Правовой анализ военной реформы 1860 – 1870гг

Более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет, с 1862 по 1874, но столь взаимосвязаны, что специалисты обычно воспринимают их как единую военную реформу.

Причины:
- поражение России в Крымской войне
- Революционный подъем в стране побуждал самодержавие укреплять армию как главную свою опору.
-требовалось упорядочить расходы на армию, которая не только в 1856 г., когда она насчитывала 2,2 млн. человек, но и к 1861 г., сокращенная до 1,5 млн. солдат, оставалась самой крупной армией мира.
Инициатором и руководителем военной реформы был Дмитрий Алексеевич Милютин. .
-Были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания от кнута и шпицрутенов до розог.
-Улучшилась боевая подготовка войск
-С 1862 г. началось перевооружение армии нарезным (вместо гладкоствольного) оружием.
-Более современной стала подготовка офицеров. Часть старых (дворянских) кадетских корпусов -была реорганизована в военные гимназии, объем знаний в которых, по сравнению с кадетскими программами, вырос более чем вдвое. В некоторые из военных гимназий (далеко не во все) разрешалось принимать лиц всех сословий.
Главным из всех военных преобразований стала реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, который заменял систему рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью.
На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления Западноевропейских армий, формировавшихся на основе Всеобщей Воинской повинности, заставила Правительство ввести аналогичный порядок в русскую армию.

1 января 1874 г. был утвержден "Устав о Воинской повинности", вводившийся для всего мужского населения "без различия состояний". Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение.
Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет).
Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года.

Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним - до полутора лет.
Для получения звания требовалось специальное военное образование. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических, медицинских).
Сохранялась особая Военная Юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще раннее, в 1863 г., в связи с Польским Восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных суд.

Правовой анализ земской, городской, полицейской и образовательной реформы 1860-1890

Земская реформа.

В 1864 г. были изданы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов. Роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным куриям: к первой относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники, ко второй – городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий, владельцы недвижимого имущества, к третьей – крестьяне-домохозяева, но не непосредственно, а через выборщиков и гласных.

Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора.

Городская реформа .

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Полицейская реформа.

В 1862 г. городская и уездная полиции были объединены в единую полицейскую систему со сложной «иерархической лестницей», начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавляемую исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую сис-

тему губернские жандармские управления. Согласно Временным правилам об устройстве полиции (1862) в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили

городничий со своей канцелярией, представлявший уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявший уезд. Города делились на части, или участки, и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.

В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот — прокурору.

Меры пресечения, которые применяла полиция, включали отобрание вида на жительство, установление надзора, взятие залога, передачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах.

Образовательная реформа Александра II.

В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения (именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве). В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.

Наши рекомендации