Государственное устройство и общественный строй Полоцкого и Туровского княжеств
В рассматриваемый период население не территории Беларуси не было однородным. Классовая структура общества в 9-12 веках характеризовалась наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с основными классами существовали крестьяне-данники и свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная). Класс феодалов и бояр: образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. На вершине феодальной иерархии стоял великий князь, затем шли князья-владельцы отдельных крупных земель-княжеств. За ними шли феодалы - владельцы больших и малых поместий (бояре). Некоторые из мелких феодалов впоследствии шли на службу к богатейшим, становились их вассалами. К классу феодально-зависимых людей относились крестьяне-данники или как они упоминаются в других источниках свободные общинники - категория населения, не находящаяся в зависимости от отдельных феодалов, а выполняющая определенные повинности и вносящая феодальную ренту непосредственно в пользу государства. Они вели свое собственное хозяйство и обязаны были вносить в пользу центральных и местных органов управления определенную дань. Формы и размеры крестянских повинностей были разнообразными. Выплата дани была связана с такими повинностями как полюдье, повоз и другими. Чаще всего были известны случаи смешанных повинностей.Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель. Челядь - общий термин, которым в 11-13 веках обозначалось феодально-зависимое население.Источники образования класса феодально-зависимых людей:
- в результате имущественного расслоения крестьян, которые обеднев, оказались в долговой кабале.
- в результате насильного принуждения бывших свободных общинников выполнять повинности в пользу феодала или государева.
- в следствии оседлости холопов и других несвободных людей на земле.
Источник образования невольного населения - плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, наказание за совершенное преступление, невыплаченные долги.
Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.
Не только крестьяне, но и жители городов попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу государства многие повинности. Итак, на территории Беларуси в 9-12 веках складывалось общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над другим.
Что касается политического строя сложившихся государств, то он также проходил процесс становления. Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь — удельные князья — бояре. Они создали местную администрацию — в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в городе Полоцк было вече. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника. Каждое древнее государство имело свой политический центр, стольный, или старейший город. Высшими органами власти были князь, княжеский совет и вече. Функции органов центрального управления выполняли некоторые должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун и другие, а также высшие представители православной церкви - епископ и игумен (настоятель).
В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. В 9-12 веках чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - славный город. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.
По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена. Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.