Общий надзор прокуратуры, его виды, полномочия прокурора

Прокурорский надзор, от имени РФ, за исполнением действующих на ее территории законов, осуществляется единой централизованной системой органов Прокуратуры РФ. Надзор прокуратуры имеет своей целью, обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требо­вать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитраж­ные суды с требованием о признании противоречащих закону пра­вовых актов недействительными.

В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан про­куроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нару­шении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных на­рушений, по привлечению к ответственности виновных и возмеще­нию причиненного гражданам ущерба.

Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постанов­ления.

Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий за­кону акт исполнительного органа. Он прино­сится прокурором в орган издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательст­вом РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О резуль­татах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор впра­ве участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора вносится в исполнительный орган, который полномочен устранить допущен­ные нарушения. Как правило, представление имеет предупреди­тельный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и усло­вий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора. Прокурор, исходя из характера нарушения за­кона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуж­дении уголовного дела или производства об административном правонаруше­нии.

Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то ор­ганом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

68. Административный надзор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР-особый вид гос управленческой деят-ти, осущ гос ОИВ в отношении ограниченно неподчин органов, долж лиц и граждан по поводу исполн ими общеобяз норм, правил, стандартов, требований с использов комплексных мер принуждения, с целью предупрежд, выявления и пресеч преступл, восстановл правопоряд, привлеч виновн к админ отв-ти.

Признаки:отсутсвие организац подчиненности; возможность оценки деят-ти с точки зрения зак-ти;невозможн вмешательства в админ хоз деят-ть; наличие спец объекта надзорной деят-ти; возможность сам применения мер админ принуждения; строгое ограничение данных мер предупр правовыми рамками

Организац и правовые формы админ надзора: 1.в отнош неопред коуга физ и юр лиц; 2. в отношен опред круга граждан, должн, физ и юр лиц; 3.осущ орг внутр дел в отнош граждан освобожд из мест лиш свободы.

Стадии: предварит; текущий; заключительн.

Админ надзор связан с применением мер админ принуждания.

Осуществляется А.н. органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного и устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; может быть прекращен досрочно, если поднадзорный твердо встал на путь честной жизни, а также в случаях погашения или снятия с поднадзорного судимости. Нарушение правил и ограничений А.н. лицами, в отношении которых он установлен, влечет административную-ответственность

69. Государственный контроль и его виды.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Виды государственного контроля:

1) президентский контроль. Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.;

2) контроль органов законодательной (представительной) власти- контроль парламента как орг законад власти за деятельностью исп вл;

3) контроль органов исполнительной власти- Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Методы осущ данного контроля:провод ревизии и проверки, заслушив отчёты долж лиц, провер сообщ, печати,жалобы гр-н, акты управл.;

4) судебный контроль-суд вл осущ посредством констит, гражд, админ и уг судороизв-ва.

цель: обеспеч охр прав и закон интересов; физ и юр лиц, защит частн интереса; недопущ произвола со стороны исп вл, т.е защита публ интереса

70.Судебный контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Суд контроль-производство в суде по проверке закон-ти и обоснов-ти действ и реш в связи с жалоб физ и юр лиц.

1. Конституционное судопроизв. КС реш вопросы о соотв К, НА Презид, прав и орг исп вл, субъектов федерации, разреш вопросов о компетенции, включ споры между орг исп влРФ и ее субъект. Разреш дел, связ с КС, контролем за актами орг исп вл и ее должн лиц.

2. По админ делам. Суд проверяет законность действ орг исп вл, по привлеч лица к админ отв-ти и примен 1 из возможных мер воздейств. Суд может дать оценку действ орг исп вл и устранить допущ наруш(прекратить произ-во)

3. Арбитражный суд. Осущ суд деят-ть при разреш возникш в процес предприним деят-ти споров, вытекающ из админ проотношений

4. суды общей юрисдикции. Осущ контроль за деят орг исп вл. при рассмотр гражд дел и дел возникающ из админ правоотношенй и особ производ-ва(восстановл авторских прав)

71. Общественный контроль: сущность и субъекты.

Представл собой негос контроль общ объединений и отд граждан(субъектов не наделнных гос-властными полномочиями) за деятельность орг гос власти, орг МСУ, их должн лиц. Правовую основу его осущ закладыв норма К РФ

ФЗ"Об общ объединениях" над обществ объед различных организационо-правовых форм широкими контрольн полномочиями:они участв в выбор и референд, в выработке реш орг гос власти и орг МСУ, выступ с инициативами по различн вопросамобщ жизни, вносят предлож в орг гос вл, представл и защищ свои права, законные интересы своих членов и участн.

Знач шагом в развитии правов основ общ контроля яв-ся ФЗ "Об общ палате РФ" кот создал нов орган в структуре общ контроля. Основное предназнач Общественной палаты-обеспеч взаимодействия граждан Рф с орг гос власти и орг МСУ.

Общ палата ежегодно подготавлив и публик в переодич издании Общ палаты доклад о состоянии гражд общества в РФ.

Наши рекомендации