Оформление обложки и переплета
Какие сведения о книге поместить на обложке или переплете? Как подать эти сведения? Вот основные вопросы, связанные с информационно-рекламной функцией ее внешних элементов. Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или захотел прочитать, он должен прежде всего узнать название книги и фамилию ее автора. Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом. Все же на обложках или переплетах, сторонки которых оклеены бумагой, обычно помещают несколько больше сведений, чем на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями,— на бумаге можно четко отпечатать более мелкий шрифт, чем на ткани или подобном ей материале.
Чисто шрифтовое (или с добавлением элементов несложного орнамента) оформление переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной литературы, для подписных изданий.
Шрифтовая надпись на переплете (обложке) имеет прежде всего информационное значение. Исходя из этого, казалось бы, достаточно, чтобы она была выполнена четким шрифтом. И все же важно, чтобы шрифт был не только четок, но и красив, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки и т. п.) — логична и обоснованна.
Рисунок шрифта чаще всего не связан непосредственно с содержанием книги. Однако возможно, в особенности в изданиях художественной литературы (но не только в них), и такое решение, при котором рисунок шрифта путем более или менее сложных ассоциаций оказывается связанным с содержанием книги, говорит читателю о нем (рис. 82).
В композицию на обложке или переплете часто входят, кроме шрифта, еще и изобразительные элементы — орнаментальные, эмблематические (или символические), тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги.
Изображения, помещаемые на переплете или обложке, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Например, изображение печатной машины сообщает о полиграфической тематике книги. Но и при таком подходе нельзя допускать, чтобы изображение на переплете или обложке было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным (рис. 83) (кстати сказать, фотографию для этой обложки выбрал из своего архива именно редактор книги).
Большой интерес к книге могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие об ее содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним. Такое решение возможно не только в изданиях художественной литературы (рис. 84), но и в агитационно-пропагандистских (рис. 85), научно-популярных и других.
В изданиях с художественными иллюстрациями рисунок на обложке или суперобложке имеет особое значение — он открывает всю сюиту иллюстраций.
Всегда ли оформление переплета или обложки должно быть броским? Броскость помогает заметить книгу на витрине книжного магазина, и это имеет рекламное значение, но в наших условиях в настоящее время это далеко не всегда существенно. А когда берешь книгу в руки, гораздо важнее другое— чтобы ее внешнее оформление соответствующим образом настраивало тебя. Так, на переплетах двухтомника Андерсена (художники Трауготы; рис. 86) нет ничего броского, на них помещен лишь ряд легких перовых рисунков. Но выполнены они настолько в андерсеновском духе, что, глядя на них, уже предвкушаешь радость от встречи с творениями великого сказочника.
Иной раз встречается совсем неожиданное и вместе с тем интересное оформление переплета или обложки. Например, на обложке книги Э. Багрицкого «Юго-Запад» (рис. 87) помещено воспроизведение гравюры Дюрера, оказавшейся глубоко созвучной мыслям и чувствам поэта.
На задней сторонке переплета или обложки, в ее левой верхней части, указывается цена книги. То, что для сведений о цене установлено постоянное место, удобно и для покупателя, и для книготорговых работников. На задней сторонке могут быть помещены также изобразительные элементы, продолжающие оформление передней сторонки, или же аннотация, сведения об авторе и тому подобное.
На обложке изобразительные и текстовые элементы могут быть расположены не только на лицевой стороне, но и на внутренней.
82. Рисунок шрифта на переплете ассоциируется с содержанием и духом литературного произведения
83. Обложка научно-популярной книги с хорошо выбранной фотоиллюстрацией
84. Рисунок на обложке, ассоциативно связанный с названием книги
85. Необычное оформление переплета агитационно-пропагандистского издания, вызывающее интерес к нему
Разыскивая нужную книгу на книжной полке или в стопке на столе, мы видим только ее корешок. Поэтому на корешке переплета или обложки, если его ширина позволяет, печатают название книги, или фамилию автора, или то и другое. В многотомных изданиях на корешке указывают и порядковый номер тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены как поперек, так и вдоль его. В последнем случае у нас принято располагать надпись так, чтобы она читалась, когда книга стоит на полке, снизу вверх. Но при таком расположении, когда стопка книг лежит на столе, надпись получается перевернутой. Чтобы подчеркнуть настольный характер издания, иногда надпись помещают наоборот (см., например, многотомное издание «Советский Союз», изд-во «Мысль»).
На корешке, отчасти в декоративных целях, нередко помещают орнамент или небольшой рисунок. Вместе с тем по этим графическим элементам легче отличить определенную книгу от других (когда мы видим их со стороны корешка). Такой прием может быть интересно использован в изданиях художественной и научно-популярной литературы при серийном оформлении.
Все графические элементы — шрифтовые надписи, изображения, помещенные на обложке или переплете,— должны быть композиционно объединены. К композиции передней сторонки в известной мере относится сказанное выше о логичности построения титульного листа. Вместе с тем особое назначение переплета и обложки, их объемность (трехмерность), возможность применения различных по фактуре материалов, особенное значение изобразительных элементов — все это позволяет внести большое разнообразие в оформление внешних элементов книги, находить все новые и новые композиционные решения.
Отметим некоторые специфические особенности оформления переплета и обложки. Одна из них — широкое использование цвета. Печать на обложке и переплете очень часто делается в несколько красок, и их удачное сочетание с цветом и фактурой бумаги и переплетных материалов позволяет получить большой художественный эффект. Спокойному оформлению более соответствуют нерезкие сочетания цветов, динамичному — контрастные.
Другая особенность оформления некоторых видов переплета— применение тиснения, то есть такой печати, которая изменяет рельеф поверхности переплетной крышки. Тиснение используют главным образом на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями, а иногда — и на оклеенных достаточно прочной бумагой.
