Общественное устройство, власть и нормы поведения в первобытном обществе
В период присваивающей экономикичеловек довольствовался тем, что давала ему природа,
поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий
труда использовал также природные материалы - камни и палки.
Формой социальной организациипервобытного общества была родовая община,т.е. общность
(объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая
община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей.
Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками
пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой
личный,а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные
образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были
основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения,
организация походов, коллективная охота и др.
Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система
половозрастного разделения труда,т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению
общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения,
поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.
На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах
естественного самоуправления,т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития
человека. Властьносила общественныйхарактер, поскольку исходила от общины, которая сама
формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены
непосредственно осуществляли всю полноту последней.
В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы
жизни.
В первобытном обществе существовали выборность и сменяемостьпервых двух институтов
власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои
функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа
наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.
Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете
какого-либо члена общины, она называется потестарной,от латинского слова "potestus" - власть,
мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого
принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан
вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.
Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или
советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он
также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот
не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял
жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный
человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность
их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.
Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны
следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины
обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе.
Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо
преимуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась
кровная месть.
Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость,
срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила
последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо
имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства,
единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом
основании нередко называют первобытным коммунизмом.
В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененностьмифологического и
традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И.
Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами.Они регулировали следующие виды
общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения
по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами
общины; 5) правила ведения войн между племенами.
Мононормы представляли собой единые,общие для всех правила поведения. Первобытный
человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм - морали, религиозные
и т.д.
Чаще всего мононормы имели форму запретов(табу), которые воспринимались как предписания,
исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями.
Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное
существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы
этого периода характерна тотемная форма,т.е. объявление какого-либо животного или растения
священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной
"Красной книгой". Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось
кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных
участках или на определенные виды животных и т.д. Позитивное связывание имело целью
организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление
орудий труда и т.д. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на
изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали
формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их
приспособлению для удовлетворения потребностей человека.
Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. u1054 Обычаи были исторически
первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками
рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в
поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись
медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода.
Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев
опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий
между этими интересами.
Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая
экономика на некоторых этапах знала и сознательноесоздание правил поведения. Их создавали
потестарные органы управления.
На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа
присваивающей экономики.
1. Эта система была направлена на господство общегонад личным, индивидуальным, на
сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время
выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных
правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не
обеспечивались специальным аппаратом принуждения.
3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством
биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.
4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты(табу), и лишь потом появились
дозволения и позитивные связывания.
5. Казуистичностьмононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к
определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам
при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.
В период перехода от присваивающей к производящейэкономике происходят существенные
изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов
мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также
появления новых позитивно-обязывающих норм. Нормативная система раннеклассовых обществ
получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возникает специальный пласт
норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не
вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные
государством обычаи. Отсюда его название - обычное право.Оно формируется путем, с одной
стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой - введения новых
правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным
принуждением.
Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но
бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало
старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была
возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.
На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного
выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных
отношений.
Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода - появление первых
письменных источников - агрокалендарей.Они стали основой общественной жизни членов
земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были
строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением
агрокалендарей.
В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, -
предсказания(проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обществе все,
заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых
излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова,
предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, - "если - то". Существовала тесная
связь между сборниками предсказаний с собственно юридическими сборниками. Чем древнее
сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли
регулятивные функции. Считается, что первые посвятительные надписи месопотамских царей,
сделанные несколько тысячелетий назад в связи со знамениями, видениями, гаданиями, и были
первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования
предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объявляли через себя волю божества.
С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она представляет собой своеобразное
видение возникновения норм права.
Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно
отнести:
1) необходимость установления единого порядкав отношениях между людьми на определенной
территории;
2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий
и даже конфликтов;
3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских
взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.
Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы
периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых,происходит расщепление
мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых,
усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способаданного
регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что
запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т.е. человек может поступать по
своему усмотрению. В-третьих,появление письменных источников, фиксирующих правила
поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству, - агрокалендари.
Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых,
общесоциальное содержание нормативного регулирования, т.е. оно было направлено и
сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем
эти правила политизируются,т.е. приобретают классовое содержание. В-пятых,право появилось
не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые
перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство
признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью,
имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых,право возникает объективнона этапе
становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей
экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.