Плюралистическое государство

Плюралистическая теория государства явно восходит к либеральной традиции. Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «рефери» в обществе. Такое же понимание, кстати сказать, вообще всегда господствовало в англо-американской политологии, чем и объясняется ее склонность больше внимания обращать не на государство и его институты, а на «правительство». Для этой традиции и в самом деле характерна склонность третировать государство как абстракцию, а такие институты, как суд, чиновничество и армию — как независимые, самодостаточные структуры, будто бы никак не связанные с государственной машиной. Впрочем, возможен и такой подход, — но только при том явном или неявном допущении, что государство принципиально нейтрально, что это совершенно беспристрастный судья.

Истоки этой теории государства восходят к XVII в. и работам таких теоретиков общественного договора, как Томас Гоббс и Джон Локк (см. с. 55). Более всего этих мыслителей занимал вопрос об основаниях политических обязательств(political obligation) — или, другими словами, почему человек должен повиноваться государству и уважать его. Их главная мысль заключалась в том, что государство возникло на основании добровольного соглашения, или общественного договора, между людьми, когда они осознали, что лишь учреждение высшей власти может обезопасить их от превратностей судьбы, беспорядка и жестокостей естественного состояния(state of nature) — словом, вне государства люди эксплуатируют и порабощают друг друга, с государством воцаряются порядок, цивилизованные отношения и свобода. По словам Локка, «где нет закона, нет и свободы».

Итак, либеральная теория трактует государство как нейтрального арбитра, воз-

Политические обязательства— обязанности гражданина перед государством, на которых зиждется право государства на отправление власти.

Естественное состояние— общество, в котором не существует политической власти и формальных (правовых) ограничений свободы индивида; термин обычно употребляется как теоретическая метафора.

вышающегося над соперничающими группами и людьми в обществе; это «третейский судья», или «рефери», способный защитить каждого человека от посягательств сограждан. Принцип нейтральности государства означает, что оно действует в интересах всех граждан и поэтому стоит на страже общего блага, интересов общества в целом. По Гоббсу, стабильность и порядок приносит с собой только абсолютное и неограниченное государство, обладающее властью, в отношении которой невозможны ни протест,

I. Политические теории

• К понятийному аппаратуни даже сомнение; иными словами, люди ж стоят перед жестким выбором — либо абсо-

Неоплюрализм- своего рода «стиль» те- лютизм, либо анархия(anarchy). Локк, в свою оретического рассуждения, отталкивающий- очередь, предложил более характерное для ся от плюралистических ценностей и в то же всего либерализма обоснование ограничен-время признающий необходимость пере- ного Г0Сударства. Перед государством, счи-смотра классического плюрализма с учетом, тал д стоит особая _ стоять да

например, таких учении, как марксизм, тео-

рия «новых правых» и концепция элиты. Хотя же «естественных», или богоданных, прав неоплюрализм охватывает множество под- личности, таких, как «жизнь, свобода и соб-ходов и точек зрения, в нем все же можно ственность». Локк при этом проводил четкую выделить несколько центральных тем. Во- Грань между ответственностью государства первых, в нем предпринята попытка учесть (подцержание общественного порядка И за-современные тенденции, такие, как возник- г _ г

новение постиндустриального, посткапита- Щита собственности) и ответственностью ча-листического общества. Во-вторых, хотя его стных граждан, не выходящей за пределы теоретики отдают решительное предпочте- гражданского общества. Поскольку государ-ние капитализму перед социализмом, они ство при этом может нарушать естественные признают и то, что экономические доктри- чеЛовека с такой же легкостью, с ка-

ны свободного рынка устарели. В-третьих, „

согласно неоплюрализму, западные демок- кои оно Должно охранять их, граждане со ратии являются «деформированными поли- своей стороны должны располагать какими-архиями», в которых непропорционально то средствами защиты против государства, — большое влияние принадлежит крупнейшим и эту защиту, по Локку, дают лишь механиз-корпорациям. мы конституционного и представительного

правительства. В XX в. на основании этих идей получила развитие плюралистическая теория государства. Как концепция общества плюрализм основан на той идее, что в либерально-демократических государствах власть распределена широко и равномерно; как концепция государства — что государство нейтрально, поскольку в одно и то же время на него воздействуют самые различные группы интересов и все общественные классы; именно поэтому ему удается сохранить равновесие в отношении тех или иных частных интересов, собственного же интереса, отличного от интересов общества, оно не имеет. Как выразился Шварцмантель (Schwarzmantel, 1994), государство является «слугой общества, а не его господином». Для этой традиции оно представляется некоей «подушечкой для булавок», что способна вбирать в себя любые уколы и вмятины. Такой взгляд основан на двух принципиальных допущениях. Первое — фактически государство стоит под правительством; неизбираемые государственные органы (чиновничество, служба, суд, полиция, вооруженные силы и прочее) действуют вне каких бы то ни было политических пристрастий, строго подчиняясь власти своих политических руководителей; аппарат государства подчинен принципам служения обществу и политической подотчетности. Второе — демократический процесс при любых условиях сохраняет свой смысл и действенность; соперничество партий и деятельность групп интересов в конце концов обо-

Анархия— букв, «безвластие», «анархия» обычно употребляется в уничижительном смысле как обозначение нестабильности или даже хаоса.

рачиваются тем, что каждое правительство вынуждено реагировать на общественное мнение; государство же в конечном итоге можно уподобить флюгеру, что поворачивается в ту сторону, куда ему укажет общество.

Государство

Современные теоретики плюрализма, однако, приняли гораздо более критичный взгляд на государство, вылившийся в концепцию неоплюрализма. Такие теоретики, как Роберт Даль (см. с. 340), Чарльз Линдблом и Дж. К. Гэлбрейт (J.K. Galbraith) (см. с. 242), пришли к пониманию того, что современные индустриальные государства и более сложны, и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм. Эти теоретики, скажем, признают, что бизнес пользуется столь «привилегированным положением» в отношении правительства, что соперничать с ним не под силу никаким другим группам общества. В книге «Политика и рынки» (Politics and markets, 1977) Линдблом дал самую широкую картину того, что бизнес как главный работодатель и источник капиталовложений при любых обстоятельствах оказывает сильнейшее воздействие на правительство, каковы бы ни были идеологические его наклонности и программные заявления. Более того, теоретики неоплюрализма сегодня утверждают, что государство может иметь и на самом деле имеет свои собственные интересы: государственная элита, состоящая из высшего чиновничества, судей, высокопоставленных чинов полиции и армии, может преследовать либо свои собственные бюрократические интересы, либо интересы своей «клиентуры». И в самом деле, если допустить, что государство само по себе является политическим актором, его вполне можно рассматривать как одну громадную (возможно, самую могущественную) группу интересов в обществе. В духе этой аргументации Эрик Нордлинджер (Eric Nordlinger, 1981) разработал даже новую, государствоцентричную, модель либеральной демократии, основанную на постулате «автономной независимости демократического государства».

Наши рекомендации