Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты

Этногенез

– это процесс формирования этноса, его происхождение.

Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой стороны, происхождением славистика обязана политическим обстоятельствам, а именно: ущемлению национального достоинства славянских народов в составе Австро-Венгрии в конце XVIII –первой половины XIX в. Возможность объединения славян воспринималась австрийскими немцами и венграми как самая большая угроза. В среде славянской интеллигенции (чешской, хорватской, сербской) возникает «панславизм», целью которого являлось сперва воссоздание единого славянского языка, а затем – создание единой общеславянской федерации. Только в 1918 г. с распадом Австро-Венгерской империи славянские народы частично получили государственность. Отцом проблемы этногенеза славян считается чешский ученый Павел Шафарик (первая половина XIX в.), а основные методики установления этногенеза – разработаны сравнительным языкознанием и археологией.

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI-VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.
Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы - III в., гунны - IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюрко-язычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь “из варяг в греки”.

4.Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Основные направления восточнославянской колонизации. Древняя Русь и кочевники. Распространение ислама.
Структура и ценности языческой мифологии древних славян.
Этно- и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Византийско-древнерусские связи. Норманская теория образования Древнерусского государства и «антинорманизм». Формирование территории Киевской Руси в IX – начале Х вв.
Принятие христианства и его исторические последствия. Западная и восточно-византийская традиции государства, права и управления обществом. Киевская Русь как часть европейской цивилизации.
Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социального строя Древней Руси. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Власть и народное собрание (вече) как институты управления, их соотношение и эволюция. Древнерусская община и ее роль в самоуправлении.
Великокняжеская власть и территориально-политическая структура Киевской Руси. Социальная структура общества. «Русская правда» и формирование законодательства Киевской Руси.
Внешняя политика Киевской Руси. Древняя Русь и средневековые государства Европы и Азии.
Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХII-ХIII вв. Полицентризм и альтернативные пути развития земель-княжений. Феодальные республики в Новгороде и Пскове: своеобразие общественного устройства. Функции и пределы новгородского «народоправства». Трансформация институтов власти в Северо-Восточной Руси.
Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в XIII в. Монгольские завоевания, их исторические и геополитические последствия. Политическая система ордынского господства.
Дискуссии о монгольском факторе русской истории. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Особенности формирования Русской Православной церкви. Основные черты религиозно-политических учений Древней Руси и их воплощение в организации управления обществом.
Язычество и Православие как систематизирующие элементы древнерусской культуры. Городская культура Северо-Западной Руси и земледельческая Северо-Восточная Русь. Вклад Древней Руси в мировую культуру.
Особенности формирования христианского менталитета русского общества. Человек Древней Руси: мировосприятие и быт.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.
Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.
Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

5.При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

6.Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах - городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI-XIII вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев - бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.

Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.

Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в условиях возможного появления сильного противника.

Признаки политического раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу "каждый да держит отчину свою").

На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом снова возвысился Киев как общерусский центр. Эти князья сумели дать отпор усилившейся опасности нашествия кочевников-половцев. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

7. XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.

Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Сущность этой системы, унизительной в духовном и грабительской в экономическом отношении, состояла в том, что: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то монгольские должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси иго? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

Второй вопрос вызывает споры. Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, готовое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зону имперского влияния.

В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. Князю Александру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей — построении в форме сужающегося клина («свинья»), полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

8.Шанс стать центром объединения имели несколько княжеств. Необходимые условия: удаленность от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, пригодной для земледелия земли, принадлежность князей к владимирскому княжескому дому.

Находившиеся на окраинах Новгород, Рязань, Нижний Новгород и ряд других не имели шансов возглавить объединение.

Могли стать центрами объединения Москва, Тверь, Переяславль.

После смерти бездетного князя Ивана Дмитриевича Переяславского (племянника Даниила Александровича), завещавшего свое княжество Москве, основными конкурентами стали Москва и Тверь.

Вывод: Москва объективно могла стать центром объединения, но такие же шансы были и у Твери. Причина победы Москвы объясняется субъективным фактором - политикой московских князей.

После смерти Александра Невского (1262 г.) великое княжение было в руках его младших братьев. Затем борьба за великое княжение развернулась между сыновьями Александра Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Оба брата неоднократно привлекали на свою сторону ордынцев и наводили их на русские земли. Наиболее крупное ордынское нашествие той поры - "Дюденева рать" 1293 г.

