Архивное строительство в Народной Республике Болгарии
Организация архивного дела в Болгарской Народной Республике наталкивалась на особые трудности по сравнению с другими европейскими странами народной демократии. Антинародный характер всех предшествующих правительственных режимов сказался в отсутствии внимания со стороны государственной власти к судьбе документального наследия болгарского народа. В Болгарии не производилась буржуазная частичная централизация архивного дела, как, например, в Германии и Польше, не было никакого опыта в организации государственных архивов, не было даже более или менее благоустроенных ведомственных архивов, текущее делопроизводство учреждений было в очень запущенном состоянии. Поэтому в Болгарии невозможно было немедленное осуществление реорганизации архивного дела после победы народного восстания 9 сентября 1944 г. Хотя партия и правительство сразу же проявили новое отношение к документальным материалам, заботу об их сохранности и использовании, однако проведению архивной реформы должно было предшествовать тщательное изучение архивов страны и их состояния, а также изучение положительного опыта Советского Союза в его архивном строительстве. В первые годы после 1944 г. принимались меры к охране и спасению документальных материалов, велась собирательская работа разными, преимущественно научными учреждениями. Очень большое значение имело создание Центрального партийного архива при ЦК БРП(К), который собирает и хранит документы по истории партии и ее роли в руководстве революционной борьбой болгарского народа, а также документы выдающихся и руководящих деятелей партии. Документы по истории революции собирает также "Музей революционного движения в Болгарии" (б. Национальный музей сопротивления).
Общая реорганизация архивного дела в стране была осуществлена на основе указа Президиума Народного Собрания НРБ от 10 октября 1951 г. о Государственном архивном фонде. Указ содержит определение Государственного архивного фонда, в который входят "все документальные материалы, имеющие политическое, научное и практическое значение, независимо от времени отложения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения" и дает конкретную развернутую характеристику его состава. Указом устанавливается основное деление документальных материалов Государственного архивного фонда: 1) по эпохам - до 9 сентября 1944 г., т. е. документы старой эпохи, и документы после этой даты - т.е. документы нового общественного строя, и 2) по значению на документы общенационального и местного значения. Это деление определяет построение сети центральных и местных государственных архивов НРБ. Основной классификационной единицей считается архивный фонд, понятие которого отсутствовало в архивном деле старой Болгарии. Указ 1951 г. охватил также вопросы управления архивным делом, организации документальных материалов в делопроизводстве и архивах учреждений, организации экспертизы ценности и установления сроков хранения документальных материалов в учреждениях, а также форм и способов их использования. Указ отразил новое отношение к архивам, поставив вопрос об их широком использовании для научных исследований и для помощи народнохозяйственному строительству.
Руководство Государственным архивным фондом осуществляет Архивное управление Министерства внутренних дел. Его задачи и полномочия формулируются примерно так же, как и в других социалистических государствах.
Так как состояние гос. архивного фонда в значительной степени зависит от состояния документации в учреждениях, которые при старом режиме находились в крайне запущенном состоянии, правительство и архивные органы НРБуделяют этому вопросу очень большое внимание. Специально ему было посвящено постановление Совета Министров от 18апреля 1952 г., обязывающее все центральные и местные учреждения упорядочить свое делопроизводство и организовать архивные службы для временного хранения завершенных делопроизводством дел. В качестве методических пособий для организации и работы архивов действующих учреждений Архивное управление разработало в 1952 г. примерные правила, а в 1955 г. - подробную инструкцию. Определение научной и практической ценности документальных материалов указом 1951 г. возложено на экспертные комиссии в учреждениях, организациях и предприятиях и на экспертно-проверочные комиссии при Архивном управлении и гос. архивах. Запрещено уничтожение документальных материалов без письменного разрешения архивных органов.
Сеть гос. архивов Болгарии сложилась следующим образом. Для хранения документальных материалов до 1944 г. создан Центральный государственный исторический архив, в который поступили материалы центральных учреждений старого режима: царского двора, Народного собрания, Верховной хозяйственной палаты, дирекции финансов и др. В архиве собрано значительное количество личных фондов общественных и научных деятелей - Николь Сапарова, Григора Василева, П.К. Яворова и др. Ряд фондов крупных представителей капиталистических и помещичьих кругов (Гюмуша, Гордана, Шлитана, Горая и др.) важны своими сведениями об экономике старой Болгарии. Материалы общенационального значения по истории освобождения Болгарии и строительства социализма поступают в Центральный государственный архив Народной Республики Болгарии. Здесь уже находятся фонды такихучреждений и организаций, как Министерство информации и искусства, Регенство, Общий союз болгарских промышленников, Союз борцов против фашизма, Болгарский народный женский союз, Союз болгар-добровольцев, Интернациональная бригада, Национальный комитет Отечественного фронта, профессиональные организации крестьян и рабочих Болгарии и др. Фонды учреждений, созданные после 9 сентября 1944 г., отражают коренные преобразования, происходящие в Болгарии после ее вступления на путь демократии и социализма. Материалы местного происхождения поступают в окружные государственные архивы.
