Г.Алмонд и Дж.Пауэлл о функциях политической системы

Системный подход был поддержан многими исследователями. Свою плодотворность данный способ анализа политики особенно зримо доказал в рамках сравнительной политологии, где был дополнен функциональным подходом. Складывание школы функционального анализа в значительной степени стимулировал процесс деколонизации стран "третьего мира". Изучая политическую жизнь молодых афро-азиатских государств, политологи обратили внимание на два момента. С одной стороны, в развивающихся странах формирование политических институтов западного типа часто не вызывало желаемых перемен в их жизни, а с другой — при отсутствии таких структур их функции все же выполнялись, но иными организациями и институтами. В связи с этим ученые пришли к выводу, что анализ политической системы необходимо начинать с последовательной постановки двух вопросов: какие функции выполняет любая политическая система и как она это делает (то есть при помощи каких структур и с какой эффективностью).

Особая роль в разработке функционального анализа политической системы принадлежит Г. Алмонду и Дж. Пауэллу. По примеру Д. Истона они увязывают политическую систему с глобальным обществом и анализируют ее, погружая во внешнюю среду. При этом анализ функций осуществляется ими на трех аналитических уровнях: рассмотрение системы во взаимодей­ствии со средой, в ее внутреннем функционировании и в аспекте ее сохранения и адаптации. На первом уровне, по мнению Алмонда и Пауэлла, любая политическая система обязательно проявляет четыре главные способности: регулирующую, экстракционную, дистрибутивную и реагирующую.

Регулирующая способность означает умение управлять обществом, координировать поведение индивидов и групп. Она реализуется путем введения норм, правил жизни; посредством действий администрации и судов и т.д.

Экстракционная (собирательная) способность предполагает умение извлекать из внутренней и внешней среды необходимые ресурсы (например, экономические и финансовые средства, политическую поддержку).

Дистрибутивная (распределительная) способность связана с распределением ценностей (материальных благ, услуг, знаков отличия и т.д.);

Реагирующая — адекватно отвечать на запросы окружающей среды и видоизменяться в соответствии с меняющимися условиями. Некоторые политические системы обладают высокой степенью реагирования, быстро адаптируются к меняющимся условиям среды. Такие системы принято называть гибкими. Жесткими политическими системами называют те, чья реагирующия способность проявляется очень слабо.

Второму уровню присущи функции конверсии, с помощью которых системы преобразуют получаемое на "входе" в производимое на "выходе". Таких функций шесть. Две из них — на входе: артикуляция интересов, их агрегирование. Функция артикуляции есть не что иное, как предъявление политикам со стороны той или иной социальной группы или индивида определенного свода требований, отражающих их устремления. Это первый этап конверсии, связывающий общество и политическую систему. Методы и способы артикуляции интересов варьируются в зависимости от типов структур и политической культуры общества. Ее выполняют прежде всего группы давления. Артикулированные интересы людей и групп очень разнообразны и многочисленны, поэтому их нужно привести к единообразию, распределить по степени важности и упростить. Затем обработанные интересы надо скомбинировать и привести в гармоничное сочетание. Функция, которая состоит в переводе требований на общеполитический язык, и называется агрегированием интересов. В современных демократических обществах агрегация является главной задачей конкурирующих между собой политических партий.

На выходе политической системы действуют четыре прави­тельственные" функции: 1) выработка правил (разработка законов, положений, определяющих правовые нормы поведения людей, групп и т.д. в обществе); 2) применение правил (приведение законов или правил в действие); 3) контроль за соблюдением правил (интерпретация законов и действий с целью определения факта их нарушения, а также наложение соответствующих наказаний); 4) политическая коммуникация (распространение, передача политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами системы). В сущности, функция политической коммуникации действует в двух направлениях, осуществляет двустороннюю связь, взаимный обмен информацией между теми, кто управляет и кем управляют, а потому осуществляется как на выходе, так и на входе системы.

На третьем уровне анализа выделяются две функции: политическое рекрутирование и политическая социализация, которые призваны обеспечить выживание системы. Функция политического рекрутирования ставит задачей подготовку и отбор персонала, способного взять на себя главные роли в политике, а также мобилизацию граждан на участие в политическом процессе, а политическая социализация — «приобщение индивида к нормам, ценностям и образцам поведения, позволяющим ему адаптироваться в политической жизни». Социализированный человек «принадлежит» своей «среде», он разделяет большинство взглядов, ценностей, вкусов своей группы. Именно путем политической социализации политическая культура внедряется в сознание индивидов.

Выделение трех аналитических уровней позволило Алмонду прояснить три чрезвычайно важных вопроса:

1) Что делает любая политическая система для общества, зачем она ему?

2) Как именно внутри себя она осуществляет то, для чего она предназначена?

3) Что делает система для себя, чтобы выжить?

Функциональный подход, дополнивший системный подход Д. Истона, позволил, во-первых, осуществлять анализ и сравнивать совершенно несхожие по своим структурам политические системы; во-вторых — по достоинству оценить роль и значение в политической системе таких феноменов, как политическая культура и политическая социализация.

Завершая рассмотрение функций политической системы необходимо еще раз подчеркнуть: значение политической системы в функциональном подходе, предложенном Г.Алмондом Дж.Пауэлом, также как и у Д.Истона определяется не по тому, что она есть (внутри себя в структурном плане), а по тому, что она делает.

Наши рекомендации