Московский князь Даниил Александрович в борьбе за великое княжение не участвовал, однако поддерживал старшего брата Дмитрия. В то же время он стремился расширить собственные владения. Так, в 1301 г. к Москве была присоединена Коломна, принадлежавшая ранее рязанским князьям. Бездетный племянник Иван Дмитриевич Переяславский, умирая, завещал свои владения Даниилу.

После смерти Даниила (1303 г.) и Андрея Городецкого (1304 г.) в борьбу за великое княжение вступили тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. Орда стремилась использовать борьбу русских князей за владимирский престол для того, чтобы стравливать их и укреплять собственное влияние.

Первоначально великокняжеский ярлык находился в Твери, но в 1318 г. новый хан Узбек передал ярлык Юрию и дал ему войско во главе с военачальником Кавгадыем для похода на Тверь. Московско-ордынское войско было под Тверью разбито, жена Юрия (сестра хана) попала в плен и там умерла. По обвинению в отравлении сестры хана Михаил Тверской был казнен в Орде, а ярлык передан Юрию. В 1324 г. сын Михаила тверской князь Дмитрий Грозные Очи, встретив Юрия в Орде, убил его. Дмитрий был казнен, но ярлык, тем не менее, вновь перешел в Тверь - к князю Александру Михайловичу. Одновременно хан приблизил нового московского князя Ивана Даниловича Калиту. По приказу хана Иван Калита совершал карательные походы на русские города, жители которых пытались протестовать против тяжелой ордынской дани ("выхода").

9.К середине XVI в. произошли существенные изменения в статусе великокняжеской власти. Bеликий князь стал называться царем по аналогии с византийским императором. Подчеркивалось божественное происхождение монархической власти, что символизировал обряд венчания князей на царство.

Вместе с тем, власть государя по-прежнему ограничивалась Боярской думой. Русские цари, пытаясь ослабить влияние боярской аристократии, стремились заручиться поддержкой различных групп населения. В этой связи принципиально новым органом власти стали Земские соборы, в деятельности которых принимали участие не только царь, члены Боярской думы, высшее духовенство, но и выборные представители от дворянства и городов («торговых людей»). В основном Земские соборы в качестве совещательных органов рассматривали вопросы внешней политики и налогообложения. Некоторые соборы активно влияли на законотворческий процесс. Особую роль играли соборы, которые избирали царя в период междуцарствия.

Появление Земских соборов, по мнению большинства ученых, свидетельствует об установлении в России сословно-представительной монархии (с середины XVI до середины XVII в.). Сословно-представительная монархия – это закономерный этап развития монархической формы правления в период феодализма, который предшествует установлению абсолютной монархии.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. В середине XVI в. система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В различных регионах Московского государства были созданы выборные земские и губные органы, которые являлись местными сословно-представительными учреждениями. Они стали выполнять функции, ранее возлагавшиеся на наместников. В XVII в. местные органы самоуправления были поставлены под контроль воевод, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой.

Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты

Основной целью как внешней, так и внутренней политики князя Ивана Калиты было объединение как можно большего числа русских земель под его властью.

Правление Ивана Калиты пришлось на время монголо-татарского ига. Политика князя в отношении Золотой Орды стоилась на послушании и дарах. Она была настолько удачной, что Иван Калита заслуженно считался любимцем Узбек-хана, правившего тогда в Орде.

Его отношения со многими другими русскими князьями строились как на военной силе, так и на хитрости и интригах. Так в 1327 году тверской князь Александр Михайлович стал участником восстания, в котором был сожжен заживо посол Золотой Орды Чол-хан и вся его свита. И именно Иван Калита предпринял карательную экспедицию в Тверь во главе 50 тысяч воинов, данных ему Узбек-ханом. За это он получил ярлык на великое княжение. Впрочем, это была воля самого золотоордынского владыки и мало кто тогда на Руси мог ей перечить. Впоследствии монгольский правитель простил Александра Михайловича, но через два года по доносу Ивана Калиты казнил его.

Претворяя в жизнь политику расширения своих владений, Иван Калита пользовался не только военными методами или связями в Золотой Орде. Он активно скупал земли, например, Углич, Белоозеро, Галич Мерский.

