Основные особенности статуса муниципальной службы

С одной стороны, муниципальная служба осуществляется в местной администрации и других органах МСУ, это определяет самостоятельность муниципальной службы в системе власти РФ и отличие муниципальной службы от государственной.

С другой стороны, мсу функционирует в единой системе управления в РФ; муниципальная служба создается и функционирует по единым с государственной службой профессиональным принципам. Модель профессиональной организации муниципальной службы должна соответствовать модели профессиональной организации государственной службы.

Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке включенную в штат должностей в структуре муниципальной администрации, имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс) заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Муниципальные должности подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. К высшим муниципальным должностям обычно относятся глава администрации и заместители главы администрации. Главные муниципальные должности категории – руководители основных структурных подразделений местной администрации, ведущие должности – руководители мелких структурных подразделений, помощники главы администрации, старшие должности – ведущие специалисты, помощники заместителей главы администрации, помощники руководителей комитетов и комиссий муниципального представительного органа, младшие должности – различные специалисты.

Внутри каждой группы могут быть свои квалификационные разряды (классы), которые присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

На муниципальную службу могут поступать граждане РФ, достигшие 18 лет. Предельный возраст – 65 лет. Для замещения муниципальной должности необходимо знать государственный язык РФ, иметь профессиональное образование, стаж работы, удовлетворять установленным квалификационным требованиям, При поступлении на службу не должны применяться какие-либо ограничения или преимущества в зависимости от пола, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений и др., не связанные с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Раз в три года проводится аттестация муниципальных служащих на соответствие занимаемой должности. Работа муниципального служащего оплачивается из бюджета муниципального образования.

Муниципальный служащий не может состоять в политических партиях или общественных объединениях (кроме профсоюза), не вправе создавать их на службе, не может быть в составе руководящего органа коммерческой организации, Он не может заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать муниципальную службу с государственной службой, быть депутатом любого представительного органа. При поступлении на должность и затем ежегодно он должен представлять данные о своих доходах. Муниципальный служащий имеет гарантии.

59. Аттестация государственных и муниципальных служащих.

Аттестация - это специальный термин, с помощью которого устанавливается специфика правового регулирования труда государственных (муниципальных) служащих

Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для государственных служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестация государственных служащих – это не просто односторонние действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это государственные служащие, замещающие в государственном органе государственные должности государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя.

Аттестация проводится также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, в соответствии с которым устанавливается соответствующая надбавка к должностному окладу (ст.17 ФЗ «Об основах государственной службы»). В данном случае аттестация выполняет функцию стимулирования.
Аттестация государственного служащего (ее результаты) являются юридическим фактом для возможного изменения и (даже) прекращения соответствующих трудовых правоотношений, возникновения новых трудовых правоотношений.
Так, в зависимости от оценки аттестационной комиссии руководитель государственного органа принимает решение с согласия государственного служащего о переводе государственного служащего на другую государственную должность государственной службы, о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда, об изменении соответствующей надбавки, о повышении квалификации или переподготовке, об увольнении и др. (п.14, 15 Положения).
Аттестацию можно рассматривать и в виде деятельности, как системы, состоящей из различных элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) процедуры. Она имеет свои задачи, принципы

Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы.

. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

60. Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.

Муниципальное управление характеризуется максимальной приближенностью к нуждам непосредственно населения отдельной территориальной единицы, и эти нужды и интересы являются приоритетными и преобладающими.

К муниципальному управлению, следовательно, следует отнести управление социально-экономической жизнью населенных пунктов.

Основные сферы жизни муниципального образования — про­изводственно-экономическая, социально-психологическая и ду­ховно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления: 1) управление производством; 2) экономическое управ­ление; 3) социально-политическое управление; 5) управление ду­ховной сферой жизни территории.

Муниципальное управление должно соответствовать характе­ру решаемых задач, каковыми являются:

• создание социальной инфраструктуры муниципального образования;

• стабилизация экономики муниципальных образований;

• развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей;

• поддержание экологической обстановки;

• сохранение единого экономического пространства.

