Полное собрание законов Российской империи

В Полном собрании законов Российской империи было собрано (консолидировано) все российское законодательство от Соборного Уложения 1649 до последних указов Александра I. Оно было составлено в хронологическом порядке и включало около 330000 актов, которые были объединены в 40 томов, также было 5 томов приложений.Помимо узаконений, в Полное собрание законов Российской империи включались те судебные решения, которые стали судебными прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались "важны в историческом отношении"

Полное Собрание законов Российской империи, знаменовавшее важный этап на пути систематизации законодательства, было создано в 1826—1832гг. Новое законодательство было нацелено на повышение эффективности деятельности огромного административного аппарата России, наведение порядка в управлении и правосудии. Единая правовая система призвана была выполнять охранительную функцию, направленную на защиту интересов крепостничества. В условиях кризиса феодальной государственности необходимо было законодательство, позволявшее правящим слоям маневрировать при проведении своей политической программы.

Именно такие цели преследовал Николай I, образовавший в 1826г. в собственной канцелярии специальный кодификационный орган — II отделение. Непосредственным руководителем и вдохновителем работ по систематизации законодательства стал М. М. Сперанский. Он разделил их на два этапа: составление Полного Собрания законов и составление Свода законов. В официальных документах первый этап именовался предварительным, который заключался: 1) в проведении архивных изысканий и подготовке реестров всех существующих законов; 2) в размещении законодательных актов по специальным реестрам; 3) в осуществлении проверки законов.1

Полное Собрание законов объединяло чрезвычайно разнообразный нормативно-правовой материал. В русском праве первой половины XIX в. отсутствовало четкое разграничение понятий «закон» и «подзаконный акт», хотя соответствующие попытки и предпринимались. Данное обстоятельство повлияло на состояние действующего законодательства. С каждым годом количество нормативно-правового материала возрастало, причем собственно законы невозможно было выделить из массы частных и временных актов.19 Они утрачивали характер «общности и прочности», что снижало, эффективность правовых норм. Это усугублялось тем, что государственные органы на местах зачастую издавали нормативные акты, не соответствовавшие законодательству верховных органов власти.

Противоречия между законами и подзаконными актами свидетельствовали не только о возросшем произволе нижестоящих органов власти, но в определенной степени и о расхождении ряда законодательных актов с действительными потребностями государства. Поэтому необходимость различения законов и подзаконных актов с особой остротой встала перед самодержавием в XIX в. Попытки разрешения этой проблемы предпринял М. М. Сперанский, выделивший следующие критерии их разграничения. «Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих... Но не все последствия равно существенны для политической и гражданской свободы. В отношении к свободе они могут быть разделены на два главных класса. В первом должно положить те постановления, коим вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных лиц между собой. Во втором — те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают токмо образ исполнения первых. Первым принадлежит в точном смысле толкование закона, вторым — уставов и учреждений. Первые должны составлять предмет законодательного сословия, вторые же относятся к действию власти исполнительной».20 Такое разграничение, если бы оно было принято, облегчило бы задачу создания единого законодательства. Отбор нормативного материала для систематизации не представлял бы тогда особых трудностей. Но так как предложение М. М. Сперанского не было принято, на практике по-прежнему не делалось никаких различий между законами и подзаконными актами.

Отрицательно сказывалось на систематизации законодательства и разнообразие видов законов, закрепленных в ст. 53 Основных законов, они издавались в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения.21 Однако, несмотря на объемность законодательного материала, отдельные нормативные акты в состав Полного Собрания законов все же не вошли. При всей тщательности исследований, проведенных в архивах Петербурга и Москвы, некоторые, законы найдены не были. Только исследования К. П. Победила, П. М. Строева и П. И. Баранова позволили обнаружить ряд законов, не известных кодификационным комиссиям и II отделению Собственной его Императорского величества канцелярии.

В результате отбора законодательного материала па основе правил, разработанных во II отделении, число указов в первом издании Полного Собрания законов составило 30600, большая часть которых приходилась на время царствования Екатерины II (5948) и Александра I (10822). Наименьшее количество законодательного материала— 192 указа—относилось к периоду правления Петра III. Эти данные, однако, не отражали истинного объема законодательной деятельности в тот или иной период, поскольку количество нормативно-правового материала, как правило, не соответствовало его качественной характеристике. Например, при Петре I, царствование которого продолжалось 43 года, было издано 3107 указов, в то время как при Анне Иоанновне, правившей 10 лет, количество законодательных актов достигло почти такого же числа — 2765. Вместе с тем масштабы деятельности монархов и значение преобразований петровского времени и периода царствования Анны Иоанновны едва ли сопоставимы

Наши рекомендации