Организация как соц. система (группа).
Понятие организации. Организация как социальная группа. Группы в организации.
Понятие организации
Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников. Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента.
Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
- Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
- Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
- Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение: организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Общие характеристики организации.
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике. Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
- Ресурсы. (Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижение результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Процесс преобразование ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды этих ресурсов.)
- Цели и задачи. (Многообразны и зависят от разнообразных обстоятельств. Торговые организации ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли; промышленные организации – производства необходимых товаров, при этом решают задачи повышение производительности труда, достижение рентабельности и т.д.; государственные учебные заведения – подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизации затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От цели организации зависит ее структура).
Признаки организации
- Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
- Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.
- Саморегулирование . Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.
- Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.
- Организационнаякультура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.
- Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.
Организация как соц. система (группа).
Организация - это социальная система, которая состоит из взаимодействующих друг с другом субъектов, участвующих в коллективной деятельности, результаты которой распределяются между ними. Таким образом, можно сказать, что организация - это форма объединения людей для участия в коллективной деятельности, в результатах которой они лично заинтересованы.
Организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.
Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.
Свойства Признаки | Общественный инструмент | Человеческая общность | Безличная структура |
Цель | цели-задания (например, заказ на специалистов) | цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива) | системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации |
Иерархия | централизация (связана с координацией и интеграцией усилий) | личная зависимость | власть = подчинение определенным формальными правилам |
Управление | целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование) | Самоорганизация (спонтанное регулирование) | Организационный порядок |
Признаки организации как соц. системы:
- способность поддерживать и постоянно восстанавливать высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, обеспечивать стойкость социальных образований. Э. Дюркгейм считал, что основой стойкости и единства группы есть коллективное сознание, наличие общей воли.
- автономность, саморегуляция, саморазвитие, которые обеспечиваются теми на основании тех норм, принципов, традиций и ценностей, которые возникают в самой группе Система (группа) способна без вмешательства внешних сил создавать для людей такие формы организации и условия их жизни, которые необходимые для удовлетворения их нужд, их самоутверждения и самореализации.
Такие существенные признаки и характеристики организации, на которые указывают ведущие ученые, и дают возможность трактовать ее как социальную систему, как целостность, которая имеет качеству, которых нет у ни одной из ее составных. Социологическое изучение организации как социальной системы начинает из выявление его составляющих и принципов действия механизма, который их связывает и обеспечивает системную целостность.
Группы в организации
Определение социальной группы. Существует достаточно большое количество определений социальных групп. В частности, группы определяются по ощущению принадлежности к ним индивидов, по единству выполняемых групповых функций и т.д. Но эти определения вряд ли могут раскрыть сущность социальных групп. В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
· четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
· групповое сознание, которое касается прежде всего признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
· ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
· взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;
· способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;
· наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.
Поведение членов социальных групп. На поведение отдельных членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое влияние оказывает группа. Руководителям организации необходимо осознать наличие группового давления, чтобы помочь группе действовать более эффективно в направлении достижения общих целей,
Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.
Важной причиной формирования групп является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку:
· - ощущение защищенности;
· - помощь в решении своих задач и предостережения;
· - в группе человеку легче добиться вознаграждения в виде признания, похвалы или же материального поощрения;
· - в группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал;
· - группа предает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях, способствует развитию его самосознания;
· - группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении,
· возможность избежать одиночества и состояния потерянности.
Фазы развития социальной группы:
§ диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
§ группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
§ группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
§ группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
Функции социальной группы:
1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
2. Инструментальная — определяет место и формы работы.
3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Современное общество демонстрирует великое множество социальных групп, которое обусловлено многообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы.
Виды социальных групп |
В обществе существует огромное количество социальных групп. Их можно классифицировать по самым разнообразным основаниям. 1. В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить следующие группы: Односторонние. Построенные на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический союз и т.д. Многосторонние. Построенные вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности: расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные категории ценностей: религиозные, политические, социокультурные, расовые и т.д.). 2. По уровню взаимодействия социальные группы бывают первичными и вторичными. Первичные социальные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на индивидуальных особенностях каждого члена группы (для них характерна эмоциональность и высокая степень включенности в отношения). Это такие группы, как семья, друзья, двое влюбленных. Вторичные социальные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, в их среде четко определены социальные роли и деловые отношения (это организации формального типа). В любой момент вторичная группа может перейти в первичную (в студенческой группе могут завязаться дружеские отношения, тогда вторичная группа разобъется на несколько первичных групп). |
Внутренняя группа– это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа– это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений “мы” и “они”. Следовательно, внутренние группы можно определить как “наши группы”, а внешние – как “их группы”. Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия.
Существует также два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписанные правила и формы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже больше, чем формальные структуры.