Общество как сложная динамичная система

Существует ли связь между разнообразными события­ми и явлениями в жизни общества? Что придает устой­чивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в § 1, подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «ди­намическая система». Новое понятие «система» может по­казаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и куль­тура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «це­лое, составленное из частей», «совокупность». Таким обра­зом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические сис­темы допускают различные изменения, развитие, возник­новение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В обще­ственных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный ха­рактер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в кото­рые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из че­тырех подсистем, которыми являются основные сферы че-

ловеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих из­вестных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфе­ра выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но госу­дарство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общест­ва, являясь по отношению к обществу подсистемой, одно­временно и сама выступает как достаточно сложная систе­ма. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоя­щих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество — это сложная система си­стем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как систе­мы является наличие в ее составе разнокачественных эле­ментов, как материальных (различных технических уст­ройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как систе­мы является человек, который обладает способностью по­становки целей и выбора средств осуществления своей де­ятельности. Это делает социальные системы более изменчи­выми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном измене­нии. Темпы и масштабы этих изменений могут быть раз­личными; в истории человечества известны периоды, ког­да сложившийся порядок жизни не менялся в своих осно­вах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, сущест­вовавших в различные эпохи, происходили те или иные ка­чественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамич­ная система, обладающая свойством, которое в науке вы­ражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно вклю­чен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты



системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и опре­деленным образом связаны с другими компонентами. Сле­довательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из ком­понентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,— результат инте­грации и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи общест­ву в целом. И только благодаря многообразным связям, су­ществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как бла­годаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и эле­ментами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в услови­ях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отда­вался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно так­же, что моральные нормы, существовавшие у многих пле­мен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедст­во. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлия­ли. Необходимость сообща добывать материальные блага, об­реченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от ро­да, и заложили основы коллективистской морали. Руковод­ствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождать­ся и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к извест­ным историческим фактам. В одном из первых сводов за­конов Киевской Руси, который называется Русская Прав­да, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мес­том человека в системе иерархических отношений, его при­надлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был ог­ромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 во­лов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценива­лась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой ка­честв, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вхо­дящих в нее компонентов. В самом общем виде это качест­во общества как социальной системы — способность созда­вать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни лю­дей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне це­лостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подси­стема, придающая согласованность всем компонентам, об­разующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с авто­матической системой управления), или биологическая (жи­вотное), или социальная (общество), находится в опреде­ленной среде, с которой она взаимодействует. Средой соци­альной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые об­щество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, ли­бо адаптировать среду к своим потребностям. Другими сло­вами, система реагирует на «сигналы» тем или иным обра­зом. При этом она реализует свои основные функции: адап­тации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внут­реннюю структуру; интеграции — способности интегриро­вать, т. е. включать новые части, новые общественные об­разования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы явля­ются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского institute оз­начает «установление». В русском языке оно часто исполь­зуется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права,





регулирующих одно общественное отношение или несколь­ко отношений, связанных друг с другом (например, инсти­тут брака).

В социологии социальными институтами называют ис­торически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традици­ями, обычаями и направленной на удовлетворение фунда­ментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. § 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятель­ности, направленные на удовлетворение важнейших жиз­ненных потребностей. Социологи выделяют пять таких об­щественных потребностей:

— потребность в воспроизводстве рода;

— потребность в безопасности и социальном порядке;

— потребность в средствах существования;

— потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

— потребность в решении духовных проблем смысла

жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, со­здания определенных учреждений и иных структур, выра­ботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления глав­ных видов деятельности отвечали исторически сложивши­еся социальные институты:

— институт семьи и брака;

— политические институты, особенно государство;

— экономические институты, в первую очередь произ­водство;

— институты образования, науки и культуры;

— институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мас­сы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреп­лению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоян­ными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт — это, прежде всего, сово­купность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетво­рение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нрав­ственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соот­ветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института — наличие учреждений, снабженных определенными матери­альными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институ­там относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каж­дому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в соци­ально-политическую, правовую, ценностную структуру об­щества, что позволяет узаконить деятельность данного ин­ститута и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отно­шения, вносит согласованность в действия членов общест­ва. Для социального института характерно четкое разгра­ничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального инсти­тута проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего каждая семья — это основанная на интимно­сти и эмоциональной привязанности небольшая группа лю­дей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое дру­гое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое поло­жение, предполагающее соответствующее поведение: роди­тели (или один из них) обеспечивают средства к существо­ванию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Та­кое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и пра­вом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответ­ственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жиз­ни сопровождаются установившимися в обществе традици­ями и обрядами. Например, во многих странах брачный ри­туал включает обмен супругов обручальными кольцами.



Общество как сложная динамичная система - student2.ru Наличие социальных институтов делает поведение лю­дей более предсказуемым, а общество в целом более устой­чивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными — институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечива­ет регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жиз­ненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институцио­нальное взаимодействие — это хорошо отлаженный поря­док социальной жизни в основных сферах жизнедеятельно­сти людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество за­интересовано в придании им упорядоченности, нормативно­го характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предприниматель­ство. Упорядочение этой деятельности привело к возникно­вению различных видов фирм, потребовало издания зако­нов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли инсти­туты парламентаризма, многопартийности, институт прези­дентства. Принципы и правила их функционирования за­креплены в Конституции Российской Федерации, соответ­ствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов дея­тельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сло­жившихся в предшествующие периоды. Так, в изменив­шихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. От­сюда предпринятые шаги по модернизации института обра­зования, в результате которых может произойти институ­циализация Единого государственного экзамена, нового со­держания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характери­зует социальные институты как высокоорганизованные си-

стемы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключа­ется многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Общество — сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адапта­ции к современному обществу являются знания о нем, ко­торые дает курс обществознания.

Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необ­ходимо рассмотреть различные срезы структуры общест­ва (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), системати­зирующие, интегрирующие связи между ними, особенно­сти процесса управления в самоуправляющейся общест­венной системе.

З

В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сде­лать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интере­сующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид дея­тельности.

В последующих разделах курса, характеризующих от­дельные сферы деятельности людей, полезно повтор­но обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциопогический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей

Наши рекомендации