Тема 2. Происхождение государства и права

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теории государства и права

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Практические задания рекомендуется выполнять в ходе проведения семинарских занятий, так и в качестве самостоятельной подготовки студентов.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Задание № 1

Дайте определения:

1) Объект науки теория государства и права - ______________________________

______

2) Предмет науки теория государства и права - ______________________________

_______

Задание № 2

Распределите по группам методы, помещенные в перечне:

методы толкования, анализа и синтеза, моделирования, индукции и дедукции, сравнительного правоведения и государствоведения, конкретно-социологический, статистический метод:

а) общие____________________________________________________

б) специальные _______________________________________________

в) частные ___________________________________________________

Задание № 3

Установите соответствие между функциями теории государства и права и их содержанием

Функция Содержание функции
  Познание объективной действительности
  Выявление тенденций развития государства и права
  Открытие новых явлений и закономерностей с сфере государства и права
  Разработка приёмов и способов познания
  Разработка правовой политики
  Формирование специалистов в области права

Функции: воспитательная, идеологическая, гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая.

Задание № 4

Закончите утверждение:

4.1. Теория государства и права по отношению к другим юридическим

наукам занимает особое место, так как исполняет дефинитивную функцию.

Она выражается в ___________________________________________________________

_______________________________________________________________

4.2. Теория государства и права по отношению к другим юридическим

наукам занимает особое место, так как исполняет методологическую функцию. Она выражается в _________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 5

Подчеркните правильный ответ:

5.1. Требование комплексности изучения государственно-правовых явлений для теории государства и права является предметом, объектом,

Принципом, методом познания.

5.2. Государство и право для теории государства и права является предметом, объектом, принципом, методом познания.

5.3. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права являются предметом, объектом, принципом, методом познания.

Задание № 6. Составьте схемы:

6.1. "Система методов теории государства и права"

6.2. "Функции теории государства и права"

6.3. "Общая система юридических наук"

Задание № 7. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

1.Закономерность____________________________________________

2.Концепция_________________________________________________ 3.Дефиниция________________________________________________

4.Теория____________________________________________________ 5.Система___________________________________________________

6.Структура_________________________________________________

7.Наука_____________________________________________________

8.Функция__________________________________________________

9.Метод_____________________________________________________

10.Эксперимент______________________________________________

Тема 2. Происхождение государства и права

Задание № 1.Выполните тест:

1.1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

1) теологическая; 2) патриархальная; 3) договорная; 4) органическая; 5) насилия; 6) психологическая; 7) классовая;

а) Е.Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; б) А. Августин, Ф. Аквинский; в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий; д) Г. Спенсер; е) Конфуций, Н. Михайловский; ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.

1.2. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение государства как результат добровольного соглашения людей:

а) теологическая; б) патриархальная; в) общественного договора; г) классовая.

1.3. Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»:

а) завоеванием одного народа другим; б) непримиримостью борьбы классов; в) переходом общества от присваивающей экономики к производящей; г) проявлением свойств человеческой психики.

1.4. Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной возникновения и развития государства:

а) воля Бога; б) организация общества для самосохранения и развития; в) естественный процесс развития человеческой семьи; г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.

1.5. Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства:

а) общественный договор; б) появление частной собственности на орудия и средства производства; в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой; г) воля Бога.

1.6. Определите, какие теории происхождения государства крат­ко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны», а второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Процесс возникнове­ния государств подобен процессу сотворения Богом мира; б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, образовались классы. Потребовалась сила, чтобы управ­лять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защища­ла интересы богатых. Такой силой стало государство; в) человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помо­щью государства и законов; г) после многолетних кровавых споров о том, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие — их слушаться, платить налоги, нести военную службу; д) государство происходит из семьи в результате ее разрастания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи; е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильна потребность вла­ствовать, а у других — подчиняться. Народ — пассивная масса, предназ­наченная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лиде­ров, правителей, хозяев.

1.7. Укажите, кому из теоретиков возникновения государства
могли принадлежать слова: «Война, грубая сила — вот повивальная бабка государства. Государство создается завоевате­лями и поддерживает их власть, господство над побежденны­ми»:

а) Ш.-Л. Монтескье; б) Ф. Аквинскому; в) Л. Гумпловичу; г) Л. Петражицкому.

1.8. Материалистическая теория объясняет возникновение госу­дарства:

а) психологическими переживаниями людей; б) коренными изменениями в экономической сфере; в) завоеванием одного народа другим; г) необхо­димостью самосохранения и саморазвития общества.

1.9. Укажите, представителем какой теории происхождения
государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они об­разовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»:

а) психологической; б) теории насилия; в) естественно-правовой; г) патриархальной.

1.10. Укажите, представителем какой теории происхождения
государства является автор цитаты: «...Все люди сотворены
равными, и все они одарены своим создателем некоторыми
неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат:
жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих
прав учреждены среди людей правительства, заимствующие
свою справедливую власть из согласия управляемых»:

а) теологической; б) психологической; в) историко-материалистической; г) естественно-правовой (договорной).

1.11. Укажите, в каком регионе мира процесс возникновения
государства является подтверждением ирригационной теории
происхождения государства:

а) Латинская Америка; б) Междуречье; в) Западная Европа; г) Дальний
Восток.

1.12. Укажите, какое идеологическое течение XX в. использо­вало положения расовой теории происхождения государства для
обоснования необходимости захвата других территорий и на­родов:

а) либерализм; б) консерватизм; в) фашизм; г) коммунизм.

Задание № 2. Составьте схемы:

2.1. «Виды социальных норм первобытного общества»

2.2. «Различие норм права и социальных норм первобытного общества»

Задание № 3. Заполните таблицу:

основания разграничения государство первобытное общество
1) принадлежность власти      
2) принцип организации власти      
3) структурная организация      
4) территориальная организация      
5) нормативная организация      

Наши рекомендации