ЕврАзЭС: Евразийское Экономическое Сообщество

Члены – Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Казахстан (Узбекистан 2006-2008 приостановлено членство).

Октябрь 2000 года - ЕвразЭС было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ, подписали договор об учреждении. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе. Международная экономическая организация ряда постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка, единых экспортно-импортных тарифов.

Одна из важных задач - совместное вступление в ВТО (Россия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан имеют статус наблюдателей; Киргизия – с 20 декабря 1998 – член). Это позволит создать своего рода общий рынок на территории СНГ.

В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливо-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества. 7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите ЦАС было принято решение объединить Организацию "Центрально-Азиатское сотрудничество" с ЕвразЭС. 6 октября 2007 года в Душанбе прошел саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию таможенного союза рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза –наднационального органа. Россия получила в нем 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия – по 21,5%.

Органы: Межгосударственный совет (высший орган), интеграционный комитет, секретариат, межпарламентская ассамблея, суд сообщества.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. 28 ноября 2009 года Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. Со временем к Таможенному союзу должны присоединиться Киргизия и Таджикистан. К 1 июля 2010 года должно закончиться формирование единой таможенной территории. Россия от создания Таможенного союза рассчитывает получать прибыль в 400 млрд долларов, а Беларуси и Казахстана — по 16 млрд долларов. Уже весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая Владимир Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии. 22 мая 2010 года, Владимир Путин заявил, что Таможенный союз не сможет начать полностью работать 1 июля 2010 года, как это было запланировано ранее. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран.

24. Многосторонние институты и международные организации: классификация, этапы становления многосторонних отношений (по лекции Мальгина).

Многосторонние институты – институты, действующие на международной арене, созданные или национальным государствами или негосударственными актами, в т.ч. – международные организации.

Классификация:

I Международные организации

Отличительные черты – наличие устава/договора, в котором закреплен порядок членства, органы, процесс принятия решений, наличие бюджета, санкции за невыполнение положений устава/договора

Международные организации:

а) межправительственные:

1) общей компетенции/универсальные:

Региональные и субрегиональные: ОБСЕ, ЛАГ

2) секторальные – ВОЗ, ВТО

б) международные неправительственные – все секторальные – WWF, Greenpeace

II Интеграционные организации: наличие делегированного суверенитета – передается наднациональным органам, бывают также универсальными и секторальными, региональными/субрегиональными

III Пара-организации: устойчивые многосторонние институты, не имеющие Устава и др. признаков (форумы, дискуссионные клубы между государствами) : Римский клуб(международная общественная организация, действует с 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты), Трехсторонняя комиссия, «Большая восьмерка», организация европейского экономического сотрудничества, Банк международных расчетов, Давосский форум

IV Международные режимы – совокупность правовых норм, традиций и институтов, регулирующих ту или иную сферу жизни: режим международного судоходства (регулируют международная морская организация, комиссия ООН по морскому праву, политика ЕС, международные каналы и проливы); режим нераспространения ОМУ (Оружие массового уничтожения) – МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ДНЯО (договор о нераспространении ядерного оружия), договор о запрете ядерных испытаний в 3-х средах; Международный режим гражданской авиации; международный режим прав человека.

V Временные многосторонние институты (контактные группы) – для решения частной проблемы: Мадридский мирный процесс (Ближневосточное урегулирование), переговорные группы по бывшей Югославии; Минская группа ОБСЕ (Нагорный Карабах).

Этапы/ периодизация:

XIX в. – первым многосторонним институтом стал Священный союз (1815г.) после Венского конгресса. Отличительные черты от военных союзов: создан на неограниченный срок для поддержания стабильности и порядка (границы, избегать агрессии), участники имели различное внутреннее устройство (монархия, республика)

1815 – 1918 гг. – первые прототипы: Священный союз, Интернационал.

Секторальные – судоходство по Рейну/Дунаю, Международный красный крест. Начало формирования режимов: Женевские и Гаагские соглашения. Панъевропейское движение.

1918 – 1945 гг. – «Лига Наций», идея согласования всех других структур со Статутом (уставом) Лиги Наций.

Секторальные организации – международный институт телесвязи, МОТ (межд. организация труда), банк международных расчетов, режим контроля над вооружениями.