Различают несколько видов тиснения. Углубленное красочное тиснение широко используется как для основных текстовых элементов (заглавие книги, фамилия автора), так и для воспроизведения орнамента и рисунка. Углубленное бескрасочное тиснение («блинт») применяется главным образом для второстепенных текстовых элементов, например, названия издательства и цены, частично — для орнамента и рисунков, для создания фона. Рельефное, или конгревное (по имени считавшегося изобретателем этого способа англичанина Конгрева), тиснение позволяет получить неодинаковую высоту рельефа на различных участках изображения, что придает ему некоторое сходство со скульптурой — барельефом. Рельефное тиснение технически сложно, и им пользуются в основном для изданий, выпускаемых в особом оформлении. Часто на переплете имеется тиснение двух или даже трех видов.
Тиснение мелких изобразительных элементов связано с техническими трудностями. Поэтому в оригиналах для тиснения рисунки дают без очень мелких деталей.
86. Переплет, оформление которого хорошо соответствует духу помещенных в книге произведений
87. Обложка книги советского поэта с репродукцией гравюры художника эпохи Возрождения
К бумаге для оклейки переплета, так же как и к обложке, может быть припрессована прозрачная синтетическая пленка. Таким путем значительно увеличивается прочность этих элементов книги, а вместе с тем их поверхность приобретает специфический блеск. Покрытие пленкой целесообразно и в гигиеническом отношении. Особенно целесообразен этот прием в оформлении книг для детей, школьных учебников, научно-популярных и литературно-художественных изданий, литературы для туристов.
Особенности конструкции книжного блока. Приложения
Если книга выпускается в переплете, то конструкция и оформление книжного блока могут иметь некоторые особенности.
При переплетах с кантом и объеме не менее 160 страниц корешок блока вверху и внизу обычно оклеивают капталом — полоской тесьмы с утолщенной кромкой. Каптал, цвет которого подходит к цвету переплета, не только скрепляет листы блока, но и придает его корешку более аккуратный вид, украшает книгу.
Некоторые издания в переплете, к которым читатель часто обращается, или книги, предназначенные для медленного чтения (например, серия «Классики науки», выпускаемая издательством «Наука»), и книги в улучшенном оформлении снабжаются ленточкой-закладкой, приклеенной под капталом к корешку книжного блока. Такая ленточка облегчает пользование книгой и способствует ее сохранности.
В капитальных изданиях целесообразно иметь две-три ленточки-закладки различных цветов.
Верхний обрез блока (или верхний и боковой) может быть окрашен в цвет, гармонирующий с цветом переплета. Этот прием имеет декоративное значение. Если же обрез, кроме того, имеет как бы полированную поверхность, то с него легче стирать пыль.
Иногда обрез блока торшонируют, то есть делают его поверхность неровной, волнистой. Такая отделка обреза в какой-то мере имитирует неровные края бумаги ручной выработки и тем самым стилизует книгу «под старину».
В объемистых словарях и тому подобных справочных изданиях на переднем боковом поле блока могут быть сделаны наклейки и высечки, благодаря чему становится легче находить слова на ту или другую букву. Такой прием целесообразен, но применяется очень редко, так как процесс наклейки и высечки пока еще не механизирован.
В каталогах часто бывает желательна возможность вынимать отдельные листы, дополнять издание новым материалом или удалять из него устаревший. С этой целью книжный блок комплектуют не из сфальцованных тетрадей, как это делается обычно, а из двухстраничных листков. Комплекты листков соответствующим образом просекают по корешковому полю и затем надевают на скобы специального приспособления (металлического или пластмассового), которое прикреплено к переплетной крышке. Скобы легко раскрываются и закрываются, позволяя обновлять помещенный в издании материал. Чтобы легче находить в таких изданиях нужный листок, иногда начинают каждый раздел шмуцтитулом, напечатанным на тонком картоне.
В изданиях, выпускаемых в особом оформлении, возможны и другие особенности формирования и конструкции блока. Встречаются, например, издания, где различные элементы книжного блока напечатаны на листах, не одинаковых по формату и цвету.
В отдельных, особо оформленных изданиях, где на каждом развороте помещен крупный рисунок (он может занимать и корешковые поля), печать производят с одной стороны бумажного листа. При этом брошюровочные работы производят так, что в готовой книге читатель видит только страницы с оттисками, а незапечатанные страницы скрыты.
В изданиях для детей иной раз отказываются от прямоугольной формы книжного блока (рис. 88). В книжках-игрушках встречается и такая конструкция, благодаря которой при раскрывании книги на разворотах появляются трехмерные композиции.
Некоторые издания включают и такие элементы, которыми удобнее пользоваться, если они не скреплены с книжным блоком,— таковы, например, картографические приложения к учебникам истории.
В современной книге встречаются приложения и других видов. Один из них — это своего рода инструменты для практической работы (например, в книгах о техническом редактировании — линейки для специальных расчетов). Другой вид приложений — это аудиоэлементы: граммофонные пластинки или магнитофонные ленты с записью, например, стихов в исполнении автора или текста на иностранном языке с правильным произношением.
88. Детская книжка непрямоугольной формы
В некоторых случаях, например в учебниках иностранных языков, аудиоэлементы могут быть равноправной и даже доминирующей частью издания.
Для приложений в одних случаях достаточен бумажный карман, который приклеивается к заднему форзацу, в других,— например для аудиовизуальных изданий, необходим футляр или коробка, материал, конструкция и внешнее оформление которых должны быть хорошо продуманы. В частности, коробки сложной конструкции для аудиовизуальных изданий целесообразно изготовлять из пенопласта. А если издание выпущено в обложке, то грампластинка может быть соединена с обложкой своего рода скобой, получаемой путем просечки.