Комплектование гос. архивов и приведение их в порядок встречали ряд значительных трудностей в результате тесноты помещений, запущенности делопроизводства в старых учреждениях, недостатка опытных и подготовленных кадров. Приходилось на первых порах комплектовать лишь важнейшие фонды, к концу 1957 г. они уже были сконцентрированы в гос. архивах, но составляли по объему менее 10% от общего числа архивных фондов, подлежащих поступлению в архивы. К концу 1956 г. лишь 25% фондов, поступивших в архивы, прошли научно-техническую обработку. Это заставило в 1957 г. принять программу "первичной обработки" архивных фондов, предусматривавшую упрощение ряда процессов с тем, чтобы как можно скорее представить материалы для использования.
Особенности организации архивного дела в прошлом, прежде всего отсутствие гос. архивов, наложили свой отпечаток и на современную организацию документальных материалов. Как уже указывалось выше, во всех странах, имеющих гос. архивы, часть документальных материалов находится не в государственных или ведомственных архивах, а в других хранилищах, прежде всего в рукописных собраниях библиотек и других научных учреждений. Но в Болгарии удельный вес этих материалов особенно велик. Фактически вновь созданные гос. архивы хранят материалы лишь со второй половины XIX в. Целые периоды в истории народа не находят в них отражения. Те исторические источники, которые были собраны до 1944 г. находятся в своих прежних хранилищах, которые лишь подверглись реорганизации. К ним относятся, прежде всего, б. "Турецкий архив" и"Архив Возрождения" при Национальной библиотеке, которые после 1944 г. были объединены в Болгарский исторический архив при Государственной библиотеке им. Кирилла и Мефодия. В б. Турецком архиве числится 161 тысяча единиц хранения и много еще неразобранных материалов. В большинстве своем они представляют части разных фондов, многие из них ранее принадлежали архиву Дунайского вилайетского управления, архиву кади-аскеров в Тырнове и Вдине, архиву Великого везирства итурецкого министерства финансов и др. Они охватывают период с ХV до конца XIХ в., но особенно хорошо представлен ХVIII в. В значительной части это черновики и турецкие переводы дипломатической переписки, различные доклады, распоряжения, финансовые документы и др. Среди этих материалов находятся ценные источники по истории турецких формфеодального землевладения и податной системы, форм и методов турецкой администрации. Встречаются документы по истории русско-турецких войн и дипломатических отношений за XVIII и XIX вв. Документы турецкого происхождения по мере их разборки подбираются по их происхождению, образуя архивные фонды. Составляется технический карточный каталог.
В составе б. "Архива Возрождения" - фонды отдельных деятелей, общественных организаций и учреждений, коллекции и отдельные документы за период с начала XIXв. до 20-х гг. ХХ в. В них нашли отражение национальный подъем и культурное возрождение Болгарии, освобождение страны от турецкого ига, создание национального государства, зарождение и развитие капитализма в Болгарии, возникновения рабочего класса и развитие рабочего движения. Среди многих фондов идеологов и вождей болгарского национального революционного движения - фонды Христо Ботева, Любена Каравелова и др., фонды писателей, буржуазных просветителей.
Большим собранием документальных материалов обладает архив Болгарской Академии наук (т. наз. Архивный институт). После 1944 г. он был реорганизован, часть собранных там ранее материалов была передана в Государственный архив, а в архиве Академии остались лишьматериалы по истории науки и литературы - фонды членов Академии, ученых и писателей, Литературного общества и т.п.
Из ведомственных исторических архивов заслуживает внимания архив при Военно-историческом отделе Министерства Народной обороны, где собраны материалы по истории Освободительной войны 1877-1878 гг., формирования Болгарского ополчения при помощи русской армии, организации и деятельности Болгарских земских войск и Восточно-Румелийской милиции, документы периода первой мировой волны, отражающие революционную работу среди солдат и влияние на них Великой Октябрьской социалистической революции.
Использование документальных материалов, хранящихся в архивах Народной Болгарии непрерывно расширяется. Документы используются в практике народно-хозяйственного строительства проектными и хозяйственными организациями, особенно при горно-геологических изысканиях и планировании сельского хозяйства. Расширение научного использования документальных материалов находит отражение в непрерывном росте читателей в залах гос. архивов и библиотеки Кирилла и Мефодия. Архивное управление стремится сделать доступным содержание архивов, раскрыть их состав в справочных изданиях. В 1957 г. вышел путеводитель по Центральному государственному историческому архиву, фондовые и тематические обзоры и сообщения печатаются в журнале "Исторически преглед", с 1957 г. издаются периодически "Известия государственных архивов".
Для разрешения многих трудностей, стоящих перед болгарскими архивистами, необходима организация их профессиональной подготовки, изучение опыта Советского Союза и других стран. С 1952 г. при философско-историческом факультете Софийского университета была организована для студентов-историков специализация историков-архивистов, которые в течение пятилетнего курса, наряду с общими дисциплинами, изучают архивоведческие дисциплины, историю учреждений и др. и проходят практику в архивах. Организуются также курсы по повышению квалификации архивистов-практиков, семинары при архивах и т.п. В архивах НРБ работают и архивисты, окончившие Московский историко-архивный институт.
Так, благодаря мероприятиям партии и правительства и самоотверженному труду болгарских архивистов, постепенно ликвидируется отставание Болгарии в области архивного дела, являвшимся тяжелым наследием прошлого, и архивы все более действенную помощь оказывают в социалистическом строительстве болгарского народа.