Романтизм и Французская революция конца XVIII века
История зарубежной литературы ХIХ века
© Авторы: В.Н.Богословский, А.Ф.Головенченко, А.С.Дмитриев, Н.П.Козлова, Б.И.Колесников, В.А.Миловидов, Е.Г.Петраш, Е.А.Петрова, В.Г.Прозоров, Н.А.Соловьева, Л.В.Спицына, Б.Ф.Стахеев (1991)
Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
ХІХ век – век гуманизма. 5
Романтизм и Французская революция конца XVIII века. 5
Периодизация историко-литературного процесса XIX века. 6
Философско-эстетические основы романтизма. 8
Основные закономерности литературного процесса после 1830 года. 11
Критический реализм. Сущность метода. 16
Эстетические истоки критического реализма. 17
Немецкая литература: Романтизм.. 19
Глава 1. Общая характеристика. 19
Глава 2. Ранний (иенский) романтизм.. 24
Глава 3. Поздний романтизм.. 29
Глава 4. Г. Фон Клейст. 31
Глава 5. Э.Т.А. Гофман. 35
Глава 6. А. Шамиссо. 43
Глава 7. Г. Гейне. 44
Глава 8. Ф. Геббель. 55
Глава 9. Р. Вагнер. 57
Английская литература: Романтизм.. 59
Глава 10. Общая характеристика. 59
Глава 11. Озерная школа. 61
Глава 12. Д. Г. Байрон. 74
Глава 13. П. Б. Шелли. 93
Глава 14. В. Скотт. 101
Французская литература: Романтизм.. 110
Глава 15. Общая характеристика. 110
Глава 16. Ранний французский романтизм.. 112
Глава 17. Творчество А. Де Ламартина и А. Де Виньи. 117
Глава 18. Революционная поэзия Франции 30-40-х годов. 125
Глава 19. Поздний Французский романтизм.. 132
Глава 20. Поэты «Парнаса». 140
Глава 21. В. Гюго. 145
Адам Мицкевич. 158
Американская литература: Романтизм.. 167
Глава 23. Общая характеристика. 167
Глава 24. Ранний американский романтизм.. 172
Глава 25. Трансцендентализм.. 182
Глава 26. Э. По. 188
Глава 27. Н. Готорн. 196
Глава 28. Г. Мелвилл. 202
Глава 29. Г. Лонгфелло. 209
Глава 30. У. Уитмен. 213
Французская литература: Реализм.. 219
Глава 31. Общая характеристика. 219
Глава 32. Стендаль. 222
Глава 33. П. Мериме. 234
Глава 34. О. Де Бальзак. 239
Глава 35. Г. Флобер. 258
Английская литература: Реализм.. 269
Глава 36. Общая характеристика. 269
Глава 37. Ч. Диккенс. 274
Глава 38. У. М. Теккерей. 289
Глава 39. Сестры Ш. и Э. Бронте. 299
Глава 40. Э. Гаскелл. 303
Глава 41. Д. Элиот. 308
Глава 42. А. Троллоп. 313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 317
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 319
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник «История зарубежной литературы XIX века», созданный коллективом авторов – преподавателей вузов Москвы, Твери, Саратова и Петрозаводска под общим руководством профессоров А. С. Дмитриева и Н. А. Соловьевой, написан на основе действующей программы соответствующего курса, разработанного сотрудниками кафедр Московского университета (1989) и Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (М., 1985).
Учебник предназначен для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов и ставит перед собой задачу раскрыть наиболее важные общие закономерности развития зарубежных литератур XIX столетия, выявить национальную специфику культуры различных стран, подчеркнуть индивидуальное своеобразие художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи.
Поставленная задача определяет и структуру учебника, в котором сначала дается общая характеристика XIX века – века гуманизма, а затем в семи разделах анализируются национальные литературы Германии, Англии, Франции, Польши и США. Вводные главы к разделам характеризуют наиболее существенные моменты литературного процесса, в котором выделены отдельные типологические явления, определены основные этапы развития. Анализ творчества самых выдающихся представителей литературы XIX века дается в отдельных главах.
Для того чтобы учащиеся имели возможность расширить свои представления о роли романтизма и реализма в историко-литературном процессе Западной Европы и США, в конце учебника публикуется список критической литературы, посвященной общим проблемам романтизма, реализма, отдельным художникам слова.
Введение и заключение к учебнику и раздел «Немецкая литература» (главы 1-9) написаны А. С. Дмитриевым. В разделе I «Английская литература» главы 10 и 11 написаны Н. А. Соловьевой, главы 12, 13 и 14 – Б. И. Колесниковым. В разделе III «Французская литература» главы 15-18 и 20 созданы Н. П. Козловой, главы 19 и 21 – Е. Г. Петраш. Раздел «Польская литература» написан Б. Ф. Стахеевым. В разделе VI «Французская литература» главы 31, 32, 34 и 35 принадлежат Е. А. Петровой, глава 33 – Е. Г. Петраш. В разделе VII «Английская литература» главы 36, 37, 38, 41, 42 созданы Н. А. Соловьевой, глава 40 написана В. А. Миловидовым, глава 39 – В. А. Миловидовым и Л. С. Спицыной. В разделе «Американская литература» главы 23 и 24 созданы В. Г. Прозоровым и В. Н. Богословским, главы 25, 26, 28, 29 написаны В. Г. Прозоровым, глава 30 – В. Н. Богословским, глава 27 – А. Ф. Головенченко.