Московский князь обладал большими богатствами, однако чтобы накопить их он устанавливал высокие поборы, а недовольство народа, вызванное этим, жестоко пресекал.

Немалое место в политике Ивана Калиты занимала церковь. Так он перенес в Москву из Владимира резиденцию митрополита Петра, с помощью митрополита Феогноста заключил мир с Новгородом и тайный мир с литовским князем Гедимином. Сына же Гедимина по имени Наримунт Иван выкупил из ордынского плена и обратил в православие. При нем было выстроено множество христианских храмов, в том числе Успенский и Архангельский Соборы.

Как внешнюю, так и внутреннюю политику Ивана Калиты нельзя назвать чистой, но она вообще редко когда таковой бывает, а в те времена – тем более. Но его усилия внесли большой вклад в объединение русских земель.

10.СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.
Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств в дела Московского царства. 1. этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана. 2.этап Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. 3.этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава(сын Сигизмундa) выполнять условия договора, принимать православие. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии.

11.Манифестом от 15 ноября 1723 года Пётр объявил о будущей коронации Екатерины в знак особых её заслуг.

7 (18) мая 1724 Пётр короновал Екатерину императрицей в московском Успенском соборе. Это была вторая на Руси коронация женщины-супруги государя (после коронации Марины Мнишек Лжедмитрием I в 1605 г.).

Своим законом от 5 февраля 1722 Пётр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. Стать преемником по Указу 1722 года мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. Пётр умер ранним утром 28 января (8 февраля) 1725, не успев назвать преемника и не оставив сыновей. Отсутствием строго определённого порядка престолонаследия трон России был отдан на волю случая, и последующее время вошло в историю эпохой дворцовых переворотов.

Народное большинство было за единственного мужского представителя династии — великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I от погибшего при допросах старшего сына Алексея. За Петра Алексеевича была родовитая знать, считавшая его единственно законным наследником, рождённым от достойного царской крови брака. Граф Толстой, генерал-прокурор Ягужинский, канцлер граф Головкин и Меншиков во главе служивой знати не могли надеяться на сохранение полученной от Петра I власти при Петре Алексеевиче; с другой стороны, коронация императрицы могла быть истолкована как косвенное указание Петра на наследницу. Когда Екатерина увидела, что больше нет надежды на выздоровление мужа, то поручила Меншикову и Толстому действовать в пользу своих прав. Гвардия была предана до обожания умирающему императору; эту привязанность она переносила и на Екатерину.

На заседание Сената явились офицеры гвардии из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату. Они откровенно заявили, что разобьют головы старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины. Вдруг раздался с площади барабанный бой: оказалось, что перед дворцом выстроены под ружьем оба гвардейских полка. Князь фельдмаршал Репнин, президент военной коллегии, сердито спросил: «Кто смел без моего ведома привести сюда полки? Разве я не фельдмаршал?» Бутурлин, командир Семеновского полка, отвечал Репнину, что полки призвал он по воле императрицы, которой все подданные обязаны повиноваться, «не исключая и тебя», добавил он внушительно.

Благодаря поддержке гвардейских полков удалось убедить всех противников Екатерины отдать ей свой голос. Сенат «единодушно» возвел её на престол, назвав «всепресветлейшей, державнейшей великой государыней императрицей Екатериной Алексеевной, самодержицей всероссийской» и в оправдании объявив об истолкованной Сенатом воле покойного государя. Народ был очень удивлен восшествием в первый раз в российской истории на престол женщины, однако волнений не было.

28 января (8 февраля) 1725 года Екатерина I взошла на престол Российской империи благодаря поддержке гвардии и вельмож, возвысившихся при Петре. В России началась эпоха правления императриц, когда до конца XVIII века правили, за исключением нескольких лет, одни женщины.

Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

Вместе с тем абсолютизм XVIII века сыграл прогрессивную роль в истории российского государства, так как способствовал становлению буржуазных отношений и превращению России в ведущую мировую державу.

12.Крепостное право – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX в.

Первые упоминания зависимости мы встречаем в «Русской Правде», где из норм права можем наблюдать не равенства в правовом положении сословия ст. 66: на свидетельство холопа не ссылаться; но если не будет свободного (человека в качестве свидетеля), то при необходимости (можно) ссылаться на боярского тиуна, а на других не ссылаться. А при небольшом иске по необходимости (можно) сослаться на закупа.

