Развитие государства после второй мировой войны
Вторая мировая война была самой жестокой в истории человечества. В ней участвовало 64 государства с населением 1,7 млрд. человек. Театр военных действий превышал территории, охваченные первой мировой войной в 5,5 раз. Потери составили более 50 млн. человек убитыми (только в концентрационных лагерях погибло и было уничтожено более 11 млн. чел.). Были разрушены города, сожжены деревни и села, уничтожено огромное количество промышленных предприятий, подорваны производительные силы большинства воевавших государств. Изменились границы государств. После войны произошел раскол мира на две системы: капиталистическую, во главе с США, и социалистическую, во главе с СССР. После освобождения от фашизма в странах Восточной Европы произошли народно-демократические революции, в результате которых изменилась государственность. Во многих из них первоначально к власти пришли Народные фронты и были составлены коалиционные правительства, но затем с усилением влияния коммунистических партий буржуазные партии были оттеснены от власти и в большинстве стран Восточной Европы уже с конца 1947 — начала 1948 гг. устанавливается диктатура пролетариата в форме народной демократии. В Албании, Болгарии и Румынии были ликвидированы монархии, учреждены республики. В 1949 г. на путь строительства основ социализма встал Китай, затем Северная Корея и Северный Вьетнам. В 1959 г. на этот путь развития была втянута Куба, позже Лаос и Камбоджа. Поскольку в своем государственном развитии эти страны во многом копировали СССР, то здесь возникли такие же институты, как и в нашей стране. Под нашим непосредственным влиянием проводились некоторые процессы: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Везде было проведено огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, вытеснение частного капитала из сферы финансов и торговли, установление тотального контроля правящих партий во всех областях жизни. Поскольку европейские страны попали в условия изоляции со стороны Запада, сырье для их промышленности стало недоступно, им пришлось переориентировать свою экономику на СССР. Исключением среди европейских стран социализма явилась только СФРЮ, которая пошла по своему пути, внедряя модель самоуправленческого социализма. Эта модель предполагала экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий. Деятельность предприятий строилась на основе хозрасчета при индикативном типе государственного планирования. СФРЮ отказалась от принудительной кооперации в сельском хозяйстве. В стране широко использовались товарно-денежные отношения. Но при этом и здесь сохранялась монополия коммунистической партии на все сферы общественной и политической жизни.
Тоталитаризм был характерен для всех сторон государственной жизни в социалистических странах. Но здесь существовали и некоторые отличия в развитии государства. Во многих европейских социалистических странах сохранились парламенты. И хотя коммунистические партии здесь также играли решающую роль, парламенты создавали возможность для большего демократизма. Не только в большинстве европейских, но и в некоторых азиатских странах социалистической системы сохранялась многопартийная система при руководящей роли компартий.
В странах Западной Европы сразу после войны также большое влияние имели коммунисты, они входили в правительства двенадцати стран. Но под влиянием США и в результате принятия плана Маршалла коммунисты были вытеснены из правительств. В Германии была проведена чистка государственного аппарата не только от фашистов, но и от коммунистов. В некоторых странах изменился государственный строй. В Италии вместо монархии была установлена республика. С развитием двух политических систем усиливалось их противостояние.
Послевоенное развитие капиталистических стран Запада не было безоблачным и гладким. Экономические кризисы продолжались в течение всей второй половины XX в: 1948—1949, 1953—1954, 1957—1958, 1960—1961, 1969—1970, 1973—1975, 1979—1982, 1990—1991 гг. Кризисы 70-х гг. были наиболее глубокими и превосходили все предшествовавшие послевоенные кризисы. Новой характерной чертой оказалась синхронность кризисов, что объясняется новыми чертами мировой экономики (НТР, рост интеграции производства, углубление международного разделения труда, специализация стран в экономике). В последней трети XX в. появились новые структурные кризисы, порожденные диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Кризис 1980—1982 гг. был самым всеохватывающим, он затронул весь капиталистический мир, развивающиеся страны и даже некоторые страны социализма.
В послевоенный период все чаше используется антикризисное государственное регулирование как для выхода из кризисов, так и для их предотвращения. Для кризисов конца XX в. было характерно сочетание падения производства, роста безработицы, роста цен, недогрузки производственных мощностей. Еще несколько лет назад в ряде стран (Голландия, Испания, Норвегия, Швеция, Франция) государство активно вмешивалось в экономику, используя для этого индикативное планирование и программирование. В последние годы происходит переход от государственного вмешательства к ограничению роли государства, дается большая свобода рыночным механизмам. Сейчас государство большое внимание уделяет кредитно-денежному регулированию. Отсюда такое влияние получили МВФ, Всемирный банк и другие финансовые структуры.
