Занятие 10. Конституционный статус Президента Российской Федерации

1.Для рассмотрения юридических вопросов отрешения от должности Президента Ельцина депутаты Госдумы пригласили экспертов ряда федеральных ведомств, однако последние на заранее обговоренную встречу с депутатами не прибыли, не представив при этом и письменных заключений по поставленным перед ними вопросам.

Вправе ли была Госдума приглашать для участия в своей работе представителей исполнительной органа власти? Свой ответ обоснуйте.

Да,вправе. Т.к. ст.179 ч.6 регламента Госдумы в обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица.

2. В каких случаях Президент может распустить Госдуму? Вправе ли он распустить Госдуму после трехкратного отклонения ею кандидатуры председателя Правительства РФ, если до начала третьего рассмотрения кандидатуры председателя Правительства Госдума выдвинет обвинение против Президента с целью отрешения его от должности? Дайте свое мотивированное заключение по данному вопросу.

Нет, не вправе. Т.к. согласно ст.109 К РФ ч.4 Госдума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Может быть распущена в случаях:

Ст.111 ч.4 После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации.

Ст. 117. ч.3 В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

3. Генеральный прокурор РФ обратился с жалобой в Верховный Суд РФ, в которой просил признать незаконным Указ Президента РФ об отстранении его от должности, в связи с возбуждением против него уголовного дела. Он объяснял это следующим: данная мера принуждения может применяться только тем органом (должностным лицом), который принимает решение о назначении и освобождении от должности. Верховный Суд в иске отказал.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию.

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

17 января 1992 года N 2202-1РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Освобождение и отстранение разные понятия

В Постановлении от 01.12.1999 N 17-П*(1204) по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, Конституционный Суд указал, что отстранение Генерального прокурора от должности на время расследования является обязательным последствием возбуждения в отношении него уголовного дела. Однако в любом случае должен быть издан соответствующий акт об отстранении Генерального прокурора от должности. Необходимость принятия такого акта, имеющего обеспечительно-исполнительный характер, вытекает из требований Конституции и закона и исключает проявление каких бы то ни было дискреционных полномочий.

Вместе с тем в соответствии с Конституцией к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Поскольку из Конституции и Закона о прокуратуре вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент на основании и во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан - в отсутствие иного регулирования - издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности. Исходя из необходимости взаимодействия Президента и Совета Федерации в связи с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора, Совет Федерации незамедлительно должен быть проинформирован о таком решении. При отпадении соответствующего основания акт, которым оформлено решение о временном отстранении Генерального прокурора от должности, утрачивает силу.

4. Президент РФ возвратил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон без рассмотрения его по существу. Дело в том, что при принятии данного закона была, по его мнению, нарушена конституционная процедура принятия законов, выразившаяся в частности в том, что при голосовании законопроекта во втором чтении одна из поправок, внесенных субъектом законодательной инициативы, не попала в сводную таблицу поправок, и не была поставлена на голосование.

Председатель Государственной Думы направил письмо Президенту РФ, в котором указал, что допущенная процедурная оплошность не является нарушением конституционной процедуры принятия законов и не может служить основанием для возвращения Президентом РФ федерального закона без рассмотрения.

Дайте юридическое заключение по делу.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» Конституционный Суд фактически признал за Президентом право возвращать “принятые Федеральные законы” в соответствующую палату Федерального Собрания без рассмотрения в случае, если, по его мнению, этой палатой были нарушены установленные Конституцией РФ требования к порядку принятия Федеральных законов. А в данном случае был нарушен порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой, описанный в 13 главе Постановления «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД. В данном случае Председатель Государственной Думы прав и возвращение Президентом Российской Федерации принятого Федерального закона без рассмотрения является безосновательным.

Наши рекомендации