Понятие “холодная война”, ее причины. Формирование двух военно-политических блоков

“Холодная война” – это планетарная двусторонняя биполярная конфронтация СССР и США, а также их союзников на идеологической основе , характеризовавшаяся борьбой за сферы влияния и осуществлявшаяся через кризисы, которые ставили мир на грань глобальной войны с применением ядерного оружия. Ее главным содержанием была конфронтация без глобальной войны, балансирование на грани войны.

Одним из первых пропагандистских актов “холодной войны” стала речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента Г. Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Г. Трумэном, он обвинил Советский Союз в агрессивности и тирании, а коммунистические партии назвал “пятыми колоннами”, представляющими “растущую угрозу для христианской цивилизации”. Утверждая, что Советский Союз отделил Восточную Европу от остального мира “железным занавесом”, У. Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма “ассоциацию народов, говорящих на английском языке”, которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее военное превосходство над Советским Союзом.

Вслед за речью У. Черчилля в Фултоне началась активная пропагандистская кампания. Американское правительство объявило своей официальной доктриной “сдерживание коммунизма” и стало широко прибегать к “атомной дипломатии”, т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что Советский Союз тогда не имел атомного оружия.

В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кампанию против англо-американских “поджигателей войны”. Допуская явные преувеличения и искажения фактов, оно обвиняло правящие круги США в стремлении “превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов”, установить “зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах”.

Столкнувшись с угрозой атомного нападения, Советский Союз форсировал работы по созданию своего собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы.

Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохраняли преимущество в средствах его доставки. В 1953 г. в США были сконструированы межконтинентальные стратегические бомбардировщики, а в 1955 г. – межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Советский Союз ликвидировал и это преимущество. Летом 1957 г. была испытана первая советская межконтинентальная баллистическая ракета. Стартуя с территории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут. Создание мощного советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией США, но не остановило гонку вооружений, в которую втянулся и Советский Союз. Конфронтация двух блоков продолжалась и усиливалась.

Поддержанию состояния “холодной войны” в отношениях между СССР и США во многом способствовал характер военных доктрин, которых придерживались обе стороны.

Наличие у США, становившихся время от времени достоянием гласности, планов ведения войны против СССР американские руководители объясняли тем, что такие планы готовились “на всякий случай”, и утверждали, что США никогда не помышляли начинать первыми войну против СССР. Официальная военная доктрина США всегда предусматривала возможность нанесения упреждающего ядерного удара в том случае, если американское руководство придет к выводу (может быть, и ошибочному), что другая сторона намеревается нанести ядерный удар по США. Постоянное ощущение Москвой угрозы ядерного удара в результате неправильного истолкования Вашингтоном ее намерений было одним из источников напряженности между ними.

В отличие от американской, советская внешнеполитическая доктрина никогда не предусматривала нанесения подобного превентивного ядерного удара в случае возникновения подозрения о готовящемся ударе со стороны США. Но на определенном этапе, до достижения стратегического паритета, она допускала нанесение ответно-встречного удара, т. е. пуск ракет на территорию США, в том случае, если будут обнаружены летящие в направлении СССР американские ракеты, еще до того, как они поразят его территорию. Это, конечно, тоже таило в себе определенный риск начала войны по ошибке и создавало напряженность.

В целом, за исключением указанного различия между упреждающим и ответно-встречным ядерным ударом, советская и американская военные доктрины были во многом идентичными. В своей военно-политической части обе они были оборонительными и не предусматривали сознательного начала войны. Однако в своей военно-технической части, определяющей структуру вооруженных сил, их дислокацию и подготовку, они – опять-таки одинаково –исходили из принципа “лучшая оборона – это наступление”. Другими словами, вооруженные силы обеих сторон строились, вооружались, обучались, размещались так, чтобы быть в постоянной готовности перейти в мощное контрнаступление сразу же в случае нападения другой стороны. А это означало, что ни одна сторона не могла быть уверена в том, что другая сторона не использует свой мощный наступательный потенциал в агрессивных целях, а не в целях самообороны.

И так продолжалось в течение десятилетий “холодной войны” до тех пор, пока этот заколдованный круг не был разорван во второй половине 80-х гг. в результате пересмотра сначала Советским Союзом в одностороннем порядке, а затем и странами НАТО своих военных доктрин, превращения их из оборонительно-наступательных в чисто оборонительные с соответствующей перестройкой вооруженных сил. Именно это открыло перспективу для свертывания “холодной войны”, поскольку ее главным генератором было военное соперничество.

