Организационно-правовые формы юридических лиц
Классификация юридических лиц происходит по нескольким критериям. По целям деятельности юридические лица делятся на: коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, не имеющие основной цели извлечения прибыли. Если коммерческие организации распределяют прибыль между участниками хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов и др., то некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направляя полученную прибыль для достижения их уставных целей. Это относится к образовательным, религиозным и иным некоммерческим организациям, создаваемым для целей, отраженных в Уставе.
В зависимости от организационно-правовой формы учредители (участники) имеют различные вещные права:
· организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
· организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.
· организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Полное товарищество. Полным товариществом является хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ).
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества, прежде всего составом участников. Здесь наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают, в отличие от полных товарищей, участия в осуществлении предпринимательской деятельности от имени товарищества (п. ст. 82 ГК РФ). Термин «коммандитное» происходит от commandare (ит.), соответствующего латинскому deponere и означает - вверять на хранении, хранить, что напрямую согласуется с самой суть существования такой организационно- правовой формы юридического лица как коммандитное товарищество, именуемое в отечественной цивилистике более традиционно — товариществом на вере.
Общество с ограниченной ответственностью. Юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными
документами размеров, и участники которого несут риск убытков, связанных с деятельностью такого юридического лица, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов, признается обществом с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 87 ГК РФ).
Общество с дополнительной ответственностью. К обществу с дополнительной ответственностью применяются законодательные положения, касающиеся правового статуса общества с ограниченной ответственностью, за изъятиями, предусмотренными ст. 95 ГК РФ. Прежде всего, это касается объема ответственности участников общества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную, ответственность по долгам общества своим собственным имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
Акционерное общество. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция (ценная бумага, наделяющая ее владельца - акционера - равными правами); участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Допускается создание акционерных обществ двух видов — открытые и закрытые.
Характерными признаками открытого акционерного общества являет следующее. Во-первых, общество вправе размещать свои акции среди неограниченного круга лиц, т.е. проводить открытую подписку на эмитируемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Во-вторых,
акционеры могут распоряжаться имеющимися у них акциями без согласования отчуждения с другими акционерами и без каких-либо ограничений в персонификации покупателей. Для данного вида акционерного общества характерна открытость определенных сведений, касающихся деятельности общества (обязанность ежегодного опубликования годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибылей и убытков).
Отличие закрытого акционерного общества от открытого заключается, прежде всего, в том, что его акции распределяются только среди заранее определенного круга лиц (чаще всего при учреждении общества - среди его учредителей), т.е. закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции. Число участников закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Акционеры при закрытом типе общества имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами общества.
При определенных условиях открытое акционерное общество может быть преобразовано в закрытое акционерное общество и наоборот.
Дочерние и зависимые общества. В условиях устойчиво функционирующей рыночной экономики одной из форм организации бизнеса выступает создание своеобразного объединения юридических лиц, при котором одна компания осуществляет контроль над целой сетью других коммерческих фирм, задавая цель и направляя их деятельность. Результатом такой экономической политики со стороны отдельных компаний является появление холдинговых структур (от англ. holder — держатель). С формальной точки зрения, юридические лица, входящие в холдинг, выступают как самостоятельные участники гражданского оборота, на деле же каждый значительный шаг таких лиц контролируется и согласовывается с материнской компанией или, что чаще всего, они действуют по прямому указанию такой компании.
Из определения понятия “дочерние’ общества проистекает следующий вывод: в роли дочерних (контролируемых) юридических лиц могут выступать только хозяйственные общества, а в роли контролирующих — как общества, так и товарищества.
Производственные кооперативы. Производственными кооперативами являются коммерческие организации, построенные на началах добровольного объединения граждан на основе членства. Членами кооператива могут быть физические лица, достигшие 14-ти лет. Уставом кооператива может быть предусмотрено, что в состав участников кооператива входят юридические лица. В таком случае, юридическое лицо в качестве члена кооператива действует через своего представителя, полномочия которого определяются доверенностью, выданной юридическим лицом.
По своей правовой сути производственный кооператив является объединением труда и капитала, т.к. все члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но также и участвовать своим личным трудом в деятельности кооператива. Если же член кооператива не участвует своим личным трудом в его деятельности, он обязан внести дополнительный паевой взнос, при этом число таких членов кооператива не может превышать 25 % от их общего числа.
Количество членов кооператива не может быть менее пяти.
Распределение прибыли среди членов кооператива производится в соответствии с их личным трудовым и иным участием, а также размером паевого взноса.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия.Главной отличительной особенностью унитарных предприятий является то, что данные юридические лица не становятся собственниками закрепляемого за ними имущества и не имеют своих членов (участников). Создавая такое юридическое лицо, его учредитель (публично-правовое образование) передает предприятию свое собственное имущество, сохраняя на него право собственности, и наделяя вновь созданное лицо лишь ограниченным вещным правом. Отсюда вытекает определение понятия унитарного предприятия.