Смерды были свободными людьми, имеющими свое хозяйство, если смерд работал на землевладельца, он оставался свободным, однако его статус менялся и он становился закупом, но при этом он мог в случае расчета с хозяином снова стать закупом. Если же (господин) возьмет с него (т.е. закупа) больше денег (чем полагалось), то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа. Еще одной формой зависимости – это рядовичи (крестьяне заключающие договор, ряд).

Источники права периода феодальной раздробленности отразили процесс закрепощения крестьянства. В Псковской Судной грамоте, появляется новая норма «право перехода»: право уходить от хозяина, вернув взятую подмогу, ст. 42: А которой государь захочеть отрод дати своему (и)зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговеине, також захочет изорник о(т)речися с села, или огороднику, или (ко)четник, ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника , ни от огородника, а запрется изорник или огородник, или котечник отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбной части. Данная статья свидетельствует о процессе закрепощения крестьян в Псковской феодальной республике. Государь имел и рано отпускать (дать отрок) только в Филиппов день (т. е. 14 ноября но старому стилю). Феодально-зависимый человек мог уходить от государя в определенные дни в году, уплатив при этом четверть урожая. Данный срок исчислялся в связи с тем, что в это времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

13.Пп

14.К началу правления Петра Россию считали отнюдь не передовой страной, о ней вспоминали от случая к случаю. О России тогда судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного дворянства. А что самое главное, так это то, что слишком мало делалось для преодоления слабости страны. Нетрудно представить, чем же была внешняя политика Москвы, насколько робко, неэффективно она действовала и каким неустойчивым было международное положение России. И если на Западе плохо знали Россию, то еще хуже в России знали состояние международных отношений в Европе, что приводило к досадным дипломатическим ошибкам.

Молодой Петр видел отсталость страны, видел отсутствие армии, флота. Поэтому главное, что побуждало его к воинским делам, было рано проснувшееся осознание факта международной беззащитности, слабости России. Он видел, каково московское войско: стрельцы, на которых нельзя положиться, дворянское ополчение – порой беспорядочная толпа. Армия, флот и море – вот что нужно было России не только для укрепления международного положения, но и для упрочения ее как независимой державы. И что являлось одним из важнейших аспектов, так это выход к черному морю, к Балтике. А прежние неудачные попытки пробиться к Балтике осуществлялись без должной серьезной подготовки, и их провал мог только обескуражить русских людей, внушить неверие в свои силы.

Очень рано Петр понял, что дела России идут из рук вон плохо. Но тут возникал вопрос: как же их исправить, как изменить сложившиеся веками традиции, методы управления? Именно тогда Петром овладевает мысль о том, чтобы учиться у европейцев, чтобы догнать их и обрести независимость.

Началом воплощением его мыслей в действительность явилась Немецкая слобода. Здесь он стремился узнать как можно больше о странах Западной Европы. Встречи молодого царя с иностранцами служили дипломатической школой, где Петр познавал суть европейской международной жизни. Но нелепо было думать о преобразовании России с помощью одних только иностранцев. Ведь речь шла не о колонизации, а о возрождении величия России. Соратников нужно было найти и воспитать, и они должны были быть русскими.

Именно претворение идей Петра стало целью Великого посольства. Он поехал в Европу с решимостью направить страну по западному пути. Эффект от поездки оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь оказал огромное влияние на Россию, а модернизированная и возрожденная Россия оказала в свою очередь огромное влияние на Европу.

В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

И вот наконец была объявлена война Швеции. Исход войны имел решающее значение для России. Взятие города Шлиссельбурга, который впоследствии стал великим Санкт-Петербургом, означало то, что «окно в Европу» было прорублено.

Победа в Полтавской битве в 1709 году, в результате которой была уничтожена сухопутная армия шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России. Вот что писалось о полтавской победе: «И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля…».

В 1714 году произошла знаменитая битва при Гангуте, победа в которой дала толчок к дальнейшему развитию русского флота, который вскоре превзошел шведский по количеству боевых кораблей. В ведомостях времен Петра о победе в Гангутском сражении: «Шаудбейнахт, опустя флаг, скочил в шлюпку с своими гранодеры, и хотел уйти, но от наших пойман…Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також столько побито и ранено…»

И в 1721 году был заключен Ништадский мирный договор. За Россией закрепилось побережье Балтийского моря. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества», «Великого».