Доктрина Трумэна и план Маршалла

Важной составной частью американской доктрины “сдерживания коммунизма” являлась экономическая и военная помощь другим западным странам. Первым официальным шагом в этом направлении была доктрина Г. Трумэна, сформулированная в его послании конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Г. Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.

Доктрина Трумэна касалась не только Греции и Турции. По существу, она носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма.

Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла “угроза коммунизма”. Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла 5 июля 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа “должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера”. Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную экономическую помощь, которая будет направлена “не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса”.

Советское правительство выступило против плана Маршалла, утверждая, что это “план закабаления Европы”, имеющий целью “реставрировать власть капитализма в странах новой демократии, укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну”. Исходя из таких, не соответствовавших действительности оценок, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Примеру СССР последовали все государства народной демократии и Финляндия. Напротив, 16 западноевропейских стран выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС).

В течение 1948 г. члены ОЕЭС заключили с США двусторонние соглашения об условиях получения помощи по плану Маршалла. В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу “стратегических товаров” Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла.

Принятие плана Маршалла сопровождалось изменениями в правительствах ряда западноевропейских стран, исключением из них коммунистов и других левых сил. План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 гг. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Поставки по плану Маршалла дали толчок развитию экономики западноевро-пейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации консервативных сил.

Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Г. Трумэн. Четвертый пункт его послания от 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки “для развития и процветания слаборазвитых стран”. По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит “безопасность США”. За три года, с 1950 по 1953 г., американскую помощь по “программе 4-го пункта” получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.

В Китае американская политика поддержки правительства Чан Кайши закончилась провалом. Китайская народно-освободительная армия, действовавшая под руководством Коммунистической партии, разгромила войска Чан Кайши. С остатками своих войск Чан Кайши укрылся на острове Тайвань под охраной американского флота. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

Раскол Германии

Поворот в политике США, Англии и Франции от союза с СССР к борьбе против него привел к коренному изменению их отношения к бывшим вражеским государствам. “Нашей лучшей надеждой было сделать этих прежних врагов добровольными и сильными союзниками”, – писал государственный секретарь США Д. Ачесон. Для достижения этих целей правящие круги США и Великобритании при поддержке Франции взяли курс на пересмотр Потсдамских соглашений и на восстановление экономического и военного потенциала Западной Германии.

В 1946 г. США и Англия объединили свои зоны оккупации в так называемую Бизонию (двойную зону). В 1948 г. к ним присоединилась французская зона – образовалась Тризония. Оккупационные власти в западных зонах постепенно передавали функции управления в руки немецкой администрации, возглавляемой представителями буржуазных партий.

В 1948 г. на совещании в Лондоне правительства США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга окончательно решили создать на территории Тризонии отдельное государство. Важным шагом на этом пути была сепаратная денежная реформа, которую США, Англия и Франция провели в Тризонии. Они распространили ее и на Западный Берлин, оккупированный англо-американскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ советская военная администрация ввела ограничения на перевозки из Тризонии в Западный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Для противодействия блокаде США, Англия и Франция создали “воздушный мост” между Западным Берлином и Тризонией, по которому американские самолеты переправляли продовольствие, горючее и снаряжение.

“Берлинский кризис” крайне обострил отношения между Советским Союзом и западными державами. Некоторые американские генералы предлагали силой прорвать блокаду Берлина и даже использовать против Советского Союза атомное оружие, но правительство США не решилось на такие меры и вступило в переговоры с СССР. Берлинский кризис, продолжавшийся около года, завершился в мае 1949 г. тем, что СССР снял все ограничения на перевозки в Западный Берлин.

В августе 1949 г. состоялись выборы в парламент Западной Германии. 7 сентября 1949 г., собравшись на свою первую сессию, он объявил о создании нового германского государства – Федеративной Республики Германии (ФРГ). Оккупационные войска США, Англии и Франции остались на территории Федеративной Республики. Их взаимоотношения с властями ФРГ регулировались “Оккупационным статутом”, который сохранял за оккупационными властями право “взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если они сочтут это необходимым”. На Западную Германию был распространен план Маршалла.

После этого в советской зоне оккупации началось формирование восточногерманского государства. 7 октября 1949 г. была основана Германская Демократическая Республика. Советская военная администрация в Германии передала принадлежавшие ей ранее функции управления временному правительству ГДР. На немецкой земле возникло два германских государства с различным общественным и политическим строем.

Наши рекомендации