1945 – 1961 гг. – ООН – центральный элемент! Бреттон-Вудская система: Всемирный банк, МВФ – все в рамках ООН, 1-ые интеграционные объединения, режим прав человека.

1961 – 1974 гг. – резкое количественное увеличение национальных государств (процесс деколонизации). ООН становится «организацией 3-его мира», появляется необходимость в альтернативных форумах и дискуссионных клубах – Римский клуб (1968), Трехсторонняя комиссия (1971).

1974 – нач. 80-х – вопросы энергетики – ОПЕК (создана еще в 60-м, но тогда не замечена, приобрела вес после энергетического шока в нач. 70-х), Международное энергетическое агентство, 1975 – 1976 – G7

1980 – нач. 90 –х – потерянное десятилетие для ООН, рост международных неправительственных организаций – Amnesty Int., Greenpeace и т.д.

1990 – 1995 гг. – восстановление надежд на роль традиционных государств в ООН, реформа ООН – новые задачи, в т.ч. миротворчество, доклады Генсека «Повестка дня для мира» и «Повестка дня для развития»

Активизация региональных международных организаций:

СБСЕ →ОБСЕ, появление СНГ, АСЕАН , ЕС, Меркосур.

1995 – наши дни – возрастает роль G8(институализация, перекрестное взаимодействие с ООН), похожа на совет безопасности. Тезис о приемлемости вмешательства международных организаций в деятельность национальных государств – принцип гуманитарной интервенции.

ГАТТ→ ВТО

Международные режимы – режим прав человека, имплементация международных соглашений в нац. законодательство. Экология – попытка создания режима – киотский протокол, конференция ООН в Копенгагене.

Сфера энергетики и транспорта – «Энергетическая хартия» - организация режима транзита.

Россия активно подключается к многосторонним структурам.

Попытка реформирования Бреттон-Вудской системы (МВФ, Всемирный Банк), попытка поставить под контроль финансовые институты.

Экономический кризис G8?→ G20

Лат. Америка

90-е годы для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долл.

Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Первая половина 90-х годов была временем «интеграционной эйфории», охватившей весь континент. Вслед за Мексикой, «уходящей на Север», практически все страны региона выстроились в своеобразную очередь, стремясь присоединиться к НАФТА. Более того, налицо было и обострение соперничества между различными группами стран за первенство в присоединении к североамериканскому интеграционному полюсу.

К середине десятилетия все более проблематичным становилось и расширение НАФТА. Конгресс США, по сути, заблокировал вступление в эту организацию Чили, вопрос о чем казался практически решенным еще в 1994 г.

Для середины 90-х годов характерно выдвижение на первый план еще одного «чисто латиноамериканского» объединения, в которое входят не только страны - члены МЕРКОСУР, но и практически все ведущие страны Латино-Карибской Америки.

Речь идет о Группе Рио - механизме политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона. Став своеобразным преемником Контадорской группы, в 80-е годы внесшей весомый вклад в урегулирование конфликта в Центральной Америке, Группа Рио институционализировалась в 1986 г. и впоследствии становилась все более влиятельным действующим участником международных отношений в Западном полушарии.

В 90-е годы появляются и новые перспективные формы сотрудничества России и Латинской Америки на многосторонней основе. С 1992 г. Россия обрела статус постоянного наблюдателя в ОАГ. Внешнеполитическая деятельность на латиноамериканском направлении осуществлялась в соответствии с утвержденным Президентом России на 2006-2008 гг. Планом мероприятий по развитию отношений со странами региона и была направлена на продвижение российских политических, экономических и гуманитарных приоритетов. Особое внимание уделялось взаимодействию с Бразилией и Мексикой как латиноамериканскими участниками Хайлигендаммского процесса, а также с Бразилией в формате БРИК.

Важно - ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (ДОГОВОР ТЛАТЕЛОЛКО) подписан 14 февраля 1967 г., вступил в силу 25 апреля 1969 г. Название Договор получил в связи с открытием его для подписания в здании мексиканского министерства иностранных дел, расположенном в районе Тлателолко города Мехико.

В число участников Договора входят 25 государств. Договором запрещено в Латинской Америке испытание, использование, изготовление, производство или приобретение любым путем ядерного оружия, а также его получение, установка, размещение, хранение и владение.

Наши рекомендации