Не к завоеванию Европы стремился Петр. Получив лишь самое необходимое для своего естественного развития, Россия стала органической составной частью европейской системы международных отношений.

Таким образом Петр I добился осуществления своей великой цели: Россия вошла в число мировых держав.

Но все было не так то просто, Россия должна была обрести свое право на место под солнцем в общеевропейской жизни ценой тяжелой борьбы, военной и дипломатической. Сближение России с Европой происходило в условиях острой борьбы, так как возвышение новой страны натолкнулась на боязнь конкуренции, на страх перед опасностью утраты привилегированного положения.

Тем не менее с помощью петровской дипломатии Россия смогла установить более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогла получить от них новейшую для того времени технологию, более современное оружие, а также станки, оборудование, материалы.

Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей - науки, литературы, искусства.

15. Эпоха дворцовых переворотов началась в России, со смертью Петра I. За короткий период времени, на русском престоле побывало большое количество правителей. Главная историческая причина эпохи дворцовых переворотов в России - указ Петра I «О престолонаследии». Петр изменил порядок передачи власти, и теперь Император мог сам назначить своего приемника. А вот завещать престол кому-либо Петр I не успел. 28 января 1725 года Петра Алексеевича не стало. С этого момента, в России, и началась «Эпоха дворцовых переворотов».

Русский престол стал предметом противоборства между различными политическими кланами. Значимую роль в борьбе между представителями знатных дворянских фамилий стала играть гвардия. Переход власти от одного самодержавца к другому, вЭпоху дворцовых переворотов, осуществлялся с большой легкостью. Дело в том, что эти перевороты не меняли политического строя в государстве, лишь меняли правителя. Со сменой правителя происходила и перегруппировка сил при дворе. Одни семьи дворян, из правящих, переходили в «оппозицию» и ждали удобного момента для очередного переворота. Другие же переходили из «оппозиции» в класс правящей элиты, и всеми способами пытались сохранить свое влияние.

После смерти Петра I русской императрицей стала Екатерина I, и правила она с 1725 по 1727 годы. Фактически вся власть в этот период находилась в руках Александра Даниловича Меншикова. Не изменилась ситуация и в первые несколько месяцев правления Петра II. Позже Меншиков был сослан в ссылку, и ключевую роль при дворе стал играть Верховный тайный совет в лице клана Долгоруких и Голицыных. Петр II правил с 1727 по 1730. Следующим правителем России в периодЭпохи дворцовых переворотов стала Анна Иоанновна. Она правила ровно десять лет, с 1730 по 1740 годы. Эти годы ознаменованы засильем в Российской Империи иностранцев, авантюристов и личностей весьма сомнительных. Процветало казнокрадство и бюрократия. С 1740 по 1741 год власть над русским обществом была в руках Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны, провозглашенный регентшей малолетнего императора.

В среде русского общества росло недовольство засильем немцев, и под эту ноту на престол в ходе переворота взошла дочь Петра IЕлизавета Петровна. ПравлениеЕлизаветы Петровны стало глотком свежего воздуха, триумфом русского национального самосознания, после унизительной политики Анны Иоанновны. Наследником Елизаветы Петровны стал племянник Императрицы - Петр III Федорович. Правил он с 1761 по 1762 год. Вошел в русскую историю как император - самодур, укравший у России победу вСемилетней Войне. Летом 1762 года русский престол заняла Екатерина II, жена Петра III.

Большую роль в этом дворцовом перевороте опять же сыграла гвардия. ПреемникомЕкатерины II стал Павел I. Павел Петрович был сыном Екатерины и Петра III. Павел Iиздал новый указ о престолонаследии, согласно которому, власть переходила от отца к старшему сыну. Эпоха дворцовых переворотов в России, закончилась со смертью Павла I, который был убит заговорщиками. Новым Императором России, стал его сын Александр I.

16.Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской?1.76 идеологии. Французские просветители Ш.Л. Монтескье, М.В. Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.

Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.

При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения. По губернской реформе (1775 г.) в губерниях учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779 г.).

Манифестом 1775 г. "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно.

Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.

Наши рекомендации