и неподконтрольные государству

Соотношение правовых и моральных норм:

1) для правовых норм характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок;

2) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу, нежели та, которая регулируются правом;

3) нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т.д.);

4) моральные нормы дают больший простор для их толкования, чем правовые.

Взаимосвязь права и морали:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обуславливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали;

2) чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить нормам морали;

3) право, в целом, должно соответствовать моральным взглядам общества;

4) право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе;

5) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Именно через право шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлого времени.

6) нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы и, в конечном счете, содержание правовых норм;

7) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные нормы);

8) право призвано регулировать общественные отношения, однако не все из них подлежат правовому регулированию. Так, например, не охватываются правом такие категории, как добро, зло, совесть, моральный долг, общественное мнение.

Таким образом, общественные (социальные) нормы морали и нормы права соотносятся между собой как целое и часть.

Наши рекомендации