Научно-техническая революция оказала влияние на изменение социальной структуры развитых капиталистических стран. На этапе постиндустриального развития общества по-новому решаются многие социальные проблемы западной цивилизации (на основе обеспечения достойного уровня жизни большинства).
В конце XX в. усилились процессы интеграции. Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. С 1 января 1993 г. функционирует единый внутренний рынок, проводится единая внешняя политика, установлено единое гражданство и единая валюта. Критериями для вступления в ЕС стали уважение прав человека, наличие рыночной экономики, введение законодательства ЕС, готовность осуществлять единую внешнюю политику.
После распада мировой системы социализма многие страны Юго-Восточной Европы выразили желание вступить в ЕС. Сейчас уже приняты Польша, Чехия, Венгрия, страны Балтии, на очереди Балканские государства.
После второй мировой войны начался распад, а затем и крушение мировой колониальной системы. Борьба за независимость, которая началась во многих странах еще после первой мировой войны, теперь закончилась успехом и привела к образованию новых независимых государств. Пути достижения независимости и развития после ее обретения были различными. Некоторые государства вели национально-освободительные войны, другим была дарована независимость, и они сохранили со странами-метрополиями самые тесные отношения. В 1945 г. обрела независимость Корея, но позже в результате войны она была разделена на две части, в 1947 г. получили независимость Индия и Пакистан, в 1948 г. — Цейлон, в 1949 г. стал полностью самостоятельным Китай, с 1945 по 1954 г. боролся за свободу Вьетнам. Это были первые независимые государства послевоенного мира. Но уже в 1960 г. в Африке получили независимость 17 государств. В 1975 г. только 3,7% населения Земли проживало в странах-колониях. Территория этих государств составляла менее 1%. В 80—90 гг. XX в. колониальная система окончательно разрушилась, от колониализма освободилось более 2 млрд. человек. Новые страны выбирали путь развития. Поскольку мир был разделен на два полюса, то одни выбирали путь буржуазной демократии и развивались как их бывшие метрополии. Другие, главным образом те, которые с трудом и в борьбе завоевали независимость, стремились оторваться от своих метрополий и присоединялись к странам социализма, вставая на путь социалистической ориентации. Они, как и большинство социалистических стран, копировали государственные институты, законодательство, создавали правящие партии-гегемоны и выдвигали лозунги строительства социализма в своих странах.
После краха социализма в Европе и СССР в большинстве стран социалистической ориентации совершились перевороты или правящая верхушка сама отказалась от дальнейшего социалистического эксперимента. Сегодня в большинстве этих государств государство строится на буржуазных основах и ценностях. В Африке, Латинской Америке и Азии, так же как и в Европе, идут интеграционные процессы, но пока они развиваются значительно медленнее, чем на «старом континенте».
Япония.Основным источником права в современной правовой системе Японии является закон. Имеют значение подзаконные акты, правовые обычаи, проявляющиеся преимущественно в форме судебного прецедента. На вершине иерархической лестницы законодательства находится Конституция. Первоначальный проект Конституции Японии был подготовлен правительством Японии при участии групп советников в 1946 г. Он сохранял многие положения Конституции 1889 г., закреплявшей огромную власть императора. Этот проект не был одобрен парламентом, японской общественностью и Дальневосточной комиссией, созданной странами-победительницами. Другой проект, разработанный в штабе американских оккупационных войск, с учетом разработок японских юристов, был представлен парламенту и принят осенью 1946 г., а вступил в силу 3 мая 1947 г. Новая Конституция провозгласила принцип народного суверенитета. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Он не переставал являться «сыном неба», его жизнь перестала быть тайной для всех. В функции императора теперь не входят государственное управление и политика. Все имущество императорской семьи принадлежит государству.
Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней). Палата представителей избирается на четыре года, палата советников — на шесть лет, с ротацией половины депутатов каждые три года. Палата представителей может быть распущена досрочно актом императора по требованию правительства. Главной задачей парламента является выработка законодательства. Исполнительная власть принадлежит Кабинету министров. Правительство формируется обеими палатами (на деле — Нижней палатой), но официально назначается указом императора. Все члены Кабинета назначаются указом императора и все министры Кабинета должны быть гражданскими лицами. Кабинет министров выполняет общие функции управления, проводит в жизнь конституцию и законы, ведет государственные дела, руководит внешней политикой, заключает международные договоры, руководит государственной службой, представляет государственный бюджет парламенту. Кабинет принимает решения о помиловании, амнистии, отсрочке наказаний, восстановлении в правах. Судебную власть в Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом. В Верховном суде имеется три отделения по пять судей. Он осуществляет конституционный контроль и является последней инстанцией для всех дел. Кроме того, он осуществляет определенные полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма.
Конституция Японии учла опыт прошедшей войны. В ней есть специальная статья 9, провозгласившая отказ от войны на вечные времена. Япония обязалась не создавать ни сухопутных, ни военно-морских, ни военно-воздушных сил, ни других средств войны. Но сегодня эта статья часто нарушается.
123Конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Законодательство страны подразделяется на отрасли и подотрасли. Законодательство призвано обеспечивать политические, социальные, экономические и личные права граждан. Проведение демонстраций, митингов, шествий и др. регламентируется постановлениями об общественной безопасности муниципальных собраний. Эти постановления нередко критикуются как неконституционные, так как противоречат праву на выражение мнений. Что касается регламентации процесса формирования и деятельности политических партий, то в японском праве она практически отсутствует. Есть конституционная норма, предоставляющая право на объединение, которая и рассматривается как основание для создания партий. Закон о фондах политических партий требует обнародования сумм поступления в партийную кассу и расходов из нее, законом о предотвращении подрывной деятельности запрещается «насильственная подрывная деятельность, преследующая политические цели».
Социально-экономические права граждан призвано защищать трудовое право. Среди источников трудового права важную роль играет Закон «О трудовых стандартах» (1947), определяющий минимальные стандарты условий труда рабочих, устанавливающий принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, предусматривающий наказания для нарушителей закона. В 1959 г. был принят закон о минимальной заработной плате, в 1972 г. — закон о безопасности и гигиене труда и др.
В области гражданских прав в Японии остро стоит проблема сохранения индивидом тайны своей личной жизни. Выдвигавшиеся требования о законодательном обеспечении права каждого гражданина на ознакомление с собранной о нем информацией воплотилось сначала в соответствующих обязательных постановлениях, принятых рядом муниципальных собраний, а затем в законе об охране личностной информации, содержащейся в органах управления и подлежащей обработке на ЭВМ (1988).
В процессе законотворчества законодатели стремятся откликаться на социальные потребности японского общества. Так, после войны принято антимонопольное законодательство, основу которого составляет закон о запрете частной монополии и об обеспечении справедливых сделок, принятый в 1947 г. Этот закон был направлен на стимулирование конкуренции на всех уровнях предпринимательства и на избежание установления контроля со стороны какой-либо монополии в отрасли, он неоднократно пересматривался в зависимости от экономических перемен.
По сравнению с другими странами, в Японии на низком уровне находится преступность. Здесь играют определенную роль как особенность национального японского характера, так и правильно разработанное законодательство и его разумное применение. Стержневая линия уголовной политики, осуществляемой в современной Японии, состоит в профилактике преступности, как первичной,так и повторной.
Тенденции развития права.В XX в. право продолжало интенсивно развиваться, наметились некоторые новые тенденции. Экономическая интеграция способствует началу нового процесса — унификации норм права на огромных просторах (например, в рамках Европы). Унификация отразилась на источниках права: происходит сближение между англо-саксонской и континентальной системами права. Первая использует закон, а вторая все чаще обращается к прецеденту. Создаются единые нормы международного права, которые становятся общеобязательными для всех стран ЕС.
Существенные изменения претерпели субъекты права. Изменился статус физических лиц, ибо было утверждено право всех лиц без различия национальности, пола, семейного положения и т.д.
Получило развитие законодательство о юридическом лице как особой организационной структуре, имеющей правосубъектность и имущественную обособленность. В большинстве стран проводится различие между юридическими лицами частного и публичного права.
В настоящее время активно развивается особая форма объединения предприятий, организаций и отдельных лиц — акционерные общества, которые обладают собственной правосубъектностью, имущественной обособленностью, несут ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества.