В решении этих задач комплексность — обязательное усло­вие повышения эффективности воздействия на социальноэкономические процессы, протекающие в муниципальных об­разованиях.

Цель муниципального управления — повысить уровень жизне­обеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

• создает социальную инфраструктуру;

• стабилизирует экономику;

• регулирует социально-экономические процессы;

• развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

• поддерживает экологическую обстановку;

• сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципаль­ного управления, которая:

• контролирует использование природных ресурсов муници­пального образования;

• охраняет природу;

• осуществляет санитарный надзор;

• содержит жилищно-коммунальное хозяйство;

• создает социальную инфраструктуру;

• сохраняет памятники;

• обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

• обеспечивает финансово-экономическую самостоятель­ность и т.д.

61. Муниципальное управление и местное самоуправление: общие и отличительные признаки.

Муниципальное управление характеризуется максимальной приближенностью к нуждам непосредственно населения отдельной территориальной единицы, и эти нужды и интересы являются приоритетными и преобладающими.

К муниципальному управлению, следовательно, следует отнести управление социально-экономической жизнью населенных пунктов. Остальные же органы местного самоуправления, действующие в "искусственных" административно-территориальных единицах, можно определить как "региональную администрацию", построенную на началах самоуправления.

МСУ - форма осущ-я населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города непосредственно и через органы МСУ ВМЗ.

Структуруорганов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, и иные вопросы организации деятельности органов определяются уставом муниципального образования.

Представительный орган (совет, собрание, дума…) выполняет следующие функции:

-принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений;

-утвер-ие бюджета города и отчета об его исполнении;

-устан-ие, изменение и отмена местных налогов и сборов;

-принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении.

Глава муниципального (мэр, глава МО, управляющий..) образования является высшим должностным лицом и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (мэрия. администрация …) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Структура местной администрации м. состоять из следующих отраслевых органов и их структурных подразделений в зависимости от особенностей населенного пункта: комитет, департамент, отдел, сектор, управление.

Принципы построения администрации:- Разделения функций - Единая система исполнительных органов – Субординация - Единство действий

- Централизациии

Методы построения администрации:

Экспертный метод – опыт специалистов.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов

управления, которые оправдали себя в организациях с подобными характеристиками

Нормативный метод базируется на использовании при построении

организационной структуры целого ряда нормативов

Метод структуризации целей предусматривает разработку системы целей

Направления совершенствования:совершенствование НП базы; совершенствование структуры для оптимального разделения ф-ий; информатизация подразделений; создание регламентов, регулирующих процесс предоставления муниципальных услуг.

ВМЗ- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение к-х осущ-ся населением МО или органами МСУ.

Властные компетенции субъекта ведения делятся на:

1. обязательные полномочия: ВМЗ; переданные полномочия – часть государственных полномочий вместе с бюджетными средствами передаются субъектом федерации на муниципальный уровень.

2. Полномочия права – выполняются по усмотрению, при необходимости: основные права и дополнительные.

Властные компетенции органа управления делятся также на внешние (общеотраслевые) и внутренние. Внешние делятся на:

- социально-политические – стратегия, политика отрасли, на федеральном и субфедеральном уровнях этим занимаются министерства;

- нормативно-правовые – разработка отраслевых НПА – министерства;

- контрольно-надзорная – службы:

- координационная – внешнеэкономические

Внутренние компетенции осуществляются только в отношении бюджетных учреждений на отраслевом уровне и делятся на:

- планирование – агентства; оперативное управление – агентства; отчет – агентства;

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления или через выборные и другие органы МСУ.

МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Структура органов МС определяется населением самостоятельно. Органы МС самостоятельно решают вопросы местного значения. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственных полномочий. Запрещается ограничение прав МСУ, установленных конституцией.

Наши рекомендации