Отделение церкви от государства
a. лишение церкви государственных полномочий
b. вытеснение церкви из любых общественных отношений
Модель взаимоотношения государства и церкви зависит от истории конкретного государства.
Когда в государстве существуют несколько конкурирующих конфессий, тогда государство подчеркнуто отделяется от них.
Между государством и церковью существует определенная сфера, где их интересы взаимодействуют. Это отношения, которые имеют определенную нравственную окраску либо затрагивают процедуру отправления религиозного культа.
Виды государств, в зависимости от их отношения к церкви:
· Светские. Это государства, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов;
· Теократические. Государственная власть полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время таким примером является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому (папоцезаризм, папокесаризм), пожизненно избираемому коллегией кардиналов;
· Клирикальные. Это государства, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства – монарх, ныне королева Елизавета II. Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. Также к клирикальному государству можно отнести Иран;
· Атеистические. Это государства, в которых атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. Атеистическими государствами были страны СССР и другие страны социалистического лагеря.
Хоть в Конституции Республика Беларусь прямо и определенно не именуется светским, я, на основании статей 4, 16 и 31, отношу ее к светским государствам.
Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Государство и личность
Выделим следующие принципы конституционно-правового статуса человека:
1) Высшая ценность человека, его прав и свобод. Будучи отраженным в статье 2, данный принцип зафиксирован и в статье 21, открывающей второй раздел Конституции.
2) Равенство. Согласно этому принципу все индивиды наделяются одинаковыми правами и обязанностями. Исходя из этого определения, рассматриваемый принцип называется еще и равноправие. Однако законодательство любой страны изобилует примерами особенностей в статусе тех или иных групп населения (особенности прав и обязанностей отдельных категорий работников, социальные права, предоставляемые лишь некоторым группам населения.) В связи с этим, конституционный принцип равенства не исключает различий в правах и обязанностях индивида. Он лишь не допускает дискриминационных различий. Дискриминация – необоснованные, несправедливые различия в правах и обязанностях индивидов, не противоречит принципу равенства и тем самым не является дискриминационным в различиях в правовом статусе индивидов, которые обусловлены:
· Интересы всего общества и соображения гуманизма. Например, в интересах общественной безопасности статья 36 Конституции Республики Бедарусь ограничивает свободу политических объединений, судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, органов безопасности, комитета государственного контроля и военнослужащих.
· Различия в прав и обязанностей зачастую обусловлены положительными качествами индивидов (добродетелями). Например, закрепленное в статье 39 Конституции Республики Беларусь право на доступ к должностям государственных органов ставятся в зависимости от способностей и профессиональной подготовки лиц.
· Различия в правах и обязанностях обусловлены стремлением защитить социально уязвимые категории населения, которые по объективным причинам не могут на равных конкурировать с другими. (часть 2 статьи 48 Конституции Беларуси гарантирует лицам, нуждающимся в социальной защите, возможность получения от государства бесплатного жилья или за доступную плату).
3) Единство прав и обязанностей. У человека имеются не только права, но и обязанности. В Конституции традиционно уделяют большее внимание правам, а не обязанностям. Это не значит, что прав у человека больше, нежели обязанностей. Просто обязанности в основном фиксируются в обычных законах. Конституция Республики Беларусь непосредственно закрепляет 6 основных обязанностей человека (статьи 52-57), но отдельные обязанности находятся в тех же статьях, где и права человека.
Ø Обязанность соблюдать Конституцию, законы, уважать национальные традиции (статья 52);
Ø Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53);
Ø Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54);
Ø Обязанность охранять природную среду (статья 55);
Ø Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);
Ø Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (статья 57, часть 1).
4) Гарантированность прав и свобод. Каждое право, закрепляемое в Конституции, должно быть обеспечено гарантиями.
Гарантия – это все средства и условия, которые необходимы для реального осуществления пра́ва человека.
Обязанность создавать такие гарантии возлагается на государство. Оно должно закреплять законодательству лишь те права, которые в состоянии гарантировать гарантии конституционных прав и свобод человека.
Гарантии делятся на:
· Материальные – это деньги, иное имущество, которые передаются государством человеку, наделенному соответствующими правами. Наибольшее значение материальные гарантии имеют для социальных прав человека. Например, государство должно обладать денежными средствами, чтобы предоставлять их в виде пенсий, пособий, стипендий гражданам, имеющим право на социальное обеспечивание.
Каждый месяц тратится 200 млн.$ на социальное обеспе́чивание. Право – то что записано в Конституции, гарантия – это реальное благо.
