Понятие и функции суда. Конст принципы судебной власти
Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь определяется положением о разделении властей, закрепленном в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Судебная власть является составной частью единой государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Эта самостоятельность судебной власти проявляется, прежде всего, в независимости судей, которые подчиняются только закону.
Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд», ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-3 с изменениями и дополнениями и другими нормативными актами.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.
Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют Конституционный Суд, общие суды (во главе с Верховным Судом), хозяйственные суды (во главе с Высшим Хозяйственным Судом), которые в своей совокупности составляют судебную систему Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Особенности судебной власти:
— судебной властью обладают лишь суды;
—суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодательной власти);
—государственная власть суда имеет конкретный характер: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел.
Таким образом, судебная власть призвана урегулировать конфликты, возникающие в обществе, связанные с нарушением норм права
К числу конституционных принципов правосудия можно отнести следующие:
1.Осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 109 Конституции Республики Беларусь) — суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решают другие вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образование чрезвычайных судов запрещается (ч. 3 ст. 109 Конституции Республики Беларусь).
2.Независимость судей и подчинение их только закону (ст. ПО Конституции Республики Беларусь) — какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.
3.Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч. 2 ст. 112 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией.
4.Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.
5.Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями (ст. 113 Конституции Республики Беларусь).
6.Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ч. 1 ст. 115 Конституции Республики Беларусь).
Система судебных органов
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.06.96), судебную систему Республики Беларусь составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов.
Образование чрезвычайных судов в Республике Беларусь запрещается.
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Первичным звеном системы общих судов Республики Беларусь являются районные(городские) суды. На сегодняшний момент насчитывается 154 суда первичного уровня, в которых работают более чем 650 профессиональных судей.
Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.
Второй уровень судебной системы общей юрисдикции образуют областные суды и приравненный к ним Минский городской суд. Эти суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда кассационной инстанции.
Высшей судебной инстанцией в системе общих судов является Верховный Суд Республики Беларусь. Он осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом законами Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Президиума, Пленума.
Количественный состав Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.
Систему специальных хозяйственных судов в Республике Беларусь составляют Высший Хозяйственный суд и хозяйственные суды областей. Они решают споры юридических и физических лиц, в том числе иностранных, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров или осуществлении другой хозяйственной деятельности, а также споры о признании недействительными актов государственных и других органов, которые не соответствуют законодательству и затрагивают интересы субъектов хозяйствования.
Правовой основой деятельности хозяйственных судов является Конституция Республики Беларусь, Закон о Хозяйственном суде 1991 г. и Хозяйственный процессуальный кодекс.
Для обеспечения решений хозяйственных судов в октябре 1997 г. в Республике Беларусь создана служба судовых исполнителей.
Хозяйственный суд в Республике Беларусь осуществляет в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, осуществляющих хозяйственную деятельность (субъектов хозяйствования).
Конституционный суд был учрежден 28 апреля 1994 года. Правовой основой его деятельности стали нормы Конституции Республики Беларусь и Закон «О Конституционном суде Республики Беларусь», принятый 30 марта 1994 года.
Конституционным Судом Республики Беларусь осуществляется контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.
Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и в правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном суде Республики Беларусь».
Основные принципы деятельности Конституционного Суда
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим.
Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Статус конст суда
Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд»), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 29 июня 2006 г. N° 139-3 с изменениями и дополнениями, Законом от 30 марта 1994 г. № 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями. Следует отметить, что до 1996 г. нормы о Конституционном Суде располагались в разделе «Государственный контроль и надзор» Конституции, после внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г. нормы о Конституционном Суде вошли в главу Конституции «Суд», и, таким образом, Конституционный Суд вошел в судебную систему Республики Беларусь.
Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность. Конституционный Суд Республики Беларусь — это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Задачи Конституционного Суда Республики Беларусь:
—контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь;
—обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;
—утверждение законности в правотворчестве и правоприменении.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей: Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда и 10 судей. До 1996 г. в состав Конституционного Суда входило 11 судей. Порядок формирования Конституционного Суда: 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.
Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет (до 1996 г. — 60 лет). Судьи назначаются, избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.
Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не мецее 8 членов Конституционного Суда.
Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.