Унитарным предприятием признается юридическое лицо коммерческая организация, обладающая ограниченным вещным правом на закрепленное за ним собственником имущество, которое является неделимой собственностью учредителя (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
Данная категория коммерческих организаций создается и действует на основе государственной или муниципальной собственности, поэтому и учредителями такой организации являются государство или муниципальное образование. Законодатель наделяет такого субъекта гражданских правоотношений определенными правомочиями на переданное ему имущество — правом хозяйственного ведения либо оперативного управления (Глава 19 ГК РФ).
Некоммерческие организации. Юридические лица — некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, объем которой обусловлен самой организационно-правовой формой и целью создания юридического лица.
Потребительский кооператив. Отношения в сфере создания и деятельности потребительских кооперативов, помимо ст. 116 ГК РФ, регулируются законом РФ “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ №3085-1 от 19.06.92г., федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации” №193-ФЗ от 08.12.95г., правовыми актами субъектов РФ, изданными до введения в действие ГК РФ, и подзаконными нормативными актами.
Потребительские кооперативы по признаку цели создания могут быть подразделены на три группы: 1) потребительские общества (заготовительные, торговые, и др.); 2) сельскохозяйственные кооперативы; 3) специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).
Потребительский кооператив создается и действует для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между своими членами, что особенно отличает его от других организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 14 лет, и юридические лица.
Общественные и религиозные организации (объединения).Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК РФ).
Предметом регулирования ст. 117 ГК являются те объединения, которые создаются в форме общественной организации, общественного движения и органа общественной самодеятельности.
Общественные организации учреждаются не менее чем тремя гражданами, а религиозные — не менее чем десятью.
Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям, при этом исключается возможность распределения доходов между участниками организации. Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо предоставить свободный доступ к таким сведениям.
Участники общественной организации обладают равными правами в управлении делами организации, т.е. каждый участник располагает одним голосом при принятии решений по вопросам деятельности. Высшим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает исполнительные органы. Исполнительным коллегиальным органом выступает совет, президиум, правление и т.п., руководитель которого является исполнительным единоличным органом.
Фонды. Фондом признается некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ).
Учреждения. Учреждением признается некоммерческая организация, финансируемая собственником и созданная им для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
Учредительным документом учреждения является, как правило, устав, принимаемым собственником.
Учреждение полностью или частично финансируется собственником путем передачи денежных средств, закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления, что подразумевает определенные ограничения по владению и распоряжению таким имуществом (ст. ст. 296, 298 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных собственником.
В уставе может быть предусмотрено, что учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы.
Ассоциации и союзы. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц — коммерческих организаций, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности, представительства и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации также вправе объединятся в ассоциации (союзы), такая ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.
Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.
§5 Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Институт несостоятельности (банкротства) является важным инструментом активизации экономической деятельности неплатежеспособных организаций, повышения производительности труда, решения социальных вопросов.
Предполагается, что употребление слова "банкротство" идет из средневековых городов Италии. Это слово (bankarupta), образовано либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).[4]
В настоящее время нормативно-правовую базу института банкротства составляют:
1) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[5] (действует в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ), который отменил закон от 08.01.98, N 6-ФЗ. Данным нормативно-правовым актом осуществляется правовое регулирование банкротства юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть признаны несостоятельными, и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Нормы, содержащиеся в вышеназванном законе, регулирующие потребительское банкротство (несостоятельность граждан, не являющихся предпринимателями), в настоящее время заблокированы и не вступили в силу. Таким образом, граждане – не предприниматели пока не могут быть признаны банкротами.
2) Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп. включая от 20 августа 2004г.)[6] устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные вышеназванным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
3)Федеральный закон от 24.06.99 N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[7] утрачивает силу с 1 января 2009 года на основании п.2 ст. 232 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
Пункт 4 ст.1 Закона о банкротстве подтверждает общий принцип приоритета международного права, установленный ч.4 ст.15 Конституции РФ - если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.
Основой правового регулирования института банкротства согласно п.1 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности ( банкротстве)» (далее -Закон о банкротстве) является Гражданский кодекс РФ. Тем не менее нормы Закона о банкротстве противоречат нормам ГК РФ в нескольких принципиальных моментах.
Во – первых, нормы ГК и Закона по-разному определяют круг субъектов, которые могут быть признаны банкротами. Так, на основании п.1 ст.65 ГК РФ несостоятельным (банкротом) может быть признано юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, либо благотворительного или иного фонда. Между тем п.2 ст.1 Закона о банкротстве расширяет перечень лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве: это все юридические лица за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Во – вторых, в п.2 ст. 65 ГК РФ предусмотрено, что коммерческая организация, потребительский кооператив либо благотворительный и иной фонд, могут совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Но Закон о банкротстве 2002года не регулирует добровольное банкротство.
