Понятие и классификация форм правления в зарубежных странах

Форма правления — это организация (структура), право­вое положение высших органов государства (главы госу­дарства, парламента, правительства) и их соотношение.

Форма правления может рассматриваться как элемент (часть) формы государства. Форма правления отражается в официальном (титульном) названии государства. Она может специально четко определяться в конституцион­ном тексте. Например, раздел 2 части I Конституции Дании 1953 года гласит: «Формой правления государства является конституционная монархия».

Достаточно часто конституции ограничиваются закреп­лением лишь основного в характеристике формы правле­ния — является ли государство республикой либо монархи­ей без иных уточнений. Так, ст. 1 Конституции Турции устанавливает: «Турецкое государство — республика».

Форма правления в конституциях отдельных стран не подлежит пересмотру (например, Франция, Италия и некоторые другие). Так, ст. 89 Конституции Франции за­крепляет: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В то же время современной конституционной практике известны случаи изменения формы правления. В декабре 2007 года парламент провоз­гласил Королевство Непал республикой. Это решение вступило в силу в 2008 году, когда монарх, лишенный реальной власти, сложил с себя полномочия.

Формы правления традиционно классифицируются, во-первых, в зависимости от того, кто стоит во главе государства, на монархии и республики.

Во-вторых, в зависимости от объема компетенции гла­вы государства и других высших органов государства (парламента, правительства) различают монархии абсо­лютные, конституционные (дуалистические и парламен­тарные). Республики подразделяют на президентские (дуалистические), парламентарные, смешанные.

27. Монархия: сущность, виды.

Монархия — форма правления, при которой верхов­ная государственная власть сосредоточена в руках едино­личного главы государства — монарха, приобретающего свой пост, как правило, по наследству и занимающего его пожизненно.

В современном мире сохраняются две формы монар­хии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредото­чена в руках монарха. Основным признаком абсолютной монархии является сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха (он имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить высший суд).

В современном мире число абсолютных монархий не­велико: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман.

В теории конституционного права принято считать, что для абсолютных монархий не характерны конституция и парламент. В современных абсолютистских монархиях, как показывает опыт, конституции могут быть. В ряде абсо­лютных монархий действуют дарованные монархами кон­ституции (Основной низам в Саудовской Аравии 1992 г.,

Омане 1996 г., Объединенных Арабских Эмиратах 1996 г. и др.), но они нисколько не ограничивают власть монарха.

Достаточно редко в некоторых монархиях предпри­нимались попытки по созданию парламентских учрежде­ний (в Кувейте подобный орган избирается только гра­мотными мужчинами, в Брунее он состоит, главным образом, из назначаемых монархом лиц). Но по своей компетенции такие парламенты носят совещательный ха­рактер. Их решения требуют одобрения монархом.

Конституционная монархия — это такая форма правле­ния, при которой власть монарха реально ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти мо­нарха: дуалистическая и парламентарная монархии.

Дуалистическая монархия является исторически пере­ходной, промежуточной формой от абсолютной монар­хии к парламентарной. Двойственная природа власти заключается в том, что законодательная власть принадле­жит парламенту, который избирается подданными или определенной частью подданных (избирательное право цензовое), исполнительная власть принадлежит монар­ху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство, назначаемое самим монархом.

Таким образом, признаками дуалистической монар­хии являются:

— наличие выборного либо частично выборного, а час­тично назначаемого органа народного представительства — парламент;

— парламент имеет ограниченные полномочия, веду­щую роль в жизни государства играет монарх;

— монарх назначает правительство;

— правительство реально несет ответственность за свою деятельность перед монархом, а не перед парламентом;

— монарх пользуется правом роспуска парламента;

— монарх сохраняет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом;

— монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, вводить в стране чрезвычайное положение;

— монарх, будучи главой государства, является и глав­нокомандующим вооруженными силами страны.

Дуализм монархической власти приводит к неста­бильности, неустойчивости данной монархической фор­мы правления.

Примерами дуалистических монархий являются Иор­дания, Марокко.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства (монарх) фактически обладает номи­нальной, символической властью, которая сводится к представительским полномочиям, определенным ритуа­лам, церемониям, традициям.

Признаки парламентарной монархии:

— наличие института монархии при реальном ограни­чении власти монарха конституцией либо законами;

— парламент обладает широкими полномочиями;

— право парламента формировать правительство;

— ответственность правительства перед парламентом;

— право парламента принимать законы и важнейшие государственные решения;

— формально монарху принадлежит право вето на акты парламента, но либо он не пользуется этим правом, либо использует по указанию правительства;

— акты, исходящие от монарха, нуждаются в контрасиг-нации или министерской скрепе, т. е. в одобрении (под­писи) премьер-министром или министром, означающем принятие министром на себя юридической и политиче­ской ответственности за данный акт.

Парламентарными монархиями являются Великобрита­ния, Испания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Ни­дерланды, Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Япония, а также государства-члены британского Содружества (Австра­лия, Канада, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа-Новая Гви­нея, Ямайка и др.), признающие в качестве главы государст­ва королеву Великобритании.

Наши рекомендации