Разъяснение норм права
Юридические последствия, к которым приводит разъяснение правовых норм, дают основание выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.
1. Официальное толкование «исходит из компетентных государственных органов и является юридически обязательным»[239], которое формулируется в специальном акте. Порядок официального толкования нормативных актов в Республике Беларусь определен ст. 70 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 г.[240]
Официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативным толкованием называется разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подпадающих под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Такому толкованию подвергаются лишь акты, с точки зрения компетентного органа нуждающиеся в разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин. «...Посредством официального толкования обеспечивается единство правоприменительной практики в угодном государству направлении»[241].
Когда нормативный акт на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, его официально разъясняет сам орган, издавший этот акт, такое толкование называется аутентическим.
Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений государственными органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.
В соответствии с Законом о Конституционном суде Республики Беларусь он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Республики Беларусь.
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Высшего Хозяйственного суда, Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Республике Беларусь они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.
Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона в актах Верховного суда, весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности. Значительное внимание в таких постановлениях уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т. д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты постановлений Верховного суда в качестве дополнения к закону.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования – правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).
Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела и осуществляются в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики.
Казуальное толкование осуществляется также и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта в решении финансовых органов.
2. Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не носит обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.
Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т. д.
Одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т. д.).
Одним из видов неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование, осуществляемое научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами в статьях, монографиях, комментариях и т. д. Его сила состоит в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование, и призвано улучшать качество применения закона и других нормативных актов.