· Политико-организационные – это большая группа гарантий прав человека, которая включает наличие самого государства как аппарата власти, государственных органов, в том числе Президента, Парламента, судов, Прокуратуры, других органов, призванных защищать индивидуальные права. Чтобы гарантировать эти права, государство должно проводить не только внутреннюю, но и внешнюю политику.
Право на благоприятную окружающую среду можно обеспечить лишь в союзе с другими государствами. Государство должно заключать договоры с максимальным числом государств, вводить лимиты на выброс вредных веществ. Это право показывает сложность обеспе́чения гарантий прав человека. Страны так и не могут договориться по этому вопросу. Развитые страны согласны ограничивать выбросы, развивающиеся – тоже, но они требуют денег. Если мегаполис накрыть колпаком, то он погибнет спустя сутки.
К политико-организационным гарантиям можно отнести и международные органы, защищающие права человека, а также деятельность политических партий и других общественных объединений, которые способны воздействовать на государственные органы, требуя от них соблюдать и охранять индивидуальные права.
5. Юридические гарантии. Все виды гарантий человека отражаются в законодательстве и в этом смысле являются юридическими. Однако под рассматриваемой группой гарантий понимаются гарантии, представляющие собой не фактические блага (деньги), не деятельность органов и организаций, а формальные, сугубо юридические нормы. К таким юридическим гарантиям относятся закрепляемые за индивидами права, которые служат осуществлением других прав человека. (право на судебную защиту, право обращаться в международные организации, право на юридическую помощь).
Вопрос этих гарантий очень важен. Самым новым вопросом юридических гарантий является право обращаться в международные органы.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь в статье 61 впервые закрепила право каждого человека обращаться в международные организации для защиты своих свобод. Условиями реализации данного права выступают:
1.наличие международного договора, ратифицированного Республикой Беларусь, который предусматривает существование международных организаций и возможность индивида направлять в нее обращения.
2.индивид, прежде чем обратиться в международную организацию, должен исчерпать внутригосударственные средства правовой защиты, в частности можно обратиться в международную организацию, если человек прошел в Беларуси первую кассационную (апелляционную) судебную инстанцию. (Человек был задержан, потом арестован, состоялось разбирательство, суд признал его виновным, но человек не может обратится в международный орган, он должен обратиться в вышестоящий суд (кассационный). Только после этого он может обратиться в международный орган).
На сегодня каждый человек по61 статьеимеет возможность обратиться:
1. В Комитет ООН по правам человека. Данный орган образован Международным пактом «О гражданских и политических правах» 1966 года, но право индивидов обращаться с жалобами в этот комитет было закреплено факультативным протоколом к Международному пакту «О гражданских и политических правах» 1966 года. Данный Международный пакт подписан одновременно с самим пактом. Республика Беларусь ратифицировала и международный пакт, и названный факультативный протокол. Комитет ООН по правам человека принимает жалобы на нарушение государствами только тех прав, которые закреплены Международным пактом «О гражданских и политических правах», то есть на нарушения личных (гражданских) и политических прав.
2. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Данный орган образован Конвенцией «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 года. Но право индивидов обращаться в этот комитет закреплено Факультативным протоколом конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Этот протокол был подписан в 1999 году. Республика Беларусь ратифицировала и Конвенцию, и Факультативный протокол.
Изучение указанных международных договоров позволяет сделать вывод, что решения Комитета по правам человека и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин не носят обязательного характера для государства, они являются скорее рекомендательными. Но поскольку Республика Беларусь ратифицировала эти международные договоры, то тем самым взяла на себя политическую и моральную обязанность выполнять рекомендации международных организаций.
В 13 из 14 случаев Комитетом по правам человека белорусам было вынесены положительные решения для граждан. Не всегда в Республике Беларусь выполняют решения Комитета ООН. Более серьезный орган – Европейский суд по правам человека. Его решения обязательны для выполнения.
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.
При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции.
№ 32. Государственные символы Республики Беларусь
Государственные символы Республики Беларусь утверждены Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь».
Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублка Беларусь».
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкальное поэтическое произведение на музыку Н. Соколовского и слова М. Климковича, В. Каризно.
№ 33. Гражданство Республики Беларусь: понятие и принципы
Вопросы белорусского гражданства регулируются Конституцией, статьей 10, Законом 2002 года «О гражданстве Республики Беларусь», указом Президента 1994 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь» и образованной при Президенте Республики Беларусь комиссией по вопросам гражданства. Значимую роль в данной сфере играют и международные договоры Беларуси.
