Правотворчество: понятие, соотношение с «правообразованием». Принципы правотворчества
Правотворчество – это деятельность по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, осуществляемая полномочными органами государственной власти, народом в порядке референдума, органами местного самоуправления, локальными структурами. Или: правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию и принятию нормативных правовых актов.
В юридической литературе правотворчество рассматривают в узком и широком смыслах. Первое, - узкое (буквальное) понятие правотворчества было раскрыто выше. Назовем в этой связи принятие Государственной Думой закона либо принятие закона непосредственно населением путем референдума.
Правотворчество в широком смысле - это наиболее объемное понятие, отражающее процесс формирования права под влиянием объективных потребностей общества – экономической, социальной, политической и иной направленности. Соответственно, здесь используется понятие «правообразование». Оно включает и собственно правотворческий, и весь предшествующий подготовительный процесс формирования права.
Можно сказать, что правообразование в своем развитии проходит три этапа. Первый – это возникновение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. В этой ситуации наметились предпосылки правообразования. Второй – связан с осознанием необходимости правового регулирования этих общественных отношений. В качестве производного фактора следует признать то, что начинает формироваться правотворческий замысел. При таком положении, правотворчество – итоговая часть правообразования, в рамках которой принимаются необходимые правовые акты, содержащие юридические нормы.
Существенно то, что процесс правообразования включает анализ и оценку сложившейся действительности, разработку концепции о будущем правовом регулировании, а также разработку проектов нормативных правовых актов. Как видно, правотворчество – заключительная грань в процессе образования права.
На правотворчество оказывает влияние целый ряд факторов объективного и субъективного характера. К первым относятся: материальные условия жизни общества, состояние отношений между национальными, этническими общностями, внешнеполитические особенности страны и др. Субъективные факторы - это потребности и интересы различных социальных групп в нормативном правовом регулировании общественных отношений, взгляды и позиции участников правотворческого процесса.
Основные особенности правотворчества
Правотворчество сложное по содержанию явление, деятельность по формированию общих правил поведения. Они отличаются следующими особенностями:
1) государственный фактор для правотворчества – главный, решающий, поскольку правотворческие государственные органы в основном принимают нормативные правовые акты;
2) правотворчество объективно обусловлено существующими в обществе экономическими, социальными, политическими и иными отношениями;
3) движущее начало (импульс) правотворчества – социальные потребности людей, социальных групп, интересы, свойственные обществу в целом;
4) это активная государственная деятельность, заключающаяся в творчестве права (выявление, всестороннее изучение, объективная оценка существующих на данный момент экономических, социальных и иных правообразующих факторов);
5) правотворческая деятельность осуществляется в рамках строго установленных процедур, специальных правил, содержащихся в регламентах правотворческих органов и других документах;
6) основной результат такой деятельности - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных правовых актах, хотя в действительности, юридические нормы содержатся и в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах;
7) правотворчество – важное необходимое средство управления обществом, процесс, отражающий динамику общественной жизни, изменений, происходящих в экономической, социальной и иных сферах общественной жизни;
8) это основной способ воздействия государства на общественные отношения, преобладающее средство придания праву юридической силы.
Принципы правотворчества:
1. Демократизм. Этот принцип прежде всего предполагает то, что в процессе правотворческой деятельности необходимо выявлять и выражать в законах и иных нормативных правовых актах волю народа, интересы различных социальных групп, не всегда совпадающие, способствовать их гармонизации.
Далее, начала демократизма в правотворчестве проявляются и в том, что правотворческой деятельностью в современной России занимаются не только уполномоченные государственные органы, но негосударственные структуры, например, органы местного самоуправления.
Гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его критика, предложение альтернативных вариантов – также показатель демократизма правотворческого процесса.
2. Законность. Принцип законности означает, что правотворческая деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции РФ.
3. Научность и обоснованность. Правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, быть научно обоснованным.
4. Профессионализм. Данный принцип предполагает, что процесс правотворчества должны осуществлять в основном профессионалы. Важную роль в разработке новых правотворческих решений играет участие квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей сфере, имеющих высокую профессиональную подготовку.
В юридической литературе в числе принципов правотворчества также называют:
- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных правовых актов);
- постоянное техническое совершенствование принимаемых нормативных правовых актов;
- сочетание общегосударственных и региональных интересов;
- информационное обеспечение правотворческого процесса и др.