Время создания учебника совпало с коренными переменами в жизни нашего общества. Авторы по возможности старались отразить изменения, происшедшие в литературоведческой науке, например, отказаться от догматических формулировок, прямолинейных, [3] неоправданно социологизированных оценок. Однако многое еще предстоит пересмотреть в методологии литературоведческого исследования, сделать ее объективной, отвечающей требованиям жизни, уровню развития мировой науки.
Учебник создавался при активной товарищеской помощи всех членов кафедры истории зарубежной литературы Московского университета, и авторы искренне благодарят их за ценные советы и замечания Коллектив авторов выражает признательность рецензентам учебника – сотрудникам кафедры Горьковского государственного университета (зав. кафедрой проф. И. В. Киреева), а также профессору Б. А. Гиленсону, которые своими отзывами и предложениями способствовали совершенствованию книги.
ХІХ век – век гуманизма
Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 5-33.
XIX век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Это был век величайших гуманистических и эстетических завоеваний в Европе, Америке и в особенности в России. Столь яркий и широкий расцвет литературы и искусства в эту пору во многом определяется теми глубокими и нередко бурными социальными и политическими сдвигами, которыми был так богат XIX век.
Романтизм и Французская революция конца XVIII века
Литературный XIX век не совпадает с календарным XIX веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а теми или иными событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Такими событиями, определившими хронологические рамки исторического развития и соответственно литературного процесса несколько условного в данном случае XIX века, были Великая французская революция 1789- 1794 гг. и Парижская Коммуна 1871 г. Во Франции по сравнению с предшествующими буржуазными революциями (в Голландии XVI в. и в Англии XVII в.) эта революция вызвала наиболее глубокие социальные и политические преобразования. Наряду с революцией во Франции на идеологическую жизнь Европы рубежа XVIII-XIX столетий большое влияние оказали завершение промышленного переворота в Англии и Война за независимость в США. Со времени революции общественно-политические события во Франции оказывают существенное влияние на судьбы европейских государств.
Что же касается литературы, то ни одно сколько-нибудь значительное явление европейского романтизма и позднего Просвещения в Германии не может быть [5]правильно понято без учета воздействия революции конца XVIII в. во Франции. Но не только творчество писателей – современников революции было органически с нею связано. Литературные течения XIX в., протекавшие главным образом под знаком позднего романтизма и критического реализма, продолжали осмыслять события Французской революции. «Весь XIX век,- писал В. И. Ленин,- тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии»[1].
Не менее важное значение, чем сама революция с ее передовыми социально-политическими лозунгами, имели ее ближайшие последствия. После свержения 27 июля (9 термидора по революционному календарю) 1794 г. якобинской диктатуры (термидорианский переворот) поступательное развитие революции закончилось, а к власти пришла крупная контрреволюционная (термидорианская) буржуазия, расчистившая путь милитаристско-буржуазной диктатуре Наполеона. Термидорианцы, игнорируя стремления народных низов – основной движущей силы революции, закрепили только те революционные преобразования, которые соответствовали классовым интересам буржуазии. Новые буржуазные отношения, приобретавшие четкие контуры после термидорианского переворота, мало чем отвечали обещаниям подготовивших революцию просветителей, оказавшимся всего лишь утопической иллюзией.
Французская революция и подготовившее ее Просвещение имели прямых политических противников, выступавших от имени тех классов, которые революция оттеснила с арены исторического развития. Но в последствиях этой революции были разочарованы и ее сторонники, верившие обещаниям просветителей. Характерной и определяющей чертой духовной идеологической атмосферы, сложившейся после революции, была антипросветительская, антибуржуазная реакция, имевшая, однако, различную социально-политическую устремленность. Литературные движения европейских [6] стран той поры – романтизм прежде всего – отражали именно эти настроения эпохи. Результатом осмысления итогов Французской революции в литературе было утверждение в творчестве многих крупных писателей того времени темы утраченных иллюзий. Эта тема, возникшая в конце XVIII в. в творчестве ряда писателей-романтиков, была позднее подхвачена и развита многими критическими реалистами, рассматривавшими ее в свете последующих событий общественно-политической борьбы XIX столетия.
Одним из проявлений неудовлетворенности результатами Французской революции 1789-1794 гг., поисков внебуржуазного социального и этического идеала были возникшие в начале XIX в. теории утопического социализма. Утопический социализм начала XIX столетия был важнейшим идеологическим фактором, под воздействием которого находился литературный процесс того времени. Романтизм, являющийся своего рода антибуржуазной утопией, прямо или косвенно выражал те или иные стороны учения утопического социализма. Творчество Гюго и Ж. Санд во Франции, Годвина и Шелли в Англии, Гейне в Германии, Герцена и Чернышевского в России – вот те важнейшие моменты литературного процесса XIX в., которые тесно связаны с идеями утопического социализма.