И, наконец, в – третьих, ГК и Законом установлена различная очередность удовлетворения требований кредиторов в процессе проведения конкурсного производства. Так, согласно п.3 ст.65 ГК РФ требования кредиторов должны удовлетворяться в порядке очередности, предусмотренной п.1 ст.64 ГК РФ, которым установлено пять очередей. А ст.134 Закона о банкротстве предусмотрена совсем иная очередность (установлено три очереди, а также перечень требований, удовлетворяемых вне очереди, а также преимущественно перед кредиторами первой и второй очереди).
Вопрос о том, какие нормы, ГК или Закона о банкротстве должны применяться, решен в п.3 ст.232 Закона, которая устанавливает, что впредь до приведения законов и иных актов в соответствие с ним, указанные законы и иные акты применяются постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве, что противоречит п.2 ст.3 ГК РФ, который устанавливает приоритет норм ГК по отношению к нормам права, содержащимся в иных законах.
Вышеназванные коллизии действующего законодательства были разрешены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.04.03 № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)[8] (п.2, п.8), которое устанавливает приоритет норм Закона о банкротстве.
Таким образом, нормы ГК РФ, затрагивающие непосредственно вопросы банкротства в настоящее время утратили значение как определяющие основу правового регулирования данного института и не применяются на практике.
Несмотря на это, многие нормы ГКРФ, не затрагивающие непосредственно вопросы банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.Речь идет о положениях, регулирующих, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и иные вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров и др.
Итак, базовым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон от 26.10.1002г. «О несостоятельности (банкротстве). Именно в нем содержится приведенное выше определение несостоятельности как признанной арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При этом в соответствии со ст. 3, 21 и 217 Закона применительно к должнику - юридическому лицу, крестьянскому (фермерскому) хозяйству и индивидуальному предпринимателю – является критерий неплатежеспособности, согласно которому неспособность удовлетворить требования кредиторов определяется истечением установленной даты просрочки в исполнении денежного обязательства или обязанности по обязательным платежам (три месяца).
Напротив, к гражданину, не являющемуся предпринимателем, предполагается применять критерий неоплатности, согласно которому неспособность удовлетворить требования кредиторов считается установленной, если сумма обязательств гражданина превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Законом о банкротстве также определяются внешние признаки банкротства. Согласно ст.6 Закона для возбуждения дела о банкротстве требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а просрочка должна превысить три месяца. Применительно к отдельным хозяйствующим субъектам внешние признаки могут отличаться.
Дела о банкротстве граждан и юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Для возбуждения дела о банкротстве необходимо подать заявление о признании должника банкротом.Правом на обращение в арбитражный суд с таким заявлением обладают:
1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
2) конкурсный кредитор – кредитор по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
3) уполномоченные органы– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Важно отметить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора и уполномоченного органа по денежным обязательствам лишь по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п.2 ст.7 Закона о банкротстве). Таким образом, законом предусмотрена процедура предварительного обращения в суд с иском о взыскании с должника сумм задолженности и только при неисполнении должником судебного решения в течении вышеназванного срока кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В отношении должника – юридического лица - могут применяться следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Как правило, наблюдение вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения им обоснованности требований заявителя.
Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает кандидатуру временного управляющего из числа арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий – это гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке), утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления была введена Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) 2002г. Ранее действовавший Закон 1998 года такой процедуры не предусматривал.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего из числа арбитражных управляющих.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными законом ограничениями. Сделки, указанные в ст.82 Закона о банкротстве, должник может совершать только с согласия конкурсных кредиторов и административного управляющего.
Должник обязан погасить задолженность перед кредиторами, включенными в реестр требований, в соответствии с графиком погашения задолженности, не позднее чем за 1 месяц до даты окончания срока финансового оздоровления.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Эта процедура банкротства, также как и финансовое оздоровление, направлена на восстановление платежеспособности должника и предотвращение его банкротства. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве.
Срок, на который вводится внешнее управление, не может превышать 18 месяцев. Этот срок может быть продлен в порядке, предусмотренном законом не более чем на 6 месяцев. Но если к внешнему управлению осуществлен переход от процедуры финансового оздоровления, совокупный срок проведения этих процедур не должен превышать 2 лет.
Для проведения процедуры внешнего управления арбитражный суд утверждает кандидатуру внешнего управляющего.
С даты введения внешнего управления все полномочия руководителя должника прекращаются и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внешний управляющий действует на основании плана внешнего управления, который разрабатывается им самостоятельно и утверждается собранием кредиторов.