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, которая является основой их взаимных прав и обязанностей.
Сформулированное определение позволяет выделить наиболее существенные черты гражданства Республики Беларусь:
1. Связь человека с Республикой Беларусь. Носителем белорусского гражданства, то есть гражданином признается индивид. Основным документом, подтверждающим белорусское гражданство, является паспорт гражданина.
Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицо без гражданства (апатрид) – это индивид, который не является гражданином Беларуси и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству другой страны.
Таким образом, понятие гражданства Республики Беларусь не применимо к организациям. В то же время законодательство нашей страны выделяет белорусские и иностранные организации, что влияет на их правовой статус. Второй стороной отношений гражданства выступает Республика Беларусь, то есть государство в целом. Нельзя быть гражданином административно-территориальной единицы: области, района. Однако в соответствии с Договором «О создании союзного государства» от 8 декабря 1991 года, гражданин Беларуси (и России) одновременно считаются гражданами и союзного государства, то есть межгосударственного образования.
2. Правовая связь. Гражданство не имеет непосредственного отношения к национальности человека, степени его участия в политической, экономической, культурной жизни Беларуси, месту проживания. В этом смысле гражданство следует отличать, например, от разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, которое может быть выдано иностранным гражданам, лицам без гражданства.
3. Устойчивая связь. Государство связано, то есть находится в правоотношениях не только со своими гражданами, но также иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Беларусь. Однако связь государства с иностранцами и лицами без гражданства не носит устойчивого характера. Как только они покидают территорию Республики Беларусь, связь данных лиц с нашим государством прекращается. Что же касается белорусских граждан, то они обладают правами и несут обязанности перед Беларусью, как на ее территории, так и находясь за пределами Беларуси. Белорусское государство, таким образом, защищает своих граждан независимо от места их нахождения. Кроме того устойчивость гражданства проявляется в том, что оно не прекращается с выездом человека на постоянное место жительства за рубеж, при вступлении в брак с иностранцем.
Принципы гражданства Республики Беларусь:
- Признание за каждым человеком права на гражданство в Республике Беларусь. Для иностранных граждан названный принцип означает возможность обращения с ходатайством о приобретении белорусского гражданства. Для лиц, уже имеющих гражданство Беларуси, рассматриваемый принцип означает:
- возможность сохранения гражданства Беларуси. Никто не может быть лишен гражданства Беларуси.
Лишение гражданства – это его принудительное прекращение государством в качестве санкции.
- возможность для гражданина Беларуси изменить свое гражданство, приобретая гражданство другого государства.
- Равное гражданство. Права и обязанности любого гражданина Республики Беларусь одинаковы, независимо от того, по какому основанию приобретено белорусское гражданство. Но есть исключение: право гражданина Беларуси быть избранным Президентом зависит от основания приобретения гражданства. Президентом Беларуси может быть только гражданин нашей страны по рождению.
- Минимизация случаев безгражданства. Данный принцип выражается в недопустимости выхода из гражданства Беларуси человека, который одновременно не приобретает гражданства другого государства. Таким образом, человек не может отказаться от гражданства Беларуси, не приобретая при этом гражданства другого государства.
- Недопустимость множественного, в том числе двойного гражданства.
Множественное гражданство – это устойчивая правовая связь человека с несколькими суверенными государствами.
Не является множественным гражданством связь человека с Республикой Беларусь и межгосударственным образованием, союзным государством. Не считается также множественным гражданством связь человека с государством в целом и его частью, например субъектом федерации, автономным образованием в составе другого государства. Только в случаях, предусмотренных международными договорами, граждане Беларуси могут одновременно состоять в гражданстве другой страны. Это очень редкое исключение.
Рассмотренные принципы гражданства, а также сущностные черты данного института позволяют уяснить значение гражданства Республики Беларусь: оно выступает предпосылкой полноты правового статуса индивида. Только граждане Беларуси обладают полнотой прав и обязанностей перед Республикой Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, например, избирательного права, права участвовать в референдумах, права на доступ к должностям в государственных органах, права быть членом политических партий, обязанности защищать Беларусь. В то же время не следует преувеличивать влияние гражданства на правовой статус человека. Так статья 11 Конституции закрепляет в качестве общего права положение о равенстве граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами, лицами без гражданства.