В XX в. получили широкое распространение общества с ограниченной ответственностью как объединение лиц под общей фирмой, признаваемой юридическим лицом и несущей исключительную ответственность.
Кроме того, существуют публичные корпорации, которые не предусматривают деления капитала на акции и паи, они являются полной собственностью государства, располагают обособленным имуществом и правами коммерческой организации. От имени и по поручению государства публичные корпорации выполняют разные экономические, научные и социальные функции. За свою деятельность они отвечают непосредственно перед правительством.
Существуют также казенные предприятия, которые входят в систему государственного управления, полностью финансируются из государственного бюджета, они лишены хозяйственной и юридической автономии.
Сегодня вещное право является важнейшим элементом правоотношений, а право собственности является центральным институтом вещного права во всех системах права. После второй мировой войны произошло расширение видов права собственности. Широкое распространение получила, наряду с государственной и частной собственностью, смешанная собственность (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью). Новые тенденции в развитии права создали возможность для возникновения новых направлений в праве (например, антитрестовское законодательство). Сейчас различают две системы антитрестовского законодательства: американскую, которая руководствуется доктриной юридического запрета на возникновение монополистических объединений, и европейскую, которая стремится к тому, чтобы пресекать злоупотребления, а потому стремится к юридической проверке деятельности монополий.
После образования ЕС антитрестовское законодательство стало более унифицированным.
Избирательное право во всех странах получили женщины. В большинстве стран участвовать в выборах имеют право лица, достигшие 18 лет. Ослабли различия между публичным и частным правом.
В XX в. сложилась новая отрасль права — трудовое право и социальное законодательство. Развитие рабочего движения, революционные битвы рабочего класса, профсоюзная активность привели к серьезным изменениям. Сегодня нормой стало то, за что еще в начале века приходилось сражаться на баррикадах. Нормой для всех развитых капиталистических стран стал восьми-или даже шестичасовой рабочий день, признание профсоюзов и их деятельности на предприятиях, заключение коллективных договоров, право на стачку и переговоры с предпринимателями, социальное страхование, пенсии для мужчин и женщин по возрасту, пособия по безработице, инвалидности и нетрудоспособности.
Произошли серьезные изменения в семейном праве. Новые экономические реалии привели к утверждению юридического равенства супругов. Во многих странах Европы отказались от понятия «глава семьи», более детально регулируются имущественные отношения между супругами. Поскольку сегодня многие женщины работают, нередко жена зарабатывает больше своего супруга, ее право должно регламентироваться соответствующим образом. Нормой стали разные виды договоров, заключаемые сторонами при вступлении в брак.
После второй мировой войны улучшилось положение внебрачных детей.
Значительные изменения произошли в уголовном праве. В годы революционного подъема и в межвоенный период жестоко наказывалось всякое неповиновение, даже призыв к нему. В годы фашизма и тоталитаризма действовали жесточайшие репрессивные меры по отношению к инакомыслящим во всех странах, в том числе и в западных демократических государствах. Например, Закон Макаррэна-Вуда в США (1950) о причастности к компартии США требовал регистрации в качестве агента иностранной державы от каждого члена, иначе ему грозил арест, тюрьма или денежный штраф. Однако во второй половине 60-х гг. наблюдается демократизация в большинстве развитых капиталистических стран, а затем и в странах мировой системы социализма.
Все чаще стали подниматься вопросы о правах человека, об отмене смертной казни. Уголовное законодательство было смягчено во многих странах. Стало более гуманным отношение к преступникам. В большинстве стран обновлено уголовное законодательство, приняты новые УК. Там, где нет единого УК (в Англии), издаются «консолидирующие законы», своего рода кодификации по отдельным видам преступлений.
Общая тенденция современности — уменьшение тяжких видов преступлений, перевод некоторых из них из разряда уголовных в гражданские. Однако за особо опасные преступления наказания ужесточились. Появились новые виды преступлений, каких не было раньше: торговля наркотиками в массовом масштабе, торговля оружием, в том числе и ядерным, торговля новорожденными детьми, торговля человеческими органами, терроризм (также и государственный), экологические преступления, грозящие катастрофами всему миру. Эти преступления будут наиболее опасными и в XXI в. Все это требует создания единых норм права. Сегодня большой вес приобретает международное право, которое стало более развитым и пользуется большим авторитетом. Его реализация (имплементация) происходит через внутреннее законодательство, например международное соглашение, которое затем принимается отдельными странами как национальный закон.