Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.
Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД, распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штаты этих органов. Основным должностным лицом оперативного подразделения оперативно-розыскного органа, непосредственно осуществляющим ОРМ, в соответствии в с действующим оперативно-розыскным законодательством является оперативник (оперативный работник, сыщик, оперуполномоченный и т.д.). Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения Закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 18) и иными нормативными актами.
В ч. 1 статьи указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих ОРД: социальную и правовую (юридического статуса).
Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.
В соответствии с Конституцией РФ правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этих лиц, а также правовой механизм их реализации.
Прежде всего в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317), применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угроза или насильственные действия в отношении его (ч. 2 ст. 296) и др.
В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3), неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.4) и др.
К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (см. п. 8 комментария к ст. 7).
При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач.
Кроме того, в ведомственных нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб.
Никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом (см. комментарий к ст. ст. 20 - 22)) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Единственным исключением из данного правила служит возможность вмешательства в ОРД со стороны лиц, прямо уполномоченных на то Федеральным законом. Указанное предписание означает, что только в законодательном акте федерального уровня возможно предусмотреть какую-либо норму о полномочиях лиц в сфере ОРД.
Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Под прямым начальником понимают должностное лицо, которому подчиняется по совместной службе лицо, осуществляющее ОРД. Непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник. В случае, когда при осуществлении ОРМ участвуют должностные лица, представители различных оперативно-розыскных органов, старшим выступает сотрудник того органа, в непосредственную компетенцию которых входит проведение конкретного ОРМ.
В ходе ОРД должностные лица издают указания, предписания, распоряжения и т.п. Отличие между ними заключается в различном характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, уполномоченных их принимать.
В оперативно-розыскной практике указанные документы издаются письменно или устно, а также передаются с использованием различных средств связи (телефон, факс и т.д.).
На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, либо прекратить их или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной поступило указание.
Под преступными понимаются приказ или распоряжение, предписывающие совершить действия, явно нарушающие уголовный закон, направленные во вред интересам человека, общества или государства.
Ответственность за наступившие последствия несет лицо, отдавшее приказ или распоряжение, так как оно, располагая соответствующими данными, должно соотносить принимаемое решение с предусмотренными законом полномочиями, а также учитывать тот вред, который будет причинен действиями, исполненными по приказу или распоряжению, с тем ущербом, который при этом удастся предотвратить.
Со стороны органа, осуществляющего ОРД, а также лиц, оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, комментируемый Закон допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными.
Под выполнением служебного долга понимаются действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из предписаний закона или трудового договора с оперативно-розыскным органом.
Выполнение общественного долга - осуществление гражданином специально возложенных на него обязанностей как в интересах общества, так и в отношении законных интересов отдельных граждан.
Названные установления адекватны положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ). Например, ст. 38 УК РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать тайное хищение чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД, следует руководствоваться положением ст. 39 УК РФ, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Однако в случае с гражданско-правовой ответственностью дело обстоит несколько иначе. Согласно ст. 1067 ГК РФ, вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.
Также согласно п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, возмещается за счет соответствующей казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Закон предусматривает возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также во время их службы в должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих дел оперативного учета (см. комментарий к ст. 10), поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты
В Постановлении установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанной категории лиц засчитываются в том числе:
а) служба в милиции (полиции), уголовно-исполнительных учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) РФ и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
б) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах и прочее.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя:
1) своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям;
2) назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством РФ, военнослужащим, сотрудникам и их семьям;
3) ведение персонального учета пенсионеров и их семей и пенсионных дел;
4) контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка РФ;
5) выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на льготы, установленные законодательством РФ, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов;
6) целевое использование денежных средств, выделяемых на оказание материальной помощи пенсионерам, взаимодействие с медицинской службой по вопросам санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха пенсионеров и их семей;
7) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров;
8) представление отчетности по пенсионной работе;
9) взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда РФ, органами социальной защиты населения.
Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами субъектов РФ по месту увольнения со службы.
Закон разрешает органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др. Указанные органы полномочны принять решение о социальной защите должностных лиц оперативно-розыскных органов, исходя из местной обстановки (при наличии достаточных материальных и денежных ресурсов).