№ 34. Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства
Приобретение гражданства Республики Беларусь:
Существует несколько главных оснований (способов) приобретения белорусского гражданства:
Ø По рождению. Абсолютное большинство людей приобретают гражданство по рождению. В данном случае применяются 2 принципа: принцип крови и принцип почвы. Принцип крови означает, что при приобретении гражданства по рождению учитывается гражданство родителей. Принцип почвы означает, что приобретение гражданства по рождению ставится в зависимость от места рождения человека. В Республике Беларусь используются оба принципа, но доминирует принцип крови. Например, ребенок на момент рождения которого хотя бы один из родителей является гражданином Республики Беларусь, приобретает белорусское гражданство, независимо от своего места рождения.
Гражданство приобретается по рождению автоматически, при этом не требуется согласие родителей ребенка и решения уполномоченных государственных органов.
При рассмотрении вопроса о приобретении гражданства по рождению следует иметь в виду, что гражданство первоначально возникает уже с момента рождения, поэтому с приобретением гражданства по рассматриваемому основанию не надо отождествлять с моментом вручения лицу паспорта гражданина, что по белорусскому законодательству происходит по достижению 16 лет.
Ø Прием в гражданство. Данное основание связано со стремлением лица, у которого уже есть гражданство, изменить его на гражданство Беларуси. С заявлением о приеме в белорусское гражданство может обратиться любое лицо, достигшее 18 лет. Закон «О гражданстве» содержит условия приема в гражданство Республики Беларусь:
a.постоянное проживание в Беларуси непрерывно в течение 7 лет перед обращением о приеме в белорусское гражданство;
b.иметь законный источник средств существования в Беларуси;
c.владеть хотя бы одним из государственных языков в пределах, необходимых для общения;
d.принять на себя обязательство выполнять Конституцию и другие акты законодательства.
Для некоторых категорий допускается прием в гражданство Беларуси без применения условия о сроке проживания (либо данный срок может сокращаться):
Ø для белорусов (3 млн. белорусов за пределами, 1млн. в России, 600.000 в США);
Ø для лиц, которые имеют выдающиеся достижения для Беларуси, обладают большими способностями в науке, культуре, спорте.
Ø Регистрация. По сути это тот же прием в гражданство, но в более простом порядке. При регистрации не применяются условия о постоянном проживании в Беларуси, о наличии источников средств к существованию. Более того, более простой при регистрации является и сама процедура рассмотрения заявления лица. Если заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь может рассматриваться не более года, а решение принимается Президентом, то при регистрации заявление рассматривается в срок не более 3 месяцев, а решение принимается органами внутренних дел. Регистрация применяется, прежде всего, для лиц, состоявших в гражданстве бывшего СССР. Заявление о регистрации в качестве гражданина Республики Беларусь может обратиться лицо, достигшее 18 лет.
Законодательство устанавливает случаи, когда лицо не может приобрести гражданство:
a.если оно не выходит при этом из гражднианства другого государства;
b.если лицо совершило тяжкое преступление.
Отсутствие данных обстоятельств не означает, что лицо будет обязательно принято в гражданство Республики Беларусь. Закон «О гражданстве» гласит, что прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов белорусского государства.
В указе Президента 2004 года вскользь написано, что при рассмотрении заявления рассматривается, что если лицо привезло 300 млн. рублей, то этот фактор влияет на получение гражданства.
4. Приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства его родителей.
Прекращение гражданства Республики Беларусь:
Существует несколько оснований прекращения белорусского гражданства:
· Выход из гражданства. Это прекращение гражданства Республики Беларусь по воле лица, приобретающего гражданство другого государства. Решение по поводу выхода из белорусского гражданства конкретного лица принимается Президентом.
· Утрата гражданства. Это прекращение гражданства Республики Беларусь не по инициативе самого лица, а в силу предписаний закона. Например, белорусское гражданство утрачивается при поступлении лица на военную службу, службу в полиции, в органы безопасности других органов иностранного государства.
Закон «О гражданстве» предусматривает ряд случаев, когда лицу может быть отказано в прекращении гражданства:
Ø Если лицо, которое выходит из гражданства Республики Беларусь, не приобретает при этом гражданства другого государства;
Ø Если у лица имеются обязательства публичного (задолженность по налогам) или частного характера (алименты) перед государством;
Ø Если в отношении лица ведется расследование или уже вынесен обвинительный приговор суда.
Для утраты гражданства не требуется принятия решения какими-либо государственными органами. Утрата гражданства просто регистрируется органами внутренних дел либо органами дипломатической службы Беларуси.
· Смерть человека.