По окончании процедуры внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению собранием кредиторов и утверждению арбитражным судом.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство вводится сроком на год. Этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Для проведения конкурсного производства суд утверждает конкурсного управляющего. Он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Конкурсный управляющий публикует в СМИ сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, ведет реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу, реализует имущество должника с публичных торгов и производит расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными.
По завершении конкурсного производства арбитражный суд выносит соответствующее определение, которое передается конкурсным управляющим в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.
Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
В отношении должника – гражданина, занимающегося предпринимательством, законом установлена возможность применения следующих процедур банкротства:
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Однако, из п. 1 ст. 208 Закона о банкротстве следует, что в отношении граждан вводится также наблюдение (хотя п. 2 ст. 27 Закона не называет эту процедуру в числе применяемых к должнику-гражданину.
Как уже отмечалось, в настоящее время установленный Законом о банкротстве порядок признания гражданина несостоятельным применяется только в отношении граждан-предпринимателей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом) обладают:
1) должник – индивидуальный предприниматель;
2) кредитор, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности;
3) уполномоченный орган.
Признав требования заявителя обоснованными, Арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, назначает временного управляющего, налагает арест на имущество гражданина (за исключением того, на которое взыскание не может быть обращено по нормам процессуального законодательства).
Временный управляющий должен до рассмотрения судом дела о банкротстве обеспечить проведение независимой оценки имущества должника. Арестованное имущество гражданина либо часть этого имущества может быть освобождено арбитражным судом из-под ареста в том случае, если третье лицо (сам должник этого сделать не может) предоставило обеспечение исполнения обязательств должника.
Если заявление о признании гражданина-предпринимателя банкротом подано самим должником, то он может приложить к этому заявлению план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.
При отсутствии возражений, т.е. при согласии кредиторов суд утверждает план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Суд выносит соответствующее определение, которым рассмотрение дела приостанавливается не более чем на три месяца.
В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Если же кредиторская задолженность не погашается, производство по делу о банкротстве возобновляется.
После принятия судом заявления о банкротстве гражданина по ходатайству последнего суд может отложить рассмотрение дела не более чем на месяц; ходатайство может быть мотивировано необходимостью осуществления расчетов с кредиторами (при этом речь не идет о плане погашения долгов) либо целями разработки условий и заключения мирового соглашения. Соответственно по окончании месячного срока гражданин должен представить доказательства исполнения всех требований кредиторов либо заключенное мировое соглашение. Если этого не произошло, то суд выносит решение о признании гражданина банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства.
Особое основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве гражданина предусмотрено п. 4 ст.207 Закона о банкротстве. Это основание - информация об открытии наследства в пользу гражданина. Соответственно производство по делу о банкротстве гражданина приостанавливается на достаточно длительный период - до решения вопроса о судьбе наследства.
По окончании процедуры наблюдения при наличии оснований суд принимает решение о признании гражданина-предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:
- сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;
- прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.
Решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований, который не может превышать два месяца.
Особенностью осуществления конкурсного производства в отношении гражданина является то, что по общему правилу реализацию имущества должника осуществляет судебный пристав-исполнитель, которому арбитражный суд направляет решение о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания.
Конкурсный управляющий в отношении имущества должника назначается только в особых случаях, если существует необходимость постоянного управления недвижимым имуществом должника либо ценными бумагами, принадлежащими ему. При наличии такого имущества у должника арбитражный суд выносит определение о назначении конкурсного управляющего, в котором устанавливается размер его вознаграждения.
Пристав-исполнитель либо конкурсный управляющий осуществляет реализацию имущества должника, составляющего конкурсную массу.
В конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.
Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость этого имущества не может превышать 100 МРОТ.
Вырученные в результате продажи имущества денежные средства, как и уже имеющиеся у должника, должны вноситься в депозит арбитражного суда, принявшего решение о банкротстве должника.
Из этих средств арбитражный суд производит расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 211 Закона о банкротстве.
Расчеты осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными ст. 135 - 138 Закона о банкротстве, т.е. преимуществами обладают кредиторы-залогодержатели, а требования в части санкций и упущенной выгоды удовлетворяются в последнюю очередь.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства, за исключением требований, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 216 Закона о банкротстве для индивидуального предпринимателя с момента принятия судом решения о его банкротстве наступают следующие последствия:
- утрачивает силу государственная регистрация в качестве предпринимателя и гражданин не может снова зарегистрироваться в таком качестве в течение 1 года;
- аннулируются все имевшиеся у должника лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Суд обязан направить копию решения о признании должника банкротом в орган, осуществивший регистрацию гражданина в качестве предпринимателя; при этом обязанность направлять копию решения в лицензирующие органы не предусмотрена.
Регистрирующий орган обязан учитывать граждан-предпринимателей, признанных банкротами, так как такие граждане в течение 1 года не могут зарегистрироваться в качестве предпринимателей вновь.