№ 35. Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
Ø хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;
Ø родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
Ø родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Гражданство ребенка в случае изменения гражданства родителями или усыновителями:
В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Сохранение гражданства Республики Беларусь ребенком, над которым установлены опека или попечительство:
Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Приобретение ребенком гражданства Республики Беларусь в случае приобретения гражданства Республики Беларусь одним из родителей:
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Сохранение ребенком гражданства Республики Беларусь в случае выхода одного из родителей из гражданства Республики Беларусь или его утраты:
Если один из родителей выходит из гражданства Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Гражданство ребенка при усыновлении:
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
Ø супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
Ø супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
Ø супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства.
№ 36. Классификация основных прав и свобод
Конституционные (основные) права и свободы составляют сердцевину конституционно-правового статуса личности. В Конституции применяются термины «права» и «свободы». Право – мера возможного поведения субъекта правоотношений. Существенных различий в содержании этих терминов нет. Считается, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван ограждать личность от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода мысли и слова), а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства (право избирать и быть избранным, право на забастовку).
Особенности конституционных (основных) прав и свобод заключаются в следующем:
· имеют повышенную значимость для общества;
· составляют ядро других прав, получают свое развитие в правах, установленных другими отраслями права;
· обеспечиваются повышенной правовой охраной. Конституционные (основные) права и свободы классифицируются следующим образом.
1. Традиционно права и свободы делят на две группы:
Ø естественные права человека – они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.);
Ø позитивные права гражданина – они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.).
2. По времени возникновения выделяют три поколения прав:
Ø к правам первого поколения относят права, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права.
Эти права выражали так называемую «негативную свободу»: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни;
Ø к правам второго поколения относят социально-экономические и культурные права (так называемые «позитивные права»);
Ø к правам третьего поколения (стали формироваться после Второй мировой войны) относят коллективные права.
3. По содержанию права и свободы человека делятся на:
Ø личные (гражданские) права и свободы – они принадлежат всем лицам, независимо от гражданства:
ü право на жизнь (ст. 24 Конституции Республики Беларусь);
ü право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25 Конституции Республики Беларусь);
ü неприкосновенность частной жизни (ст. 28 Конституции Республики Беларусь);
ü неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции Республики Беларусь);
ü право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст. 30 Конституции Республики Беларусь);
ü свобода совести (ст. 31 Конституции Республики Беларусь);
ü свобода мнений и убеждений (ст. 33 Конституции Республики Беларусь);
ü право на национальную принадлежность, пользование родным языком (ст. 50 Конституции Республики Беларусь);
ü право на судебную защиту (ст. 60 Конституции Республики Беларусь);
ü право на юридическую помощь (ст. 62 Конституции Республики Беларусь);
ü право на защиту международных организаций (ст. 61 Конституции Республики Беларусь).
Ø политические права – относятся только к гражданам государства:
ü право на управление делами общества и государства (ст. 37 Конституции Республики Беларусь);
ü право избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38 Конституции Республики Беларусь);
ü право на обращение в государственные органы (ст. 40 Конституции Республики Беларусь);
ü право на свободу объединений (ст. 36 Конституции Республики Беларусь);
ü свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст. 35 Конституции Республики Беларусь);
ü право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34 Конституции Республики Беларусь);
ü право на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой (ст. 39 Конституции Республики Беларусь);
Ø экономические, социальные и культурные права:
ü право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствием с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41 Конституции Республики Беларусь);
ü право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством, общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42 Конституции Республики Беларусь);
ü право трудящихся на отдых (ст. 43 Конституции Республики Беларусь);
ü право собственности (ст. 44 Конституции Республики Беларусь);
ü право на жилище (ст. 48 Конституции Республики Беларусь);
ü право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45 Конституции Республики Беларусь);
ü право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции Республики Беларусь);
ü право на образование (ст. 49 Конституции Республики Беларусь);
ü право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47 Конституции Республики Беларусь);
ü право на участие в культурной жизни (ст. 51 Конституции Республики Беларусь).
Следует отметить, что личные (гражданские) права относятся к негативным правам, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные – к позитивным, реализация которых возможна только с помощью государства.
4. В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся:
Ø права и свободы человека;
Ø права и свободы гражданина.
5. По способу реализации права и свободы делятся:
Ø индивидуальные права;
Ø коллективные права.
Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции и, прежде всего, в разделе II «Личность, общество, государство».
№ 36.1. Классификация основных прав и свобод (дополнение)